Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 10:43, курсовая работа
В связи с вышеуказанным, целью данной курсовой работы является раскрытие самого понятия, а вследствие этого и содержания правового статуса депутата Государственной Думы, что позволит объективно в дальнейшем рассматривать их действия с точки зрения их правоспособности.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
Определение понятие правового статуса депутата Государственной Думы, характеристика основных элементов его структурообразующих;
Проведение подробного анализа элементов правового статуса депутата Государственной Думы и обобщение исследований ученых-правоведов, сделанных в области элементов, составляющих правовой статус.
ВВЕДЕНИЕ
1.Теоретико-правовые основы правового статуса депутата Государственной Думы
1.1 Понятие правового статуса депутата Государственной Думы
1.2 Мандат на основе правового статуса депутата Государственной Думы
2Конституционно-правовое содержание правового статуса депутата Государственной Думы
2.1 Приобретение статуса депутата Государственной Думы
2.2 Полномочия депутата Государственной Думы
2.3 Депутатский мандат (Возникновение, прекращение и срок действия мандата депутата Государственной Думы
2.4 Формы деятельности депутата Государственной Думы
2.4.1 Участие депутата Государственной Думы в работе соответствующей фракции
2.4.2 Работа депутата Государственной Думы с избирателями
2.5 Гарантии депутата Государственной Думы
2.5.1 Депутатский иммунитет (неприкосновенность депутата Государственной Думы
2.5.2 Депутатский индемнитет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Фракция - является единственным депутатским объединением: в соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений" в Федеральный Закон «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» депутатские группы как самостоятельные участники внутрипарламентной деятельности упраздняются. Они становятся лишним элементом из-за перехода на пропорциональную избирательную систему на выборах в Государственную Думу, при которой все депутаты выдвигаться в составе списков исключительно политическими партиями. При избрании кандидата в депутаты Государственной Думы происходит «автоматическое» включение депутата в состав соответствующей фракции: в ч. 6 ст. 7.1 Федерального Закона « О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» закрепляется обязанность депутатов, входящих в фракцию, быть членами только той политической партии, в составе федерального списка кандидатов которой, они были избраны депутатами Государственной Думы.
Нарушение данного требования депутатом Государственной Думы приводит к утрате своего мандата. Полномочия депутата прекращаются и в случае выхода из состава фракции, в которой он состоит, по личному заявлению.
Таким образом, законодатель закрепляет полную зависимость и ответственность депутата перед партией, надеясь, что «жесткое закрепление фракционной дисциплины в законодательстве Российской Федерации станет залогом стабильности самих фракций и предотвратит их возможные расколы и расщепления»31, облегчит работу палаты парламента.
Однако ученые видят явные минусы в такой зависимости депутата от партии: В случае, если личная позиция депутата Государственной Думы отличается от позиции партии, претерпела изменения с момента избирательной компании и перестала выражать волю избирателей должным образом, то депутат Государственной Думы имеет право выйти из фракции, лишившись при этом своего мандата или «формально оставаясь членом фракции и не подавая заявления об выходе, не участвовать в её работе, голосовать на заседаниях против выработанных фракцией решений, то есть фактически в ней не состоять»32. Может ли подобная деятельность депутата способствовать улучшению работы Парламента?!
Конечно, нельзя «законодательно установить обязанность депутата голосовать в соответствии с волей фракции, в которую он входит, или политической партии, в которой он состоит, так как это будет противоречить как букве и духу Конституции Российской Федерации, так и принципам демократического государства»33. Недопустим также диктат воли политической партии, фракции над волей депутата.
В то же время невозможность принуждения не должна рассматриваться депутатами Государственной Думы как их полная бесконтрольность.
Законодатель попытался урегулировать данный вопрос: в соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона «О политических партиях»34, депутаты Государственной Думы связаны решениями соответствующей политической партии при исполнении своих депутатских полномочий, то есть действия конкретного депутата Государственной Думы, фракции, в которую он входит, и соответствующей политической партии должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Получается, что все предложения, решения и действия депутата должны соответствовать установленной программе партии, в состав которой он входит, даже если он не согласен с её положениями, так как депутат больше зависит от фракции, чем она от него. Но в любом случае окончательное решение должно оставаться за депутатом, так как именно он несет за него всю соответствующую ответственность.
Решения фракции принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, входящих во фракцию. Возможно проведение тайного голосования.
В случае прекращения деятельности политической партии в связи с ее ликвидацией или реорганизацией, деятельность фракции данной политической партии в Государственной Думе и членство депутатов Государственной Думы в этой фракции прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.
2.4.2 Работа депутата Государственной Думы с избирателями
«Представительство интересов избирателей является одной из важнейших задач депутата в выборном представительном органе». Депутат Государственной Думы должен по своим обязательствам исполнять волю народа, принимать меры, направленные на обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан, соответственно поддерживая с ними постоянную связь посредством рассмотрения обращений, жалоб и заявлений избирателей, проведения личного приема, встреч с гражданами.
В соответствии с Федеральным Законом «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» депутаты Государственной Думы, избранные по одномандатным избирательному округам, поддерживают связь с избирателями своих округов, а депутаты Государственной Думы, избранные по общефедеральному округу, поддерживает связь с избирателями в регионе, определенным соответствующим депутатским объединением.
Депутату Государственной Думы для работы с избирателями ежемесячно предоставляются соответствующие дни - одна неделя каждого месяца во время сессии и две недели каждого месяца в период проведения выборов депутатов Государственной Думы в соответствии с ч. 8 ст. 40 Регламента Государственной Думы35.
Депутат Государственной Думы введет личный прием граждан не реже чем один раз в полгода. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан. В соответствии со ст. 75 Регламента Государственной Думы может осуществлять прием избирателей в приемной Государственной Думы.
На устное обращения и письменное обращение гражданина, которое предварительно заносится в карточку личного приема гражданина, дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Депутат Государственной Думы информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.
В соответствии с Федерального законом "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации"36 все официальные мероприятия с участием заседаний Государственной Думы проходят под аудио- и видео запись и затем распространяются в полном объеме не менее чем по одному общероссийскому телеканалу и радиоканалу в удобное для телезрителей и радиослушателей время, не позднее чем через двадцать четыре часа с момента совершения соответствующих событий.
Государственные аудиовизуальные средства массовой информации должны обеспечивать объективное информирование телезрителей и радиослушателей о работе депутатских объединений в Государственной Думе, депутатов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.
Депутат Государственной Думы рассматривает обращения, жалобы и заявления избирателей, в соответствии с Федерального законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»37 в обязательном порядке и принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина: создаются парламентские и депутатские запросы, вносятся предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения.
Закрепление подобных обязательств депутата Государственной Думы перед избирателями: установление конкретных сроков, в которые депутат должен проводить встречи с избирателями, отвечать на запросы граждан - обеспечивает более императивное поддержание связи депутата с избирателями и «может компенсировать тот «отрыв» депутата от избирателей, который произошел в связи с отказом от института депутатов - одномандатников»38.
Вместе с тем в Федеральном Законе «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» ничего не говорится о санкциях за нарушение указанных обязанностей депутатом в отношении к избирателям, к тому же депутат не принимает наказы от избирателей, не обязан проводить отчетов перед ними, не допускается процедура отзыва депутата избирателями - все это создает «благодатную почву для злоупотребления предоставленной депутатам независимости»39.
Подробное рассмотрение в данной главе форм деятельности депутата Государственной Думы, я считаю, не дает точного определения депутата Государственной Думы.
С одной стороны, депутат Государственной Думы - народный представитель, который представляет интересы избирателей в органе власти и осуществляет иные функции: правотворческие, контрольные, организационные и т.п. Народный представитель, который должен действовать в общих интересах;
С другой стороны, в реализации полномочий депутата Государственной Думы по осуществлению власти активное участие принимают политические партии, по спискам которых депутаты были избраны, что ««размывает» объект отношений представительства и отдаляет его от народа (избирателей)»40. Получается, что депутат Государственной Думы начинает осуществлять свои полномочия не столько в интересах всех граждан, сколько в интересах политических партий и той части избирателей, которая проголосовала за списки партий, прошедших в Государственную Думу. Взаимоотношения между депутатом и избирателями больше строятся на основе зависимости депутата от партии, чем депутата от воли избирателей.
«Под гарантиями депутатской деятельности следует понимать условия, способствующие наиболее эффективной работе депутата в соответствующем законодательном (представительном) органе государственной власти»
Депутатский иммунитет (неприкосновенность депутата)
Депутатский индемнитет
2.5.1 Депутатский иммунитет (неприкосновенность депутата Государственной Думы)
Иммунитет - особый вид привилегий, совокупность особых правовых преимуществ.
Иммунитет является одним из основных элементов статуса депутата Государственной Думы, оказывает важнейшую правовую гарантию его деятельности, «призван служить публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности парламентария в силу осуществляемых им государственных функций, ограждая его от необоснованных преследований, способствуя беспрепятственной деятельности парламентария и тем самым - парламента, их самостоятельности и независимости»41.
Таким образом, иммунитет депутата является «гарантией социально полезной деятельности, способствует осуществлению тех или иных обязанностей»42
Неприкосновенность депутата Государственной Думы распространяется на весь срок его полномочий и заканчивается с завершением срока его пребывания в Государственной Думе. Он не может быть:
2) подвергнут к личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей;
3) задержан, арестован, подвергнут обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу.
Неприкосновенность депутата Государственной Думы «рассматривается в качестве института уголовно-процессуального права (который сводится к особому порядку возбуждения уголовного дела, осуществления процессуального задержания и применения некоторых мер принуждения, а также производству ряда следственных действий в отношении тех или иных категорий лиц)»43.
Возбуждение уголовного дела и начала производства по делу об убийстве и административном правонарушении в отношении депутата Государственной Думы производит Генеральный прокурор РФ на основе согласия палаты депутатов Государственной Думы: орган дознания или следователь в 3-дневный срок сообщает о правонарушении Генеральному прокурору РФ, который испрашивает в недельный срок согласия палаты депутатов о лишении неприкосновенности; вынесение палатой мотивированного решения.
Это касается и жилища депутата Государственной Думы, его служебного помещения, багажа, личного и служебного транспортного средства, которые не могут быть подвергнуты обыску без разрешения соответствующей палаты. В случае если депутат Государственной Думы был задержан на месте преступления, то, согласно ст. 98 Конституции Российской Федерации такого разрешения не требуется.
Также законом определено, что неприкосновенность депутата охватывает его переписку, используемые им средства связи и принадлежащие ему документы.
О направлении дела в отношении депутата Государственной Думы в суд для судебного слушания также решает палата депутатов. В случае если палата принимает решение об отказе направления дела, то дело прекращается и депутата объявляют невиновным.
Депутаты Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание своего мнения, позиции, выраженных при голосовании или действиях, соответствующих статусу депутатов Государственной Думы, что не распространяется на публичные оскорбления или клевету и иные правонарушения.
Депутаты Государственной Думы могут отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с выполнением ими своих обязанностей.