Правовой режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 13:18, доклад

Описание работы

Право, выступая регулятором общественных отношений, в зависимости от преследуемых законодателем целей устанавливает определенные правовые режимы. Жесткость регламентируемых отношений определяется рядом факторов: степенью угрозы общественной безопасности; временными параметрами; международными обязательствами государства; масштабностью; предназначением объекта, подвергаемого специальной правовой регламентации и др.

Файлы: 1 файл

ave.docx

— 26.16 Кб (Скачать файл)

Право, выступая регулятором  общественных отношений, в зависимости  от преследуемых законодателем целей  устанавливает определенные правовые режимы. Жесткость регламентируемых отношений определяется рядом факторов: степенью угрозы общественной безопасности; временными параметрами; международными обязательствами государства; масштабностью; предназначением объекта, подвергаемого  специальной правовой регламентации и др.

Чтобы лучше понять природу  особых, или специальных, правовых режимов, необходимо исходить из общей характеристики правового режима, выступающего в  качестве основного (первичного) по отношению  ко всем остальным.

Словарное понимание выражения "режим" сводится к "способу  управления, совокупности административных мероприятий", или к "совокупности правил, мероприятий, норм для достижения какой-либо цели". В контексте  излагаемого материала одно из определений  термина "режим" означает "установленный  порядок жизни".

Целью правового режима является стабильный порядок в государстве  и обществе. Ее достижение предполагается посредством обеспечения безопасности, т.е. надежного состояния "защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз". Производной  от этого понятия является национальная безопасность Российской Федерации, т.е. "безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и  единственного источника власти" в государстве.

Под правовым режимом условимся  понимать определяемую законодательством  совокупность приемов и методов, используемых органами государственной  власти в процессе регулирования  общественных отношений для достижения поставленных целей.

В теории права под понятием метода правового регулирования  принято понимать совокупность приемов  и способов, используемых при регламентации  конкретных общественных отношений  для достижения определенных целей.

Одним из основных методов  является административно-правовой, применяемый  для регулирования управленческих отношений, в которых субъекты права  чаще всего находятся в соподчиненном  отношении друг к другу. Объем  их взаимных прав и обязанностей определяется нормативными актами, а не взаимными  соглашениями, как это присуще  гражданско-правовому методу. В то же время в теории управления в  качестве фундаментального положения, не подвергающегося сомнению, сложилось  мнение о том, что управление (в  том числе и государственное) "будет только тогда эффективным, когда оно не сводится лишь к воздействию  субъекта на объект, а является процессом  их определенного взаимодействия".

Подобный подход к формированию принципов взаимодействия между  управляющим субъектом и управляемым  объектом при установлении различных  административно-правовых режимов  можно рассматривать только в  качестве вспомогательных.

Институт правовых режимов  широко используется не только в теории, но и в практической деятельности. Его применение связано с необходимостью четкой регламентации определенного  порядка юридически обязательных действий субъектов права в целях обеспечения  международной и внутригосударственной  безопасности.

Целью введения внутригосударственных  режимов является обеспечение суверенитета и обороны государства; общественного  порядка и общественной безопасности; охраны здоровья и жизни граждан; функционирования институтов гражданского общества.

Правовое регулирование, связанное с необходимостью установления специальных правовых режимов, всегда влечет за собой необходимость принятия комплекса разнообразных мер, отражающих процедуру принятия ограничительных  мер; особенности объекта деятельности; временные и пространственные сферы  действия; места и режим осуществления  действия устанавливаемого правового  режима.

В правовых режимах различных  видов присутствуют две взаимосвязанные  стороны: содержательная - определяет основания установления (или причины и цели), а также вытекающие из этого организационные, политические, идеологические, экономические и иные управленческие аспекты; юридическая - определяет правовые формы установленного режима (срок действия, территориальные границы, субъекты обеспечения и объекты правового воздействия, процедура введения в действие, характер правовых ограничений, виды юридической ответственности за их нарушение и т.д.).

Устанавливаемые правовые режимы имеют особенности, выражающиеся в  определении объектов специального правового воздействия; круга субъектов  реализации правоустановок, а также объеме их полномочий; особых принципов, форм и методов их деятельности.

Правовой режим выражает степень жесткости юридического регулирования, наличие известных  ограничений или льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы  их правовой самостоятельности. Жесткость  юридического регулирования соответствующих  общественных отношений определяется необходимостью обеспечения стабильности государства.

Классификация любого, в  том числе и правового явления, начинается с поиска и определения  того, что одновременно лежит в  основе деления и в то же время  является консолидирующим обстоятельством, позволяющим разделить исследуемое  явление на части, чтобы более  полно изучить как целое.

В практике государственного управления далеко не всегда имеется  достаточная обеспеченность его  необходимыми административно-правовыми  режимами. А это влечет за собой  многочисленные нарушения со стороны  чиновников (в том числе и факты  коррупции). Поэтому необходимость  установления конкретных полномочий, в рамках которых должны действовать  государственные служащие и особенно должностные лица, следует рассматривать  как разновидность специальных  должностных правовых режимов. Их действие в большинстве случаев носит  постоянный характер.

Субъектами правового  воздействия являются конкретные лица (госслужащие) в период выполнения ими  своих служебных полномочий. Эффективность  соблюдения ими правовых предписаний  в данном случае непосредственным образом  оказывает влияние на качество и  уровень законности в сфере государственного управления.

Регламентация административно-правовых режимов осуществляется нормативными правовыми актами различной юридической  силы. Определенную роль в формировании правовой основы административно-правовых режимов играют нормативные правовые акты органов исполнительной власти, которые могут:

  • устанавливать определенные виды административно-правовых режимов;
  • предусматривать перечень актов нормативного правоприменения во исполнение норм, содержащихся в соответствующих федеральных законах;
  • содержать правоприменительные полномочия и другие юридически значимые действия.

Необходимо отметить, что  мировое сообщество пытается решить наиболее важные проблемы безопасности, такие как использование воздушного пространства, территориальных вод, космоса, международных проливов, эфира, отдельных участков суши, противодействие радиационной, экологической, военной и другим видам опасности посредством введения международно-правовых режимов.

Н.И. Матузов и А.В. Малько рассматривают правовой режим как особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств, создающих желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности или неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Из определения этого  понятия следует, что специальное  правовое регулирование связано  с:

  • объектами деятельности;
  • временем и местом ее осуществления;
  • спецификой самих действий, а чаще всего с сочетанием этих факторов.

Правовой режим определяет совокупность правил, закрепленных в  юридических нормах, регулирующих определенный вид общественной деятельности. Его  также можно характеризовать  как комплекс общественных отношений  определенного вида деятельности, закрепленный юридическими нормами и обеспеченный совокупностью юридико-организационных  средств. От других способов регулирования  общественных отношений правовой режим  отличают следующие особенности.

Во-первых, значимость общественных отношений, регулируемых при помощи права, которые осуществляются для  сохранения устойчивости функционирования личности, общества и государства.

Во-вторых, использование  особых принципов, форм и методов  деятельности, выражающихся в определении  системы прав и обязанностей субъектов.

Правовой режим выражает степень жесткости юридического регулирования, наличие известных  ограничений или льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы  их правовой самостоятельности. Жесткость  применяемых средств юридического воздействия для регулирования  соответствующих общественных отношений  определяется необходимостью обеспечения  функционирования стабильности государства  как основного условия стабильности функционирования всего общества и  его институтов.

Целью введения различных  правовых режимов является: обеспечение  суверенитета и обороны государства; обеспечение общественного порядка  и общественной безопасности; обеспечение  охраны здоровья и жизни граждан; обеспечение устойчивости функционирования институтов гражданского общества.

Классификация любого, в  том числе и правового явления, начинается с поиска и определения  того, что одновременно лежит в  основе деления и в то же время  является консолидирующим обстоятельством, позволяющим разделить исследуемое  явление на части, чтобы более  полно изучить как целое. Например, при обосновании гражданско-правовых договоров М.И. Брагинский исходит  из того, что классификация любого понятия предполагает его разделение. Оно может быть произведено двумя  способами - дихотомии (деление на двое) и создание с помощью определенных доводов некоторых групп, в каждой из которых основания соответствующим образом индивидуализируются.

Классификация правовых режимов  законодательством и исследователями  проводится по различным основаниям. Подходы определяются и высказываются  самые разнообразные. Они отличаются друг от друга по многим основаниям, которые условно можно подразделить на следующие:

  • сферы действия - подразделяются на международно-правовые и внутригосударственные правовые режимы;
  • отрасли права;
  • продолжительность действия;
  • основания установления;
  • объекты правового воздействия;
  • субъекты реализации устанавливаемых правовых предписаний.

Необходимо отметить, что  отраслевые правовые режимы обладают теми же основными чертами, отличающими  отрасли права друг от друга. Поэтому  при их характеристике следует выделять:

  • предмет регулирования (особенности установления управленческих, имущественных и других отношений);
  • методы правового воздействия, характерные для конкретной отрасли права;
  • отраслевые юридические инструментарии, базирующиеся на специфических принципах конкретной отрасли права;
  • наличие кодифицированного акта, нормативно закрепляющего отраслевые принципы, общие положения и основные правовые средства.

В.В. Ласточкин определяет понятие административно-правового  режима как совокупность правовых установлений и необходимых организационных  управленческих мероприятий, обеспечивающих порядок реализации отдельными гражданами своих соответствующих прав и  обязанностей, а также такой порядок  деятельности государственных органов  и общественных объединений, который  наиболее адекватно отвечает интересам  обеспечения безопасности и охраны общественного порядка на данном, строго ограниченном участке государственного управления.

В.Б. Рушайло считает, что  административно-правовой режим "есть установленная в законодательном  порядке совокупность правил деятельности, действий или поведения лиц, а  также порядок реализации ими  своих прав в определенных ситуациях обеспечения и поддержания общественной безопасности специально созданными для этой цели государственными органами и общественными объединениями".

Процесс зарождения чрезвычайного  законодательства, имеющего по отношению  к обычному законодательству обособленный и более предметный характер, насчитывает  многовековую историю. Еще римские  юристы отмечали, что "особое право - это то, которое введено властью, установившей его в отклонение от точного содержания (общих норм) для удовлетворения какой-нибудь потребности".

Институт возникновения  специальных правовых режимов чрезвычайного  положения в истории человечества не имеет точной даты. Известный  историк профессор Е.А. Скрипилев считает, что одной из первых форм специального правового режима был институт диктатуры. Он является "очень древним и восходит еще к царскому периоду" древнеримского государства с республиканской формой правления (VI - I вв. до новой эры).

В первоначальном, истинном значении этого слова диктатором называлось должностное лицо, стоящее  во главе ополчения общины римского народа. К его назначению прибегали  лишь при чрезвычайных обстоятельствах (состояние войны или волнения внутри государства) и на срок не более 6 месяцев.

Информация о работе Правовой режим