Правовой нигилизм и правовой идеализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

В своей работе я попытаюсь определить источники правового нигилизма, исторический путь развития правового нигилизма в России и определить роль государства в явлении правового нигилизма.
В процессе анализа исторических фактов я постараюсь максимально абстрагироваться от всех идеологических и политических учений и выполнить работу беспристрастно.

Содержание работы

Введение
Глава 1
1. Государство и право в системе социального регулирования общественных отношений
2. Правовой нигилизм и правовой идеализм
Глава 2
1. Формы и соотношение правового нигилизма и правового идеализма
2. Влияние правового нигилизма и правового идеализма на правовой мир личности и систему общественных отношений
Заключение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

План

Введение

Глава 1

1. Государство  и право в системе социального  регулирования общественных отношений

2. Правовой нигилизм  и правовой идеализм

Глава 2

1. Формы и  соотношение правового нигилизма  и правового идеализма

2. Влияние правового  нигилизма и правового идеализма на правовой мир личности и систему общественных отношений

Заключение

Введение

Свою курсовую работу я решил написать по теме, которая касается правового нигилизма.

Эта тема представляет для меня большой интерес, так  как именно правовой нигилизм – наиболее масштабное явление в России.

В своей работе я попытаюсь определить источники  правового нигилизма, исторический путь развития правового нигилизма  в России и определить роль государства  в явлении правового нигилизма.

В процессе анализа  исторических фактов я постараюсь максимально абстрагироваться от всех идеологических и политических учений и выполнить работу беспристрастно.

1 Государство и право в системе социального регулирования общественных отношений

В современном  способе построения общественных отношений огромную роль играют государство и право. Они являют собой основные элементы общественной жизни. Для понимания сути воздействия государства и права на систему социального регулирования общественных отношений необходимо иметь четкое представление о самих макропонятиях "Государство" и "право". На данном этапе не имеет значения с какой точки зрения рассматривать сущность права – позитивистской или естественной. Нам необходимо максимально общие и в тоже время точные определения данных понятий. Итак, рассмотрим несколько определений понятия "государство":

1. государством  называется территориальная целостность,  созданная национальной или многонациональной  общностью, в которой с помощью  политической элиты поддерживается  юридический порядок, включая  законное право применения насилия;

2. Государство  – это организация политической  власти содействующая преимущественному  осуществлению конкретных классовых,  общечеловеческих, религиозных, национальных  и других интересов в пределах  определенной территории (Н.И. Матузов);

3. Государство  – единая политическая организация  общества, которая распространяет  свою власть на всю территорию  страны и ее население, располагает  для этого специальным аппаратом  управления, издает обязательные  для всех веления (В.Н. Хропанюк).

От определений  государства переходим к определению  права.

1. право –  система общеобязательных формально  определенных неперсонифицированных  правил поведения, установленных  и обеспеченных государством  и являющихся властноофициальным  регулятором общественных отношений.

2. Право –  единственная система норм, которая  обязательна для всего населения,  проживающего на территории определенного  государства; выражает общую и  индивидуальную волю граждан  государства, им охраняется и  устанавливается в официальных  актах (В.Н. Хропанюк).

Эти определения  – малая часть всех определений, которые существуют в теории государства  и теории права. Обобщая оба этих понятия, мы можем сделать следующие  выводы:

1.1. Любое государство  – союз политических сил, издающий  правовые нормы.

1.2. Государство имеет единую территорию.

1.3. Неотъемлемая  часть государства - право

2.1. Право –  система общеобязательных норм.

2.2. Право устанавливается  и охраняется государством, выражая  волю политической элиты общества.

2.3. Право служит  регулятором общественных отношений. 

Ни теоретически, ни практически право невозможно отделить от государства, а государство  – от права. Государство и право  представляют собой единую систему, которая взаимодействуя своими составными частями, стремится к той или  иной цели (в большинстве случаев этой целью является становление правового государства). Государство и право постоянно поддерживают друг друга (государство в своей деятельности опирается на право и конкретные правовые нормы, правовые нормы устанавливаются государством на основе возникновения общественных отношений).

Наличие и грамотное  применение права является важнейшим  признаком государства и залогом  успеха взаимоотношений общества и  государства.

Государство, выражая  право в виде конкретных нормативно-правовых актов и других формах права, создает правовую систему, совершенствует ее и претворяет нормы права в жизнь.

Социальное  назначение государства лежит в  определении его сущности. Государство  – средство социального компромисса  общества и самого государства. Устанавливая конкретные правовые нормы, государство воздействует на общество в целом, на духовный мир и материальные отношения его членов (субъектов права).

Пытаясь выяснить социальное назначение права, необходимо учитывать, что правовые нормы являются одной из разновидностей социальных норм. Социальные нормы – объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ долинного и возможного (Н.И. Матузов). Помимо правовых норм в число социальных норм входят моральные, политические, эстетические, религиозные, семейные нормы, нормы традиций и обычаев, деловые нормы, нормы этикета.

Объектом регулирования, выполняемом социальными мерами, нормами являются отношения между  людьми и их объединениями. Указывая границы "должного и возможного". Социальные нормы регулируют (причем довольно полно и всесторонне) систему жизни современного общества, за исключением случайностей, которые не могут быть отражены в конкретной норме. Право не являясь только более конкретной социальной нормой регулируют отношения в обществе.

Выявить социальное назначение права можно из его  многолетних определений и определений  сущности права, т.к. именно право вступает регулятором общественных отношений, а способ его применения формирует  определенный вид правосознания, развивает и предопределяет правовую культуру личности.

При посредничестве права государство реализует  ряд своих внутренних функций, которые  влияют и на социальные взаимоотношения  в обществе (это и охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка и соблюдения законности, социальная защита отдельных категорий населения и ряд других).

Таким образом, государство и право окружают человека со всех сторон, не вторгаясь  лишь в его внутренний мир.

Подводя итог всему  вышесказанному мы можем сделать  несколько выводов:

1. Государство  и право играют большую роль  в системе регулирования общественных  отношений;

2. Государство  и право оказывают косвенное  влияние на формирование правовой  культуры общества, причем влияние  это может быть как отрицательным,  так и положительным.

Учитывая тему моей курсовой работы, следует подробно рассмотреть влияние государства  и права на общество, особенно на качество этого влияния.

Право реализуется  государством различными средствами и  по-разному воздействует на сознание и поведение людей. Качество влияния права, как я уже писал, может быть либо положительным, либо отрицательным. Положительное влияние права мы видим, когда права и правовые нормы действуют в обществе и соблюдаются (принимаются) его членами.

Примером отрицательного воздействия права на общество служит правовой нигилизм --- неприятие права.

Учитывая важность права в современном государстве, следует выяснить причины, вызывающие правовой нигилизм.

2. Правовой нигилизм и правовой идеализм (понятие и причины явлений)

Для начала следует разобраться, что же такое нигилизм вообще.

Нигилизм ( от лат. Nihil – ничто) - в широком смысле отрицание общепринятых ценностей  и норм, укоренившихся форм общественной жизни (*Кр словарь по философии под  ред. Блауберга. Полит. Литература, 1979. стр. 205). Довольно часто нигилизм предшествует и является частью стихийных социальных протестов.

Нигилизм является одной из форм социального поведения, сознания и мироощущения личности. По утверждению большинства философов, нигилизм возник давно, но наибольшее распространение он получил в XIX веке (в основном в России и странах Западной Европы). Нигилизм как часть идеологического учения связан с именами таких философов, как Якоби, Ницше, Прудон, Хойдоггер, Кропоткин, Бакунин и ряд других авторов. Нигилизм чрезвычайно разнообразен и может принимать различные формы выражения, такие как политическая, правовая, нравственная, культурная, идеологическая и т.д. Форма выражения нигилизма зависит от того, в какой области знаний и в какой сфере жизни общества отрицаются те или иные ценности.

Яркие примеры  нигилистов мы можем найти в художественной литературе XIX века. В основном это  произведения Тургенева ("Отцы и  дети", представитель нигилизма  – Базаров). Российский нигилизм того периода носил революционный  характер.

Социалисты  периода XIX века считали, что нигилисты  – это движущая сила общества и  молодую поросль новой молодежи следует искать "в недоученных  учениках Чернышевского и Добролюбова, в Базаровых, в нигилистах - в них  жизнь, в них энергия, в них  честная и сильная воля". (* Письма М.А. Бакунина к А.И. Герцену и Н.П. Огареву. С.П.б., 1906. с. 293. ст. Н.И. Матузова "Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны "одной медали"// Известия ВУЗов. Правоведение №2 1994).

По утверждению  С.Л. Франка России присущ нигилизм, нигилистическое отношение к большинству ценностей того периода: "Русский интеллигент не знает никаких абсолютных ценностей, никаких критериев, никакой ориентировки в жизни, кроме морального разграничения людей, поступков, состояние на хорошие и дурные, добрые и злые. Морализм это есть лишь отражение ее нигилизма.… Под нигилизмом я разумею отрицание или непризнание абсолютных (объективных) ценностей". (* Франк С.Л. Этика нигилизма // Вехн. Из глубины. М., 1991. с. 170,172,173).

Известный русский теоретик анархизма М.А. Бакунин (18 мая 1814 г. – 1 июля 1876 года) частично выявил причины нигилизма в своей книге "Государственность и анархия":

" Мы, русские,  все до последнего, можно сказать,  человека, знаем что такое, с  точки зрения внутренней жизни ее, наша любезная всероссийская империя. Для небольшого количества, может быть для нескольких тысяч людей, во главе которых стоит император со всем августейшим домом и со всей знатною челядью, она – неистощимый источник – нравственных; для более обширного, хотя все еще тесного меньшинства, состоящего из нескольких десятков тысяч людей, высоких военных, гражданских и духовных чиновников, богатых землевладельцев, купцов, капиталистов и паразитов, она – благодушная, благодетельная и снисходительная покровительница законного и весьма прибыльного воровства; для обширнейшей массы мелких служащих, все-таки еще ничтожной в сравнении с народною манной – скупая кормилица; а для бесчисленных миллионов чернорабочего народа – злодейка – мачеха, безжалостная обирательница и в гроб загоняющая мучительница". (*М.А. Бакунин, Собр. Соч. "Государственность и анархия".).

При таком отношении  пусть даже теоретика к государству ( оно во многом правильное) неизбежно  возникают предпосылки для формирования нигилистического отношения к государству.

Общей чертой всех форм нигилизма является отрицание, но не всякое отрицание есть нигилизм. Отрицание – понятие более  широкое чем нигилизм, оно присуще  человеческому созданию и диалектическому  мышлению.

В работах философов ( в основном, социалистов) нигилизм упоминается в весьма положительном контексте. Так, Ф. Энгельс писал: "Появление молодой буржуазии нашло свое отражение в либерально-конституциональном движении, а зарождение пролетариата - в движении, которое обычно называют нигилизмом (*Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.22. стр. 41). Вообще, борьба против антинародных режимов (или "революционное движение") не может быть нигилизмом в полном смысле этого слова. Здесь происходит слияние нигилизма и естественной борьбой против устаревшей системы.

Несмотря на ряд положительных ситуаций ( в  частности, упоминавшаяся выше), нигилизм в общественном сознании сочетается с деструкцией (объект деструкции зависит  от формы выражения нигилизма). Очень  часто нигилизм принимает весьма радикальные формы своей реализации, выливаясь в антиобщественные и асоциальные действия. В своих наиболее крайних и редких проявлениях он объединяется с анархическими, лево – и праворадикальными движениями, политическим экстремизмом и максимализмом.

Проявления  социального и культурного нигилизма мы можем наблюдать в поведении членов движения Панков (современная или относительно современная молодежь, отличающаяся радикализмом в воззрениях, отрицающая необходимость государства и государство в целом; отличаются радикализмом в стиле поведения одежды, причесок и т.д.) и скинхедов ( неонационалисты, отличающиеся резким политическим нигилизмом единства наций). Вообще, радикализм свойственен молодежи, а по утверждению Н.И.Матузова "Нигилизм – стереотип мышления любого радикала, даже если он этого не осознает" (* гл-л. Из ВУЗ, правоведение., №2, 1994, " Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной медали ", стр.4).

Примером того, что нигилизм свойственен молодежи, может быть и ситуация из прошлого – социалистам – революционерам XIX века базой поведения служил радикализм (террор) как метод воздействия на политическую власть. Учитывая тот факт, что нигилизм и радикализм "как стереотип мышления" ( а зачастую и поведения) принадлежит молодежи, более интересно выяснить причины правового нигилизма в современном обществе.

Еще одной характерной  чертой нигилизма является не объект отрицания (он может только определять конкретную форму нигилизма), а "степень, интенсивность, категоричность этого  отрицания – с преобладанием  субъективного точнее индивидуального начала" (Н.И. Матузов). Действия нигилистов в наиболее интенсивных и категоричных своих проявлениях зачастую становится фактически антиобщественными и асоциальными, как то преступление, нарушение конкретных правовых и моральных норм. Характерно для нигилистов и отсутствие программы их действий.

Информация о работе Правовой нигилизм и правовой идеализм