Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 19:08, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение информации, правового режима коммерческой тайны по действующему законодательству РФ. В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
- изучить нормативно-правовую базу, регулирующую коммерческую тайну;
- изучить понятие и правовой режим коммерческой тайны.
Введение..................................................................................................................3
1. Система российского законодательства о коммерческой тайне..............4
2. Понятие и правовая природа коммерческой тайны…............................10
2.1 Признаки информации, составляющей коммерческую тайну….........6
2.2 Признаки информации, не относимой к коммерческой тайне..........13
3. Субъекты права на коммерческую тайну...........................................…...16
4. Содержание права на коммерческую тайну……………………………..21
Заключение...........................................................................................................24
Список литературных источников..................................................................26
Однако возможность свободного доступа не означает, что как только та или иная информация становится доступной для получения третьими лицами, она теряет статус коммерческой тайны. Классический пример - формула Кока-колы. Все ингредиенты этого напитка известны, он повсеместно продаётся, однако его формула представляет собой коммерческую тайну производящей его компании, поскольку никому ещё не удавалось её раскрыть. Она не может быть «легко получена», хотя доступ на законном основании к ней имеется. Сам факт возможности свободного доступа ещё не означает автоматически потерю информацией статуса коммерческой тайны. Так, американский федеральный суд, вынесший решение по одному делу о нарушении торгового секрета фирмы об удовлетворении требования истца, в частности, указал: «несмотря на то, что секрет мог бы быть раскрыт (путём «разработки наоборот»), ни один конкурент ещё не смог его раскрыть».
В настоящее время в различных действующих нормативно-правовых актах можно встретить нормы, предоставляющие работникам соответствующих органов право истребовать разного рода информацию, в том числе и составляющую коммерческую тайну. Так, например, в соответствии со ст. 31 Налогового кодекса РФ, налоговые органы, в частности, имеют право:
- осматривать (обследовать) любые
используемые
- изымать при проведении
- требовать от
Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции», в статье 11 предоставляет органам налоговой полиции право беспрепятственно входить в любые помещения, используемые налогоплательщиками для извлечения прибыли и обследовать их, право получать безвозмездно от министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, а также физических лиц информацию, необходимую для выполнения налоговой полицией возложенных на неё обязанностей.
Таким образом, в действующем законодательстве прослеживается тенденция обязательности предоставления информации, в том числе и составляющей коммерческую тайну, по требованиям компетентных органов. Очевидно, необходим механизм, который бы защищал интересы обладателя коммерческой тайны в таких ситуациях. В первую очередь в самих нормативных актах, предоставляющих соответствующим органам право требовать предоставления информации, должна быть предусмотрена обязанность этих органов по неразглашению полученной информации.
Так, Налоговый кодекс РФ, в статье 102 предусматривает, что производственная или коммерческая тайна налогоплательщика, ставшая известной должностному лицу налогового органа, привлечённому специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей, является налоговой тайной и не подлежит разглашению. Статья 10 Закона «О федеральных органах налоговой полиции» также предусматривает обязанность сотрудников налоговой полиции сохранять коммерческую тайну.
Как представляется, требования государственных органов предоставить им информацию, составляющую коммерческую тайну, являются законными в той мере, в какой они предъявляются в ходе выполнения ими функций, возложенных на них законом и в объёме, оправданном для их выполнения. При этом, право государственных органов (а также органов местного самоуправления) на истребование информации, составляющей коммерческую тайну, должно предоставляться соответствующим органам только федеральным законом либо правовым актом, определяющим статус таких органов, их компетенцию, основные права и обязанности.
Также следует отметить, что возможность получения государственными органами и их работниками сведений, составляющих коммерческую тайну, не влечёт за собой утрату этими сведениями статуса коммерческой тайны: информация от этого не становится «свободнодоступной», поскольку доступом к ней обладают только конкретные лица в конкретных объёмах и это не делает её доступной для широкой публики.
4. Меры по охране
Этот критерий, предъявляемый ФЗ РФ к информации, составляющей коммерческую тайну, - наличие мер по охране её конфиденциальности, характеризует её с субъективной стороны. Наличие мер по охране представляет собой, пожалуй, самый важный критерий охраноспособности.
Закон «О коммерческой тайне» также базируется на том, что охрана конфиденциальности осуществляется обладателем информации самостоятельно. Режим коммерческой тайны - правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденциальности. Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем указанных мер, которые должны включать в себя:
- определение перечня
- ограничение доступа к
- учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
- регулирование отношений по
использованию информации, составляющей
коммерческую тайну, работниками
на основании трудовых
- нанесение на материальные
носители (документы), содержащие информацию,
составляющую коммерческую
Меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если:
1) исключается доступ к
2) обеспечивается возможность
Все меры по поддержанию секретности информации можно условно разделить на три большие группы: технические, организационные и юридические меры.
1. К техническим относятся меры,
связанные с использованием
- кодирование сообщений, передаваемых по каналам электронной или факсимильной связи;
- установление различных
2. К организационным можно
- введение пропускного режима на предприятии;
- ограничение доступа на
- установление различных
3. К юридическим мерам относятся
такие способы охраны
К ним можно отнести, в первую очередь, разработку и принятие локальных нормативных актов: Перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, Положения о коммерческой тайне и т.п. В литературе отмечается, что принятие подобного рода нормативных актов имеет важнейшее значение для обеспечения секретности информации [9, стр. 301].
2.2 Признаки информации, не относимой к коммерческой тайне
Вместе с тем не всякая информация, обладающая указанными признаками, может относиться к коммерческой тайне. Перечень сведений, в отношении которых режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, предусмотрен ст. 5 Закона о коммерческой тайне. Это сведения:
1) содержащиеся в учредительных
документах юридического лица, документах,
подтверждающие факт внесения
записей о юридических лицах
и об индивидуальных
2) содержащиеся в документах, дающих
право на осуществление
3) о составе имущества
4) о загрязнении окружающей
5) о численности, о составе работников,
о системе оплаты труда, об
условиях труда, в том числе
об охране труда, о показателях
производственного травматизма
и профессиональной
6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
8) об условиях конкурсов или
аукционов по приватизации
9) о размерах и структуре
10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
11) обязательность раскрытия
Основные положения, касающиеся информации и её нахождения в гражданском обороте, содержит Закон об информации, информационных технологиях и о защите информации. Так, статья 2 этого закона определяет информацию как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Закон об информации, информационных технологиях и о защите информации разделяет информацию по различным категориям доступа. Так статья 7 данного закона подразделяет информацию на общедоступную (входящую в государственные информационные ресурсы) и документированную информацию с ограниченным доступом. Документированная информация с ограниченным доступом по условиям её правового режима подразделяется на информацию, отнесённую к государственной тайне и конфиденциальную. [3]
Порядок отнесения информации к конфиденциальной и виды конфиденциальной информации установлены Указом Президента РФ №188 от 06.03.1997. «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера». В соответствии с данным Указом, к конфиденциальной информации относятся:
- сведения о фактах, событиях
и обстоятельствах частной
- сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;
- служебные сведения, доступ к
которым ограничен органами
- сведения, связанные с профессиональной
деятельностью, доступ к которым
ограничен в соответствии с
Конституцией Российской
- сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна);
- сведения о сущности