Правовой статус государственного служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 11:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является формирование целостного представления о государственном служащем, его правовом статусе. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:
Определение понятия государственного служащего и статуса госслужащего;
Изучить классификацию госслужащих;
Сделать сравнительный анализ элементов правового статуса.
Объект исследования – правовой статус государственных служащих Российский Федерации.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Государственный служащий: понятие, классификация 4
1.1. Понятие и признаки государственного служащего 4
1.2. Классификация государственных служащих РФ 7
Глава 2. Правовой статус государственного служащего 16
2.1. Статус государственного служащего: понятие и классификация 16
2.2. Правовой статуса госслужащего: сравнительный анализ законодательства 18
Заключение 25
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 50.79 Кб (Скачать файл)

Соотношение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и  специальных званий устанавливается  указом Президента РФ. Отдельным указом Президента России определяется и соответствие старых квалификационных разрядов федеральных  государственных служащих новым  классным чинам государственной  гражданской службы РФ.

Остановимся на классных чинах  гражданской службы. Классный чин гражданского служащего РФ – это персонально присваиваемый, как правило, на основании государственного квалификационного экзамена разряд, соответствующий служебному положению, занимаемой должности, уровню профессиональной подготовки, выслуге лет и заслугам служащего.

Современное законодательство определяет пять наименований классных чинов гражданской службы:

    • секретарь государственной гражданской службы РФ;
    • референт государственной гражданской службы РФ;
    • советник государственной гражданской службы РФ;
    • государственный советник РФ;
    • действительный государственный советник РФ [3].

В каждой группе чинов предусматривается  три класса – первый, второй, третий (первый класс высший). Всего, таким  образом, есть 15 классных чинов.

Классный чин строго дифференцирован  по группам должностей гражданской  службы. Присвоение классных чинов  производится последовательно в  строгом соответствии с замещаемой группой должностей гражданской  службы:

    • чин секретаря государственной гражданской службы РФ 1 – 3 класса соответствует младшей группе должностей;
    • чин референта государственной гражданской службы РФ 1 – 3 класса соответствует старшей группе должностей;
    • чин советника государственной гражданской службы РФ 1 – 3 класса соответствует ведущей группе должностей;
    • чин государственного советника РФ 1 – 3 класса соответствует главной группе должностей;
    • чин действительного государственного советника РФ 1 – 3 класса соответствует высшей группе должностей[3].

Присвоение классных чинов  гражданских служащих РФ осуществляется в соответствии с Федеральным  законом «О государственной гражданской  службе РФ» от 27 июля 2004 г. и «Положением о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы РФ федеральным государственным гражданским служащим», утвержденным Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г.

С момента присвоения гражданскому служащему классного чина ему  устанавливается месячный оклад  по классному чину, входящий в денежное содержание служащего, и делается соответствующая  запись в личное дело, учетную карточку и трудовую книжку чиновника.

Действующее законодательство устанавливает основные требования к присвоению классных чинов гражданским  служащим:

    • классные чины присваиваются гражданским служащим только в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы;
    • гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена;
    • классные чины присваиваются федеральным гражданским служащим персонально, причем с соблюдением последовательности присвоения чина, с учетом профессионального уровня служащего и продолжительности государственной гражданской службы РФ в предыдущем классном чине и в замещаемой должности гражданской службы [3].

Классный чин может  быть первым или очередным. Первый классный чин гражданской службы присваивается  федеральному гражданскому служащему, не имеющему классного чина. При  этом учитывается классный чин иного  вида государственной службы, воинское, специальное звание, дипломатический  ранг, присвоенное служащему на прежнем  месте государственной службы России.

Для прохождения гражданской  службы устанавливаются следующие  сроки:

    • в классных чинах секретаря государственной гражданской службы 3 и 2 класса, референта государственной гражданской службы 3 и 2 класса – не менее одного года;
    • в классных чинах советника государственной гражданской службы 3 и 2 класса, государственного советника РФ 3 и 2 класса – не менее двух лет;
    • в классных чинах действительного государственного советника РФ 3 и 2 класса – как правило, не менее одного года [3].

Для прохождения гражданской  службы в классных чинах секретаря  гражданской службы 1 класса, референта  гражданской службы 1 класса, советника  гражданской службы 1 класса и государственного советника РФ 1 класса сроки не устанавливаются.

Гражданин РФ может быть лишен классного чина только судом  за совершение тяжкого или особо  тяжкого преступления.

В рамках гражданской службы свою специфику имеет служба дипломатических  работников. Указом Президента от 15 октября 1999 г. утверждено Положение о порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов дипломатическим работникам Министерства иностранных дел РФ.

Действующим законодательством  установлено, что лицам, замещающим должности федеральной государственной  службы в Министерстве иностранных  дел РФ, дипломатических представительствах и консульских учреждениях России, представительствах МИД РФ на территории РФ, в должностные обязанности  которых входит исполнение функций  дипломатического характера, присваиваются  в соответствии с их квалификацией  и замещаемой должностью дипломатические  ранги. Они имеют следующие наименования: Чрезвычайный и Полномочный Посол, Чрезвычайный и Полномочный Посланник 2 класса, советник 1 и 2 класса, первый секретарь 1 и 2 класса, второй секретарь 1 и 2 класса, третий секретарь, атташе[].

На государственной военной  службе традиционно существуют воинские звания. Они были и в армиях императорской  России, и в Советской Армии, есть и в современных Российских вооруженных  силах. Составы военнослужащих и  их воинские звания Российской Федерации  установлены Федеральным законом  № 53-ФЗ от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» и рядом другим нормативных актов. Согласно действующему законодательству все воинские звания делятся на войсковые и корабельные. Их иерархический уровень и старшинство зависят от состава военнослужащих и замещаемых ими должностей. На военной службе существует три состава (группы) военнослужащих – солдаты (сержанты), прапорщики и офицеры.

Существует табель соответствия воинских званий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, квалификационным разрядам государственных служащих:

    • генералу армии, адмиралу флота, генерал-полковнику, адмиралу – квалификационный разряд действительного государственного советника РФ 1 класса;
    • генерал-лейтенанту, вице-адмиралу – действительный государственный советник РФ 2 класса;
    • генерал-майору, контр-адмиралу – действительный государственный советник РФ 3 класса;
    • полковнику, капитану 1 ранга – государственный советник РФ 2 класса;
    • подполковнику, капитану 2 ранга – государственный советник РФ 3 класса;
    • майору, капитану 3 ранга – советник РФ 1 класса;
    • капитану, капитан-лейтенанту – советник РФ 2 класса;

и др. [].

Следовательно, введение и  присвоение классных чинов, дипломатических  рангов, воинских и специальных званий служащим является фактором упорядочения государственно-служебных отношений, закрепления иерархии государственных  должностей, стимулом повышения квалификации государственного служащего и фактом государственного признания его  заслуг.

Весьма важным является вопрос мотивации поступления граждан  на государственную службу. Что влечет их стать государственными служащими?

Социологические опросы показывают, что федеральные гражданские  служащие среди мотивов поступления  на государственную службу на первое место ставят гарантию постоянной работы (44,7%), а далее – желание принести пользу государству и обществу, стремление реализовать свои способности, стремление сделать карьеру, повысить свой статус, заработать государственную пенсию [6].

Результаты исследования показывают, что в целом у наших  государственных служащих превалирует  личная и одновременно общественно-государственная  мотивация поступления на государственную  службу и ее прохождения. Абсолютное большинство чиновников вполне удовлетворены своим положением. Все это говорит о достаточно высоком социальном статусе российских государственных служащих.

Таким образом, государственный  служащий – это важнейшее звено  всей системы государственной службы. Он выступает главным действующим  лицом в сфере административного  управления, является той социальной и организационной единицей, которая  обеспечивает исполнение полномочий государства, государственных органов и политических руководителей.

 

Глава 2. Правовой статус государственного служащего

 

2.1. Статус государственного  служащего: понятие и классификация

 

В науке и практике существуют понятия «статус государственной  службы» и «статус государственного служащего».  Это понятия родственные, но не тождественные.

Статус государственной  службы – это ее соотносительное  положение в социально – профессиональной структуре общества, формирующееся  на основе характера и содержания деятельности государственных служащих и получающее престижную оценку в  общественном мнении[7].

Высокий статус  российской государственной службы, т.е. ее положение, место и роль в государстве  и обществе, нормативно определен  Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «О системе государственной  службы Российской Федерации» 2003 г., «О системе государственной гражданской службе Российской Федерации» 2004 г. и другими нормативно-правовыми актами.

Статус государственного служащего рассматривается с  двух сторон. Во-первых, существует внешний  статус чиновника, который показывает положение, место и роль государственных  служащих как корпоративно-профессиональной категории в обществе среди других социальных групп. Во-вторых, есть внутренний статус государственного служащего. Он определяет положение, место и роль каждого чиновника в системе  государственной службы. Здесь главную  роль играет должностной уровень  служащего, т.е. его место в иерархии государственных должностей.

Статус государственного служащего (гражданского, военного и  правоохранительного) – это положение, занимаемое им в системе государственной  службы; это меры должного и возможного поведения служащего, установленные  законом в соответствии с занимаемой им должности государственной службы.

В содержании понятия «статус  государственного служащего» можно  выделять четыре компонента.

  1. Непосредственная причастность по роду работы к подготовке, принятию или проведению в жизнь решений в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства.
  2. Наличие у государственных служащих правомочий и возможностей выступать в пределах своей компетенции от имени государственного органа, представляя государственный интерес.
  3. Строгая нормативная регламентированность деятельности в формально-процедурном отношении.
  4. Принадлежность к особой профессионально-статусной группе[8].

Государственный служащий выступает  не только как профессионал-управленец, но и как должностное лицо, в  круг полномочий которого входит реализация государственных функций и профессиональное обеспечение выполнения полномочий органов государственной власти. Государственный служащий – это  не просто работник, а человек, действующий  от имени, по поручению и в интересах  государства. Он является представителем особой социальной общности граждан, выполняющих  властные государственные полномочия, реализуя волю народа посредством исполнения полномочий государства в системе  государственных органов, решающих социальные задачи в интересах граждан. В этом принципиальное отличие статуса  государственных служащих от статуса, например, предпринимателей, которые  объединяются для получения прибыли  и удовлетворения своих личных потребностей.

Статус государственного служащего – явление многогранное и многоуровневое. Структурно статус государственного служащего включает в себя следующие составляющие: личный, правовой, служебный, гражданский статусы. Это основные составляющие статусного набора государственного служащего.

Дадим краткую характеристику элементов статусного набора государственных  служащих.

Прежде всего чиновник, как и любой человек, обладает личным статусом. Он основывается на личностных, социально-психологических характеристиках каждого служащего. Поэтому в любом государственном органе, в коллективе государственных служащих есть свои так называемые неформальные лидеры – люди, престиж которых и уважение к ним зависит не от занимаемой должности, а от личных качеств: от их интеллекта, душевности, коммуникабельности и т.д.

Информация о работе Правовой статус государственного служащего