Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 19:08, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение информации, правового режима коммерческой тайны по действующему законодательству РФ. В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
- изучить нормативно-правовую базу, регулирующую коммерческую тайну;
- изучить понятие и правовой режим коммерческой тайны.
Введение..................................................................................................................3
1. Система российского законодательства о коммерческой тайне..............4
2. Понятие и правовая природа коммерческой тайны…............................10
2.1 Признаки информации, составляющей коммерческую тайну….........6
2.2 Признаки информации, не относимой к коммерческой тайне..........13
3. Субъекты права на коммерческую тайну...........................................…...16
4. Содержание права на коммерческую тайну……………………………..21
Заключение...........................................................................................................24
Список литературных источников..................................................................26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«СИНЕРГИЯ»
Факультет электронного обучения
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
На тему: «Правовой режим коммерческой тайны».
Работу выполнил (а) студентка
группы ОБЮ-1303СА
Направление: Юриспруденция
Профиль: гражданско-правовой
Малахова Анастасия Сергеевна
Научный руководитель _______
САМАРА 2015 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение......................
1. Система российского законодательства о коммерческой тайне..............4
2. Понятие и правовая
природа коммерческой тайны…...
2.1 Признаки информации, составляющей коммерческую тайну….........6
2.2 Признаки информации, не относимой к коммерческой тайне..........13
3. Субъекты права на
коммерческую тайну............
4. Содержание права на коммерческ
Заключение....................
Список литературных источников....................
Введение
В условиях формирования общего экономического пространства перед предприятиями особо остро встает задача сохранения коммерческой тайны. Можно сказать определенно: в период становления рынка недобросовестная конкуренция представляет собой серьезную угрозу этому процессу. Стало почти массовым процессом беззастенчивое заимствование интеллектуальной и промышленной собственности (методик, программ, знания и технологии) сотрудниками предприятий. К этому следует добавить целенаправленные действия по сманиванию или подкупу рабочих и служащих предприятий конкурента, чтобы завладеть секретами их коммерческой и производственной деятельности. [6, стр. 205].
Современный промышленный шпионаж предполагает использование новейших достижений электроники, непосредственное тайное наблюдение, кражи со взломом, подкуп и шантаж. Речь идет о настоящей «тайной войне». Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что основную роль в обеспечении сохранности коммерческой тайны играют сами предприятия, а не государственные органы. Для защиты коммерческих секретов предприятия создают собственные службы безопасности. Важной предпосылкой создания службы безопасности предприятия является разработка ее структуры, состава, положений о подразделениях, и должностных инструкций для руководящего состава и сотрудников.
Тема данной курсовой работы является очень актуальной. Она содержит материал для специалистов, занятых разработкой защитных мероприятий, созданием систем безопасности, и для руководителей предприятий, поставивших перед собой задачу обеспечения безопасности производства и коммерческих секретов.
Целью данной курсовой работы является
изучение информации, правового режима
коммерческой тайны по действующему законодательству
РФ. В соответствии с указанной целью поставлены
следующие задачи:
- изучить нормативно-правовую базу, регулирующую
коммерческую тайну;
- изучить понятие и правовой режим коммерческой
тайны.
В то же время принятие и применение на практике общих норм, регулирующих отношения по реализации права на информацию разных субъектов и государства, порядок ее защиты как объекта отношений, а также прав граждан и юридических лиц как авторов и собственников информационного продукта и услуг, невозможны без четких границ, определяющих сферу информации как объекта права. До принятия Гражданского Кодекса отсутствие таких границ было одной из главных причин, усложняющих регулирование правовых отношений в информационной сфере. С вступлением в силу первой части Гражданского кодекса РФ информация относится к объектам гражданских прав (ст. 128 ГК РФ). [2]
1. Система российского
законодательства о
Информация, составляющая коммерческую тайну, регулируется ГК РФ (ст. 139), Федеральным законом «О коммерческой тайне», а также рядом других законов:
- Закон РФ от 27 июля 2006 года №149-ФЗ
«Об информации, информационных
технологиях и о защите
- Закон РСФСР «О конкуренции
и ограничении
- Федеральный закон от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ст. 10);
- Закон РФ от 21 мая 1993 года №5003-1 «О таможенном тарифе» (ст. 14);
- ФЗ от 12 января 1996 года (в ред. от 23 декабря 2003 года) №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ст. 32);
- ФЗ от 18 июля 1995 года (в ред. от 9 мая 2005 года) №108-ФЗ «О рекламе» (ст. 27).
2. Понятие и правовая природа коммерческой тайны
Закон о коммерческой тайне различает понятия коммерческой тайны и информации, составляющей коммерческую тайну.
1) коммерческая тайна - это конфиденциальность
информации, позволяющая ее обладателю
при существующих или
2) информация, составляющая коммерческую
тайну, - научно-техническая, технологическая,
производственная, финансово-экономическая
или иная информация (в том
числе составляющая секреты
Понятие «ноу-хау» применяется во многих международных договорах, заключённых Российской Федерацией с другими государствами, а также во внутреннем законодательстве, в основном, в нормативно-правовых актах, посвящённых бухгалтерскому учёту и налогообложению. В отличие от определений коммерческой тайны, встречающихся в литературе, которые к коммерческой тайне относят любые, связанные с функционированием владельца тайны факты, под ноу-хау в литературе обычно понимаются сведения вполне определённого характера. Так, в одном источнике ноу-хау определяется как понятие, «которое применятся к незапатентованной информации (независимо от того, является она патентоспособной или нет), которая содержит сведения о формуле, рецепте, устройстве или способе, а также каком-либо методе, применение которого делает возможным производство определённой продукции или обеспечивает решение конкретных практических вопросов, связанных с производством». Согласно другому определению, «ноу-хау представляет собой обозначение технических знаний, производственного опыта и другой информации, необходимой для изготовления определённого изделия, воспроизведения той или иной технологии … ноу-хау, как правило, является предметом продажи»
Таким образом, под ноу-хау принято понимать вполне конкретные сведения, используемые в производстве. Ноу-хау может рассматриваться в качестве разновидности коммерческой тайны, но эти понятия отнюдь не совпадающие. Ноу-хау может являться предметом продажи, права на ноу-хау могут вноситься в качестве вклада в уставный капитал юридических лиц, что нельзя сказать о многих других сведениях, могущих составлять коммерческую тайну. Кроме того, исходя из положений Конвенции, учреждающей Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности (ВОИС), ноу-хау традиционно принято относить к объектам интеллектуальной собственности. [4]
2.1 Признаки информации, составляющей коммерческую тайну
Исходя из определения информации, составляющей коммерческую тайну можно выделить признаки данной информации:
- коммерческая ценность;
- неизвестность третьим лицам;
- отсутствие свободного доступа
к такой информации на
- принятие мер обладателем этой
информации к охране ее
1. Коммерческая ценность
Во-первых, под коммерческой ценностью в литературе понимается способность информации быть объектом рыночного оборота.
Во-вторых, к коммерческой тайне относится информация, использование которой предоставляет её обладателю определённые экономические преимущества в силу того, что его конкуренты такой информацией не обладают. Коммерческая ценность в этом случае может выражаться в получении прибыли от реализации продукции, произведённой с использованием секретных технологий, от расширения рынков сбыта и т.п. Если же информация не представляет для её обладателя экономической ценности, она не может считаться коммерческой тайной. Как отмечается в литературе: «в отношении сохранения тайны должно быть наличие оправданного экономического интереса».
В-третьих, информация, составляющая коммерческую тайну, может иметь не только действительную, но и потенциальную коммерческую ценность. Поэтому к коммерческой тайне относятся не только знания и сведения, активно используемые в предпринимательской деятельности, но и такие, которые не используются, но могут быть использованы в будущем.
2. Неизвестность третьим лицам.
Процесс установления признака
неизвестности коммерческой
Второй этап исследования связан с установлением так называемого определительного уровня, то есть установление существенных признаков информации, которая должна быть признана известной для соответствующего круга лиц (далее - общеизвестной информацией). Способом установления определительного уровня является оценка неизвестности информации по кругу источников и способам получения информации.
Третий этап связан с проведением сравнительного исследования существенных признаков информации, составляющей коммерческую тайну, и общеизвестной информации с целью выявления качественного отличия коммерческой тайны от общеизвестной информации. Под неизвестностью коммерческой тайны в данном случае должна быть понимаема новизна (отличимость, оригинальность) сведений, составляющих коммерческую тайну.
3. Отсутствие доступа к
Во-первых, это означает, что информация не должна быть общеизвестна.
Общеизвестная информация, даже если она имеет большую коммерческую ценность, в принципе, не может считаться коммерческой тайной.
Во-вторых, акцент может быть сделан на словах «свободного доступа». Например, Единообразный Закон о Торговых Секретах, в определении торгового секрета, в частности, указывает, что информация «не может быть легко получена законными средствами». Подобную формулировку содержит и закон о «коммерческой тайне». Представляется, однако, что критерий возможности «лёгкого получения» поглощается более широким критерием возможности «свободного доступа» и его специальное выделение представляется нецелесообразным. Кроме того, следует отметить, что использование таких неюридических терминов как «легко получена» является недостатком проекта и в случае его принятия в таком виде может породить правовую неопределённость, поскольку, фактически, решение этого вопроса будет зависеть от судьи при разбирательстве конкретного спора. В качестве законных способов получения информации, например Единообразный Закон о торговых Секретах называет самостоятельное получение информации (independent derivation), а также «деконструирование» или «обратный инжиниринг» (reverse engineering). Суть «обратного инжиниринга» в том, что приобретается какой-либо продукт, выпущенный в широкую продажу конкурентом, и подвергается различного рада исследованиям и тестам с целью выяснения всех его составляющих, характеристик и параметров для создания своего, аналогичного продукта. Поскольку сведения были получены из законного источника (товара, находящегося в широкой продаже), то такое их получение и последующее использование не являются нарушением коммерческой тайны первоначального производителя. Многие компании за рубежом стремятся обезопасить себя от раскрытия своих торговых секретов третьими лицами путём «обратного инжиниринга», включая в контракты с покупателями своей продукции оговорку о запрещении подобного рода операций. Также, законным способом получения информации является её получение из общедоступных источников (рекламных проспектов, публикаций в периодической печати, научных выступлений и т.п.).