Правовой нигилизм и правовой идеализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

В своей работе я попытаюсь определить источники правового нигилизма, исторический путь развития правового нигилизма в России и определить роль государства в явлении правового нигилизма.
В процессе анализа исторических фактов я постараюсь максимально абстрагироваться от всех идеологических и политических учений и выполнить работу беспристрастно.

Содержание работы

Введение
Глава 1
1. Государство и право в системе социального регулирования общественных отношений
2. Правовой нигилизм и правовой идеализм
Глава 2
1. Формы и соотношение правового нигилизма и правового идеализма
2. Влияние правового нигилизма и правового идеализма на правовой мир личности и систему общественных отношений
Заключение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

3. Издание противоречивых, параллельных или взаимоисключающих  актов, порождающих юридических  коллизии.

В данной форме  правовой нигилизм можно выделить несколько  подформ:

1. Становление  подзаконного акта на место  законного.

2. Издание параллельно  действующих нормативных актив.

3. Издание противоречивых  на.

Данный вид  правового нигилизма вызывается изданием большого числа несинхронизированных нормативно-правовых актов. Некоторые нормативные акты не учитывают всей сложности общественных отношений, которые они обязаны объективно регулировать. Несовершенство регулирования отношений вызываемое неадекватным законом, приводит к нарушению системы самих отношений. Механизм нарушения довольно прост. В распоряжение общества поступают два параллельно действующих закона, которые впридачу могут быть и одинаковыми по юридической значимости. Каждый член общества выбирает тот нормативно – правовой акт, который грубо говоря подходит ему больше всего, а это порождает нарушение регулирования взаимоотношений социума.

Существует  понятие – война законов. Эта  война непосредственно связана  с правовым нигилизмом. В наиболее общих чертах война законов выражается в конфронтации между собой. Подобное явление мы могли наблюдать в России с 1990 по 1994 (1995) годы, когда "старые" правовые акты СССР "боролись" с "новыми" правовыми актами, изданными соответствующими органами РФ. Пик этого явления пришелся на осень 1992 года, когда не было ясно, что важнее – акты бывшего Верховного Совета или президентские указы.

Многие считают, что война законов ушла в прошлое, но на самом деле это не так, она  лишь видоизменилась. В современной  России война законов проявляется в соперничестве федеральных и региональных актов между собой.

Война законов  – наиболее опасная форма правового  нигилизма.

4. Подмена законности  политической, идеологической или  прагматической чем сообразностью.

Этот вид  правового нигилизма представляет собой выход различных государственных должностных лиц и общественных организаций на не правовое поле деятельности, попытки организовать свою деятельность вне рамок конституции или действующего законодательства, стремление действовать в "разрешенном правовом пространстве".

При этом целесообразность может быть различной – государственной, партийной, местной, практической, идеологической в том числе и личной. Независимо от рода целесообразности закон, так  или иначе, отодвигается в сторону. Законность как принцип противопоставляется так называемому здравому смыслу, а от этого – один шаг до нарушения правовой нормы.

Современная российская действительность показывает, что идеи законности и правопорядка могут  быть использованы властными структурами как повод для применения принуждения и нарушения прав и свобод человека и гражданина. То есть, существуют и такие ситуации, которые превращают благо во вред.

"Очень точно  подобную метаморфозу выразил  И. А. Ильин. "По своему объективному  назначению, - писал он, - прав есть орудие порядка, мира и братства; в осуществлении же оно слишком часто прикрывает собой ложь и насилие, тягание и раздор, бунт и войну".

Ш.Л. Монтескье  также указывал, что самая жестокая тирания – та, которая выступает  под сенью законности и справедливости. Р. Черсинг продолжает эту мысль: "Ужасное беззаконие может вершиться под видом права над самим правом". (*Н.И. Матузов, А.В. Малько. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов. М.: Юристъ, 2003).

6. Конфронтация  представительных и исполнительных структур власти на всех уровнях.

Эта форма правового  нигилизма возникла в процессе становления  новой для России вертикали управления (связанной с Президентом) при  сохранении старой системы Советов. Эти две модели оказались радикально и в корне несовместимыми. По своим целям, задачам методам. Отсюда возникли различные конфликтные ситуации и противостояния, цель которых – стремление доказать "кто главнее".

Законы в  этой борьбе становились помехой. Возникали  ситуации двоевластия или безвластия.

В данной форме правового нигилизма сочетаются (причем, как это не парадоксально) государственный и правовой нигилизм. Подобная совокупность деструктирует наличествующие системы и нормы управления обществом.

7. Нарушение  или несоблюдение прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, неприкосновенность, безопасность.

Источником  правового нигилизма в данном случае служит опять-таки государство. Наличие в стране слабой системы  правовой защиты основных прав и свобод человека и гражданина побуждает и развивает неверие личности в право. Фактическое бессилие права не может не вызывать какой-то степени недоверия, переходящего в недоверие к самому себе. Неводя в правовых нормах защиты и способности реально регулировать общественные отношения человек перестает его уважать. Последствием пассивного неуважения права может стать (а в реальности в большинстве случаев – становится) правонарушение ака преступления, совершаемое недоверяющим.

За последние 7-8 лет в "независимой" прессе очень  часто появлялись сообщения о так называемом "беспределе( ака бесчинстве) властей". Примеры, публикаций я приводить не буду, так как они присутствуют практически в каждом периодическом издании .

Особенно часто  подобным нападкам подвергаются правоохранительные органы и их сотрудники (Министерство Внутренних Дел, Прокуратура Российской Федерации, Управление Исполнением Наказаний и т.п.).

Лично я считаю, что большинство подобных заявлений  прессы надуманно и имеет своей  целью дискредитировать сотрудников  служб охраны правопорядка тем не менее, аресты высокопоставленных работников МУРа, МВД и других силовых структур заставляет задуматься о истинном положении дел в современной системе силовых ведомств. Нельзя не вспомнить и о коррупции.

Коррупция –  форма деятельности субъекта, совершаемая им из корыстных побуждений с пользованием служебных полномочий и не учитывающих интересы государства и гражданского общества.

Факты проявления коррумпированности мы можем видеть повсеместно. Можно взять любую  государственную структуру, ее часть – и в ней обязательно будет тот или иной признак этого явления.

Признаки коррупции:

1) Наличие двух  сторон – государственного, служащего  и криминального элемента;

2) Наличие корыстной  цели

3) Наличие материальной  выгоды

4) Незаконность  деяния.

Как же проявляется коррупция?

Явление это  не столько масштабно, что можно  выделить несколько видов коррупции:

1. Связь должностного  лица с элементами преступного  мира. Связь эта, как правило,  взаимная , но может быть и односторонней.

При взаимной связи  два лица ( или несколько лиц, но одни выражают субъективные интересы, государственного служащего, другие – интересы криминальных элементов) контактируют между собой, причем контакт носит взаимовыгодный характер. Контакт может быть непосредственным и косвенным. В случае непосредственного контакта должностное лицо прямо покровительствует (передает информацию, какие – либо сведения, etc) представителю "преступного мира" в случае косвенного контакта покровительство оказывается через других людей (также членов государственного механизма).

При односторонней  связи возможно отсутствие материального  фактора как стимулятора отношений (к примеру, помощь из дружеских побуждений, оказываемая личности, нарушавшей закон  или помощь из идеологических убеждений).

2. Второй вид  коррупции проявляется в проникновении криминальных элементов в сам государственный механизм.

"Тема борьбы  с коррупцией находится в центре  внимания научной общественности  России не случайно. Коррумпированность  аппарата государственного управления  приобретает… системный характер. Громкие скандалы по поводу коррупции в высших эшелонах всех ветвей власти дезориентируют общество, порождают синдром отчуждения граждан от государства и государство от граждан, утраты… Надежды на…честную и ответственную власть… России". ( со слов Л.В. Колодкина, Н.В. Тогонидзе "Административно – правовые проблемы предупреждения коррупции и организованной преступности", журнал Государство и право.№1,2002, стр.104).

Заканчивая  обзор форм проявления правового  нигилизма мне бы хотелось выделить основные, общие и наиболее характерные черты современных форм этого явления (Согласно Н.И. Матузову).

1. Демонстративный,  конфронтационно – агрессионный  характер, что квалифицируется общественным  мнением как беспредел.

2.Массовость  и распространенность не только среди граждан и групп граждан, но и в официальных государственных структурах, включая правоохранительную.

3. Многообразие  форм проявления (от криминальных  до легитимных и от бытовых  до "верхушечных").

4. Оппозиционная  направленность, регионально – националистическая окраска, переходящая в сепаратизм.

5. Слияние с  государственным, политическим, нравственным, духовным нигилизмом, образующими  единую систему деструкции и  хаоса.

6. Связь с  негативизмом.

Хочу отдельно коснуться вопроса о соотношении  правового нигилизма и правового идеализма мы прежде всего говорим о деформированном правосознании. Но, как известно, правосознание выполняет ряд функций и обладает определенной структурой, имеет несколько видов. Попытаемся определить, какая же именно часть правосоотношения деформируется при явлениях правовой нигилизм и правовой идеализм.

Во-первых, функции. Из 4-х основных (оценочная, регулятивная, познавательная, прогностическая) нарушаются оценочная и познавательная функции (как для нигилизма так и  для идеализма).

Во-вторых, структура. Структурально правосознание состоит  из правовой психологии и правовой идеологии. При правовом нигилизме  и правовом идеализме страдает вся  структура правосознания.

В-третьих, виды правосознания. Влиянию подвергаются, пожалуй все виды (кроме научного и профессионального) правосознания хотя бы из этого можно сделать вывод о том, что правовой нигилизм и правовой идеализм – явления схожие.

Если же рассуждать о природе данных явлений, то напрашивается  следующий вывод:

Правовой нигилизм и правовой идеализм различаясь в формах выражения и проявлений имеют одни и те же источники (классические "деформированное правосознание, низкая правовая культура и недостаточно качественное правовое воспитание") и причины происхождения (хотя правовой идеализм и стал проявляться намного позднее, чем правовой нигилизм) – государственная деятельность.

Размышляя дальше делаем вывод, что правовой нигилизм и правовой идеализм – части неадекватного  правосознания личности, причем при  некоторых обстоятельствах правовой идеализм может вызывать правовой нигилизм. Это – еще одно доказательство их взаимосвязи.

Безусловно, с  чисто теоретической точки зрения правовой нигилизм явление абсолютно  противоположное правовому нигилизму, это две крайности. Совершенно точное сравнение приведено в названии статьи Н.И. Матузова "Правовой идеализм и правовой нигилизм …две стороны одной медали".

Подводя итог этому  параграфу я хочу привести свое собственное  мнение по вопросу о составлении  правового нигилизма и идеализма. Правовой нигилизм и правовой идеализм являются элементом структуры правосознания наряду с правовой идеологией и правовой психологией, а именно – неадекватное восприятие права.

2. Влияние правового нигилизма и правового идеализма на правовой мир личности и систему общественных отношений.

Прежде всего  необходимо оценить – на какие  именно элементы государства и права  влияют правовой нигилизм и правовой идеализм. Хочу оговориться, что в  дальнейшем для более общей и  широкой оценки буду называть правовой нигилизм и правовой идеализм неадекватным восприятием права.

Итак, во-первых – правосознание. Являясь следствием деформированного правосознания неадекватное восприятие права (НВП) само влияет на правосознание. По отношению к индивиду и к обществу влияние может  быть следующих двух типов:

1) влияние проявления  НВП индивидом оказываемое на  общество;

2) влияние проявления  НВП обществом, оказываемое на  индивида.

Здесь под словом "общество" я понимаю окружение  индивида. Отдельно отмечу, что в  обоих случаях может принимать "участие" государство – индивид – государственный деятель, государство – часть общества.

Каково же качество влияния оказываемого НВП на правосознание?

Безусловно, отрицательное  и деструктивное. Положительными в  некоторых случаях могут оказаться  последствия влияния НВП на личность (общество). Одним из таких случаев может послужить свержение тиранических режимов, при которых формируется определенное отношение к праву. Хотя в основном и последствия влияния НВП на правовой мир разрушительны.

Следующий объект попадающий под влияние НВП – правовая культура. Как правовая культура личности, так и правовая культура общества, подвергаясь воздействию НВП, ничего хорошего не получают. НВП разрушает саму суть правовой культуры: "знать, уважать, соблюдать".

Подвергаются  деформации и понимание основных принципов законности. Вместо принципа неотвратимости наказания появляется принцип безнаказанности, разрушаются принципы недопустимости замены законности целесообразностью, верховенства закона. Так начинается правонарушение.

Информация о работе Правовой нигилизм и правовой идеализм