Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 15:10, курсовая работа
В своей работе я попытаюсь определить источники правового нигилизма, исторический путь развития правового нигилизма в России и определить роль государства в явлении правового нигилизма.
В процессе анализа исторических фактов я постараюсь максимально абстрагироваться от всех идеологических и политических учений и выполнить работу беспристрастно.
Введение
Глава 1
1. Государство и право в системе социального регулирования общественных отношений
2. Правовой нигилизм и правовой идеализм
Глава 2
1. Формы и соотношение правового нигилизма и правового идеализма
2. Влияние правового нигилизма и правового идеализма на правовой мир личности и систему общественных отношений
Заключение
3. Издание противоречивых,
параллельных или
В данной форме правовой нигилизм можно выделить несколько подформ:
1. Становление подзаконного акта на место законного.
2. Издание параллельно действующих нормативных актив.
3. Издание противоречивых на.
Данный вид правового нигилизма вызывается изданием большого числа несинхронизированных нормативно-правовых актов. Некоторые нормативные акты не учитывают всей сложности общественных отношений, которые они обязаны объективно регулировать. Несовершенство регулирования отношений вызываемое неадекватным законом, приводит к нарушению системы самих отношений. Механизм нарушения довольно прост. В распоряжение общества поступают два параллельно действующих закона, которые впридачу могут быть и одинаковыми по юридической значимости. Каждый член общества выбирает тот нормативно – правовой акт, который грубо говоря подходит ему больше всего, а это порождает нарушение регулирования взаимоотношений социума.
Существует понятие – война законов. Эта война непосредственно связана с правовым нигилизмом. В наиболее общих чертах война законов выражается в конфронтации между собой. Подобное явление мы могли наблюдать в России с 1990 по 1994 (1995) годы, когда "старые" правовые акты СССР "боролись" с "новыми" правовыми актами, изданными соответствующими органами РФ. Пик этого явления пришелся на осень 1992 года, когда не было ясно, что важнее – акты бывшего Верховного Совета или президентские указы.
Многие считают, что война законов ушла в прошлое, но на самом деле это не так, она лишь видоизменилась. В современной России война законов проявляется в соперничестве федеральных и региональных актов между собой.
Война законов – наиболее опасная форма правового нигилизма.
4. Подмена законности
политической, идеологической или
прагматической чем
Этот вид правового нигилизма представляет собой выход различных государственных должностных лиц и общественных организаций на не правовое поле деятельности, попытки организовать свою деятельность вне рамок конституции или действующего законодательства, стремление действовать в "разрешенном правовом пространстве".
При этом целесообразность может быть различной – государственной, партийной, местной, практической, идеологической в том числе и личной. Независимо от рода целесообразности закон, так или иначе, отодвигается в сторону. Законность как принцип противопоставляется так называемому здравому смыслу, а от этого – один шаг до нарушения правовой нормы.
Современная российская действительность показывает, что идеи законности и правопорядка могут быть использованы властными структурами как повод для применения принуждения и нарушения прав и свобод человека и гражданина. То есть, существуют и такие ситуации, которые превращают благо во вред.
"Очень точно подобную метаморфозу выразил И. А. Ильин. "По своему объективному назначению, - писал он, - прав есть орудие порядка, мира и братства; в осуществлении же оно слишком часто прикрывает собой ложь и насилие, тягание и раздор, бунт и войну".
Ш.Л. Монтескье также указывал, что самая жестокая тирания – та, которая выступает под сенью законности и справедливости. Р. Черсинг продолжает эту мысль: "Ужасное беззаконие может вершиться под видом права над самим правом". (*Н.И. Матузов, А.В. Малько. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов. М.: Юристъ, 2003).
6. Конфронтация
представительных и исполнитель
Эта форма правового нигилизма возникла в процессе становления новой для России вертикали управления (связанной с Президентом) при сохранении старой системы Советов. Эти две модели оказались радикально и в корне несовместимыми. По своим целям, задачам методам. Отсюда возникли различные конфликтные ситуации и противостояния, цель которых – стремление доказать "кто главнее".
Законы в этой борьбе становились помехой. Возникали ситуации двоевластия или безвластия.
В данной форме правового нигилизма сочетаются (причем, как это не парадоксально) государственный и правовой нигилизм. Подобная совокупность деструктирует наличествующие системы и нормы управления обществом.
7. Нарушение
или несоблюдение прав
Источником правового нигилизма в данном случае служит опять-таки государство. Наличие в стране слабой системы правовой защиты основных прав и свобод человека и гражданина побуждает и развивает неверие личности в право. Фактическое бессилие права не может не вызывать какой-то степени недоверия, переходящего в недоверие к самому себе. Неводя в правовых нормах защиты и способности реально регулировать общественные отношения человек перестает его уважать. Последствием пассивного неуважения права может стать (а в реальности в большинстве случаев – становится) правонарушение ака преступления, совершаемое недоверяющим.
За последние 7-8 лет в "независимой" прессе очень часто появлялись сообщения о так называемом "беспределе( ака бесчинстве) властей". Примеры, публикаций я приводить не буду, так как они присутствуют практически в каждом периодическом издании .
Особенно часто подобным нападкам подвергаются правоохранительные органы и их сотрудники (Министерство Внутренних Дел, Прокуратура Российской Федерации, Управление Исполнением Наказаний и т.п.).
Лично я считаю, что большинство подобных заявлений прессы надуманно и имеет своей целью дискредитировать сотрудников служб охраны правопорядка тем не менее, аресты высокопоставленных работников МУРа, МВД и других силовых структур заставляет задуматься о истинном положении дел в современной системе силовых ведомств. Нельзя не вспомнить и о коррупции.
Коррупция – форма деятельности субъекта, совершаемая им из корыстных побуждений с пользованием служебных полномочий и не учитывающих интересы государства и гражданского общества.
Факты проявления коррумпированности мы можем видеть повсеместно. Можно взять любую государственную структуру, ее часть – и в ней обязательно будет тот или иной признак этого явления.
Признаки коррупции:
1) Наличие двух сторон – государственного, служащего и криминального элемента;
2) Наличие корыстной цели
3) Наличие материальной выгоды
4) Незаконность деяния.
Как же проявляется коррупция?
Явление это не столько масштабно, что можно выделить несколько видов коррупции:
1. Связь должностного лица с элементами преступного мира. Связь эта, как правило, взаимная , но может быть и односторонней.
При взаимной связи два лица ( или несколько лиц, но одни выражают субъективные интересы, государственного служащего, другие – интересы криминальных элементов) контактируют между собой, причем контакт носит взаимовыгодный характер. Контакт может быть непосредственным и косвенным. В случае непосредственного контакта должностное лицо прямо покровительствует (передает информацию, какие – либо сведения, etc) представителю "преступного мира" в случае косвенного контакта покровительство оказывается через других людей (также членов государственного механизма).
При односторонней
связи возможно отсутствие материального
фактора как стимулятора
2. Второй вид коррупции проявляется в проникновении криминальных элементов в сам государственный механизм.
"Тема борьбы
с коррупцией находится в
Заканчивая обзор форм проявления правового нигилизма мне бы хотелось выделить основные, общие и наиболее характерные черты современных форм этого явления (Согласно Н.И. Матузову).
1. Демонстративный,
конфронтационно –
2.Массовость и распространенность не только среди граждан и групп граждан, но и в официальных государственных структурах, включая правоохранительную.
3. Многообразие форм проявления (от криминальных до легитимных и от бытовых до "верхушечных").
4. Оппозиционная направленность, регионально – националистическая окраска, переходящая в сепаратизм.
5. Слияние с государственным, политическим, нравственным, духовным нигилизмом, образующими единую систему деструкции и хаоса.
6. Связь с негативизмом.
Хочу отдельно
коснуться вопроса о
Во-первых, функции. Из 4-х основных (оценочная, регулятивная, познавательная, прогностическая) нарушаются оценочная и познавательная функции (как для нигилизма так и для идеализма).
Во-вторых, структура.
Структурально правосознание
В-третьих, виды правосознания. Влиянию подвергаются, пожалуй все виды (кроме научного и профессионального) правосознания хотя бы из этого можно сделать вывод о том, что правовой нигилизм и правовой идеализм – явления схожие.
Если же рассуждать о природе данных явлений, то напрашивается следующий вывод:
Правовой нигилизм и правовой идеализм различаясь в формах выражения и проявлений имеют одни и те же источники (классические "деформированное правосознание, низкая правовая культура и недостаточно качественное правовое воспитание") и причины происхождения (хотя правовой идеализм и стал проявляться намного позднее, чем правовой нигилизм) – государственная деятельность.
Размышляя дальше
делаем вывод, что правовой нигилизм
и правовой идеализм – части неадекватного
правосознания личности, причем при
некоторых обстоятельствах прав
Безусловно, с
чисто теоретической точки
Подводя итог этому
параграфу я хочу привести свое собственное
мнение по вопросу о составлении
правового нигилизма и
2. Влияние правового нигилизма и правового идеализма на правовой мир личности и систему общественных отношений.
Прежде всего необходимо оценить – на какие именно элементы государства и права влияют правовой нигилизм и правовой идеализм. Хочу оговориться, что в дальнейшем для более общей и широкой оценки буду называть правовой нигилизм и правовой идеализм неадекватным восприятием права.
Итак, во-первых – правосознание. Являясь следствием деформированного правосознания неадекватное восприятие права (НВП) само влияет на правосознание. По отношению к индивиду и к обществу влияние может быть следующих двух типов:
1) влияние проявления НВП индивидом оказываемое на общество;
2) влияние проявления НВП обществом, оказываемое на индивида.
Здесь под словом "общество" я понимаю окружение индивида. Отдельно отмечу, что в обоих случаях может принимать "участие" государство – индивид – государственный деятель, государство – часть общества.
Каково же качество влияния оказываемого НВП на правосознание?
Безусловно, отрицательное
и деструктивное. Положительными в
некоторых случаях могут
Следующий объект попадающий под влияние НВП – правовая культура. Как правовая культура личности, так и правовая культура общества, подвергаясь воздействию НВП, ничего хорошего не получают. НВП разрушает саму суть правовой культуры: "знать, уважать, соблюдать".
Подвергаются деформации и понимание основных принципов законности. Вместо принципа неотвратимости наказания появляется принцип безнаказанности, разрушаются принципы недопустимости замены законности целесообразностью, верховенства закона. Так начинается правонарушение.