Правовой статус автономной некоммерческой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 07:30, реферат

Описание работы

Цель данной работы - наиболее полно раскрыть понятие «некоммерческие организации», рассмотреть их правовые формы и многие аспекты, связанные с их созданием, реорганизацией и ликвидацией. Достижение такой цели возможно при выполнении следующих задач:
- раскрытие понятия и признаков некоммерческих организаций;
- рассмотрение процессов создания, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций;
- характеристика организационно-правовых форм некоммерческих организаций и их особенностей.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Понятие и правовое положение некоммерческой
Организации 3
Понятие некоммерческой организации 4
Правовое положение некоммерческой организации 5
Глава 2 Создание, реорганизация и ликвидация некоммерческой
Организации
2.1 Создание и реорганизация некоммерческой организации 7
2.2 Учредительные документы 9
2.3 Реорганизация и ликвидация некоммерческой организации 10
Глава 3 Организационно-правовые формы некоммерческих
Организаций
Автономная некоммерческая организация 12
Государственная корпорация 14
Некоммерческие партнерства 15
Учреждения 16
Фонды 17
Заключение 19
Список нормативных правовых актов и использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

В учредительных документах должно быть указано:

  • наименование некоммерческой организации, в котором содержится определение ее организационно - правовой формы;
  • место нахождения некоммерческой организации в соответствии с местом государственной регистрации организации;
  • порядок управления деятельностью, т.е. определение структуры органов некоммерческой организации, их компетенция, порядок принятия решений коллегиальными органами;

- предмет и цели деятельности организации;

- филиалы  и представительства  организации  с  указанием их наименования, места нахождения;

- права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены

организации и выхода из нее (для некоммерческих организаций, основанных на членстве);

- источники формирования имущества некоммерческой организации, 
какими могут быть имущественные взносы учредителей, добровольные 
пожертвования третьих лиц, доходы от дозволенной предпринимательской 
деятельности и др.;

-   порядок     использования     имущества     в     случае     ликвидации некоммерческой организации;

- порядок внесения изменений в учредительные документы.

 

       2.3. Реорганизация и ликвидация некоммерческой организации

      Реорганизация некоммерческой организации означает прекращение существования субъекта гражданского права и одновременно возникновение другого субъекта либо сохранение того же, но с изменившимся правовым статусом. Права и обязанности реорганизуемой некоммерческой организации переходят к иным организациям в порядке универсального правопреемства. К правопреемникам может перейти весь комплекс прав и обязанностей реорганизуемой организации либо часть их, но непременно права и обязанности вместе.  В большинстве случаев реорганизация происходит

добровольно по решению высшего органа управления некоммерческой организации.

Реорганизация некоммерческой организации может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Реорганизация признается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица - при разделении, выделении или преобразовании. Если происходит присоединение, то реорганизация считается завершенной с момента внесения в государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации. С этого момента права и обязанности присоединенной организации в полном объеме переходят к основной организации, которая и оказывается, таким образом, реорганизованной.

Преобразование некоммерческой организации  является одной из форм реорганизации. Особенность преобразования как реорганизации состоит в том, что число участников гражданских правоотношений не изменяется, все права и обязанности преобразуемой организации переходят к возникшему на ее месте субъекту иной организационно - правовой формы. Учитывая особенности различных некоммерческих организаций, разнообразие целей, которые они перед собой ставят, законодатель в ряде случаев ввел ограничения на преобразования из одной формы в другую.

     Ликвидация - прекращение существования некоммерческой организации как юридического лица - происходит без перехода его прав и обязанностей иному субъекту в порядке правопреемства.

Для ликвидации некоммерческой организации должна быть назначена  ликвидационная комиссия и установлены порядок и сроки проведения процесса ликвидации.

В соответствии со ст. 62, 63 ГК РФ процесс  ликвидации некоммерческой организации  протекает по общим правилам ликвидации юридических лиц.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по делам ликвидируемой некоммерческой организации, включая представительство интересов ликвидируемой некоммерческой организации в суде. Ликвидационная комиссия обязана поместить в печатном органе, который обычно публикует сообщения о государственной регистрации юридических лиц, извещение о предстоящей ликвидации некоммерческой организации. В этом извещении дается информация о порядке и сроках обращения      возможных      кредиторов      со      своими      требованиями.

 

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

Некоммерческая организация  может быть создана в различных  организационно-правовых формах. Конкретный выбор формы зависит от целей, ради которых образуется некоммерческая организация, ее отношений с учредителями, возможных источников финансирования и др.

Некоммерческие организации  могут создаваться в форме  общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

3.1. Автономная некоммерческая организация

     Автономная некоммерческая организация является сравнительно новой формой некоммерческой организации для российского законодательства.  До введения в действие Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон "О некоммерческих организациях") эта организационно-правовая форма ни в одном законе, в том числе и в Гражданском кодексе Российской Федерации, не предусматривалась.

    Автономная некоммерческая организация создается на основе имущественных взносов учредителей для оказания различных услуг некоммерческого характера: образовательных, культурно-просветительских, спортивно-оздоровительных, медицинских, научно-исследовательских, консультационных и прочих.

   В такой форме могут создаваться негосударственные детские сады, школы, вузы, частные больницы и поликлиники, всевозможные спортивные клубы  и оздоровительные центры и т.д.

   Автономная некоммерческая организация не имеет членства. Учредители вправе пользоваться услугами, предоставляемыми созданной ими организацией, только на равных условиях с другими лицами.

   Автономная некоммерческая организация обладает правом собственности  на свое имущество, в том числе переданное ей в качестве вклада учредителями.   При этом учредители автономной некоммерческой организации не приобретают никаких прав на ее имущество и не несут ответственности по ее обязательствам,    а организация не отвечает по обязательствам своих учредителей. Вместе с тем,   в порядке, определенном учредительными документами, учредители обязаны осуществлять надзор за тем, чтобы деятельность организации соответствовала ее уставным целям.

     Как и любая другая некоммерческая организация, автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана. Автономная некоммерческая организация реорганизуется и ликвидируется   по общим правилам гражданского законодательства. По решению ее высшего органа управления она может преобразовываться в фонд, но не в коммерческую организацию (пункт 3 статьи 17 Федерального закона "О некоммерческих организациях"). Остаток имущества ликвидируемой организации используется  в соответствии с указаниями ее устава или в порядке, предусмотренном   (пункт 1 статьи 20 Федерального закона "О некоммерческих организациях"). Законом не исключена возможность признания автономной некоммерческой организации несостоятельной (банкротом).

   В настоящее  время на территории Липецкой  области зарегистрировано  59 автономных некоммерческих организаций, например таких, как: Автономная некоммерческая спортивная организация "Липецкий подводный клуб", Автономная некоммерческая организация "Агентство добровольной помощи "Возрождение", Автономная некоммерческая организация "Бизнес - инкубатор "Статус" и другие.

    В учредительных документах автономной организации должны быть четко определены услуги, которые она предоставляет. Некоторые виды услуг лицензируются (например, медицинские, аудиторские и пр.), а потому автономная организация должна получить соответствующую лицензию.

Для целей организации  и проведения Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи Олимпийским комитетом России, Российской Федерацией и городом Сочи была учреждена автономная некоммерческая организация «Организационный    комитет    XXII    Олимпийских    зимних    игр    и    XI

Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи»4. Оргкомитет "Сочи 2014" вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых он создан, и в соответствии с его учредительными документами. Оргкомитет «Сочи 2014» реализует мероприятия и обеспечивает финансирование мероприятий по организации и проведению игр, включая образовательные, культурные и рекламные мероприятия, непосредственно связанные с проведением Олимпийских игр и Паралимпийских игр, а также финансирование строительства объектов, используемых при проведении Олимпийских игр и Паралимпийских игр.

 

                               3.2 Государственная корпорация

      Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

Для создания каждой государственной  корпорации необходимо издание специального закона. Учредителем является Российская Федерация в лице Федерального Собрания, принимающего закон о создании государственной корпорации.

Примером государственной  корпорации, созданной в последнее  время, является Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (далее -Корпорация)5. Согласно ст. 3 Федерального закона целью деятельности Корпорации является осуществление управленческих и иных общественно полезных функций, связанных с инженерными изысканиями при строительстве, с проектированием, со строительством и с реконструкцией, организацией эксплуатации объектов, необходимых для проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, а также для развития города Сочи как горноклиматического курорта.

Имущество Корпорации формируется  за счет имущественных взносов Российской Федерации, доходов, получаемых от деятельности Корпорации, пожертвований, а также  за счет других законных поступлений  и является собственностью Корпорации. Корпорация использует свое имущество исключительно для достижения цели, ради которой она создана.

Особенности правового  положения государственной корпорации в отличие от других юридических  лиц определяются не уставом или  учредительным договором, а самим законом, которым корпорация создается. По сути дела этот закон играет роль учредительного документа, так как в нем должны быть указаны: наименование корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, органы управления корпорацией и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц корпорации и их освобождения, порядок реорганизации и ликвидации корпорации и порядок использования имущества, оставшегося после ликвидации государственной корпорации.

 

3.3 Некоммерческие партнерства

       Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных для некоммерческих организаций.

Осуществление деятельности некоммерческого партнерства требует  создания материальной основы. Члены  партнерства передают ему необходимое  имущество - денежные средства, иное имущество, которое становится собственностью партнерства. Партнерство является юридическим лицом, самостоятельно отвечает по своим обязательствам, не отвечает по обязательствам своих членов, которые также не несут ответственности по долгам партнерства.

Примером данной формы  некоммерческих организаций могут служить садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие партнерства, которые могут создаваться гражданами в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение этими земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав.6

 

3.4 Учреждения

       Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально - культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником.

Учреждение является единственной некоммерческой организацией, которая не является собственником  находящегося у нее имущества. Собственник  передает ему имущество лишь в оперативное управление. Создать учреждение может любой собственник: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, юридические лица и граждане.

В зависимости от целей  деятельности различаются: управленческие организации; учреждения просвещения; учреждения культуры (музеи, картинные галереи); медицинские учреждения; научные учреждения; правоохранительные органы (суды, прокуратуры, арбитражные суды); учреждения в системе внутренних дел и т.п.7

Учреждения  обычно финансируются собственником по смете, в которой строго фиксируются направления расходования и размер выделяемых ему собственных сумм. Пока существует учреждение, собственник ограничен в возможностях распоряжаться его имуществом: он вправе изъять лишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

В рамках специальной  правоспособности учреждения могут  осуществлять некоторую деятельность, приносящую доходы. Как правило, речь идет о возмездном предоставлении услуг, связанных с основной (уставной) деятельностью учреждения.

Информация о работе Правовой статус автономной некоммерческой организации