Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 13:18, доклад
Право, выступая регулятором общественных отношений, в зависимости от преследуемых законодателем целей устанавливает определенные правовые режимы. Жесткость регламентируемых отношений определяется рядом факторов: степенью угрозы общественной безопасности; временными параметрами; международными обязательствами государства; масштабностью; предназначением объекта, подвергаемого специальной правовой регламентации и др.
Право, выступая регулятором общественных отношений, в зависимости от преследуемых законодателем целей устанавливает определенные правовые режимы. Жесткость регламентируемых отношений определяется рядом факторов: степенью угрозы общественной безопасности; временными параметрами; международными обязательствами государства; масштабностью; предназначением объекта, подвергаемого специальной правовой регламентации и др.
Чтобы лучше понять природу особых, или специальных, правовых режимов, необходимо исходить из общей характеристики правового режима, выступающего в качестве основного (первичного) по отношению ко всем остальным.
Словарное понимание выражения "режим" сводится к "способу управления, совокупности административных мероприятий", или к "совокупности правил, мероприятий, норм для достижения какой-либо цели". В контексте излагаемого материала одно из определений термина "режим" означает "установленный порядок жизни".
Целью правового режима является
стабильный порядок в государстве
и обществе. Ее достижение предполагается
посредством обеспечения
Под правовым режимом условимся понимать определяемую законодательством совокупность приемов и методов, используемых органами государственной власти в процессе регулирования общественных отношений для достижения поставленных целей.
В теории права под понятием метода правового регулирования принято понимать совокупность приемов и способов, используемых при регламентации конкретных общественных отношений для достижения определенных целей.
Одним из основных методов
является административно-правовой, применяемый
для регулирования
Подобный подход к формированию
принципов взаимодействия между
управляющим субъектом и
Институт правовых режимов
широко используется не только в теории,
но и в практической деятельности.
Его применение связано с необходимостью
четкой регламентации определенного
порядка юридически обязательных действий
субъектов права в целях
Целью введения внутригосударственных режимов является обеспечение суверенитета и обороны государства; общественного порядка и общественной безопасности; охраны здоровья и жизни граждан; функционирования институтов гражданского общества.
Правовое регулирование,
связанное с необходимостью установления
специальных правовых режимов, всегда
влечет за собой необходимость принятия
комплекса разнообразных мер, отражающих
процедуру принятия ограничительных
мер; особенности объекта
В правовых режимах различных видов присутствуют две взаимосвязанные стороны: содержательная - определяет основания установления (или причины и цели), а также вытекающие из этого организационные, политические, идеологические, экономические и иные управленческие аспекты; юридическая - определяет правовые формы установленного режима (срок действия, территориальные границы, субъекты обеспечения и объекты правового воздействия, процедура введения в действие, характер правовых ограничений, виды юридической ответственности за их нарушение и т.д.).
Устанавливаемые правовые режимы имеют особенности, выражающиеся в определении объектов специального правового воздействия; круга субъектов реализации правоустановок, а также объеме их полномочий; особых принципов, форм и методов их деятельности.
Правовой режим выражает степень жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений или льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности. Жесткость юридического регулирования соответствующих общественных отношений определяется необходимостью обеспечения стабильности государства.
Классификация любого, в
том числе и правового явления,
начинается с поиска и определения
того, что одновременно лежит в
основе деления и в то же время
является консолидирующим
В практике государственного управления далеко не всегда имеется достаточная обеспеченность его необходимыми административно-правовыми режимами. А это влечет за собой многочисленные нарушения со стороны чиновников (в том числе и факты коррупции). Поэтому необходимость установления конкретных полномочий, в рамках которых должны действовать государственные служащие и особенно должностные лица, следует рассматривать как разновидность специальных должностных правовых режимов. Их действие в большинстве случаев носит постоянный характер.
Субъектами правового воздействия являются конкретные лица (госслужащие) в период выполнения ими своих служебных полномочий. Эффективность соблюдения ими правовых предписаний в данном случае непосредственным образом оказывает влияние на качество и уровень законности в сфере государственного управления.
Регламентация административно-правовых режимов осуществляется нормативными правовыми актами различной юридической силы. Определенную роль в формировании правовой основы административно-правовых режимов играют нормативные правовые акты органов исполнительной власти, которые могут:
Необходимо отметить, что
мировое сообщество пытается решить
наиболее важные проблемы безопасности,
такие как использование
Н.И. Матузов и А.В. Малько рассматривают правовой режим как особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств, создающих желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности или неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.
Из определения этого понятия следует, что специальное правовое регулирование связано с:
Правовой режим определяет
совокупность правил, закрепленных в
юридических нормах, регулирующих определенный
вид общественной деятельности. Его
также можно характеризовать
как комплекс общественных отношений
определенного вида деятельности, закрепленный
юридическими нормами и обеспеченный
совокупностью юридико-
Во-первых, значимость общественных отношений, регулируемых при помощи права, которые осуществляются для сохранения устойчивости функционирования личности, общества и государства.
Во-вторых, использование особых принципов, форм и методов деятельности, выражающихся в определении системы прав и обязанностей субъектов.
Правовой режим выражает
степень жесткости юридического
регулирования, наличие известных
ограничений или льгот, допустимый
уровень активности субъектов, пределы
их правовой самостоятельности. Жесткость
применяемых средств
Целью введения различных
правовых режимов является: обеспечение
суверенитета и обороны государства;
обеспечение общественного
Классификация любого, в
том числе и правового явления,
начинается с поиска и определения
того, что одновременно лежит в
основе деления и в то же время
является консолидирующим
Классификация правовых режимов
законодательством и
Необходимо отметить, что отраслевые правовые режимы обладают теми же основными чертами, отличающими отрасли права друг от друга. Поэтому при их характеристике следует выделять:
В.В. Ласточкин определяет
понятие административно-
В.Б. Рушайло считает, что
административно-правовой режим "есть
установленная в
Процесс зарождения чрезвычайного законодательства, имеющего по отношению к обычному законодательству обособленный и более предметный характер, насчитывает многовековую историю. Еще римские юристы отмечали, что "особое право - это то, которое введено властью, установившей его в отклонение от точного содержания (общих норм) для удовлетворения какой-нибудь потребности".
Институт возникновения
специальных правовых режимов чрезвычайного
положения в истории
В первоначальном, истинном значении этого слова диктатором называлось должностное лицо, стоящее во главе ополчения общины римского народа. К его назначению прибегали лишь при чрезвычайных обстоятельствах (состояние войны или волнения внутри государства) и на срок не более 6 месяцев.