Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 11:06, курсовая работа
Целью данной работы является формирование целостного представления о государственном служащем, его правовом статусе. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:
Определение понятия государственного служащего и статуса госслужащего;
Изучить классификацию госслужащих;
Сделать сравнительный анализ элементов правового статуса.
Объект исследования – правовой статус государственных служащих Российский Федерации.
Введение 3
Глава 1. Государственный служащий: понятие, классификация 4
1.1. Понятие и признаки государственного служащего 4
1.2. Классификация государственных служащих РФ 7
Глава 2. Правовой статус государственного служащего 16
2.1. Статус государственного служащего: понятие и классификация 16
2.2. Правовой статуса госслужащего: сравнительный анализ законодательства 18
Заключение 25
Список использованных источников 27
Соотношение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий устанавливается указом Президента РФ. Отдельным указом Президента России определяется и соответствие старых квалификационных разрядов федеральных государственных служащих новым классным чинам государственной гражданской службы РФ.
Остановимся на классных чинах гражданской службы. Классный чин гражданского служащего РФ – это персонально присваиваемый, как правило, на основании государственного квалификационного экзамена разряд, соответствующий служебному положению, занимаемой должности, уровню профессиональной подготовки, выслуге лет и заслугам служащего.
Современное законодательство определяет пять наименований классных чинов гражданской службы:
В каждой группе чинов предусматривается три класса – первый, второй, третий (первый класс высший). Всего, таким образом, есть 15 классных чинов.
Классный чин строго дифференцирован по группам должностей гражданской службы. Присвоение классных чинов производится последовательно в строгом соответствии с замещаемой группой должностей гражданской службы:
Присвоение классных чинов гражданских служащих РФ осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ» от 27 июля 2004 г. и «Положением о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы РФ федеральным государственным гражданским служащим», утвержденным Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г.
С момента присвоения гражданскому служащему классного чина ему устанавливается месячный оклад по классному чину, входящий в денежное содержание служащего, и делается соответствующая запись в личное дело, учетную карточку и трудовую книжку чиновника.
Действующее законодательство устанавливает основные требования к присвоению классных чинов гражданским служащим:
Классный чин может быть первым или очередным. Первый классный чин гражданской службы присваивается федеральному гражданскому служащему, не имеющему классного чина. При этом учитывается классный чин иного вида государственной службы, воинское, специальное звание, дипломатический ранг, присвоенное служащему на прежнем месте государственной службы России.
Для прохождения гражданской службы устанавливаются следующие сроки:
Для прохождения гражданской службы в классных чинах секретаря гражданской службы 1 класса, референта гражданской службы 1 класса, советника гражданской службы 1 класса и государственного советника РФ 1 класса сроки не устанавливаются.
Гражданин РФ может быть лишен классного чина только судом за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
В рамках гражданской службы свою специфику имеет служба дипломатических работников. Указом Президента от 15 октября 1999 г. утверждено Положение о порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов дипломатическим работникам Министерства иностранных дел РФ.
Действующим законодательством
установлено, что лицам, замещающим
должности федеральной
На государственной военной
службе традиционно существуют воинские
звания. Они были и в армиях императорской
России, и в Советской Армии, есть
и в современных Российских вооруженных
силах. Составы военнослужащих и
их воинские звания Российской Федерации
установлены Федеральным
Существует табель соответствия воинских званий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, квалификационным разрядам государственных служащих:
и др. [].
Следовательно, введение и
присвоение классных чинов, дипломатических
рангов, воинских и специальных званий
служащим является фактором упорядочения
государственно-служебных
Весьма важным является вопрос мотивации поступления граждан на государственную службу. Что влечет их стать государственными служащими?
Социологические опросы показывают, что федеральные гражданские служащие среди мотивов поступления на государственную службу на первое место ставят гарантию постоянной работы (44,7%), а далее – желание принести пользу государству и обществу, стремление реализовать свои способности, стремление сделать карьеру, повысить свой статус, заработать государственную пенсию [6].
Результаты исследования показывают, что в целом у наших государственных служащих превалирует личная и одновременно общественно-государственная мотивация поступления на государственную службу и ее прохождения. Абсолютное большинство чиновников вполне удовлетворены своим положением. Все это говорит о достаточно высоком социальном статусе российских государственных служащих.
Таким образом, государственный
служащий – это важнейшее звено
всей системы государственной
Глава 2. Правовой статус государственного служащего
2.1. Статус государственного
служащего: понятие и
В науке и практике существуют
понятия «статус
Статус государственной
службы – это ее соотносительное
положение в социально –
Высокий статус российской государственной службы, т.е. ее положение, место и роль в государстве и обществе, нормативно определен Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «О системе государственной службы Российской Федерации» 2003 г., «О системе государственной гражданской службе Российской Федерации» 2004 г. и другими нормативно-правовыми актами.
Статус государственного
служащего рассматривается с
двух сторон. Во-первых, существует внешний
статус чиновника, который показывает
положение, место и роль государственных
служащих как корпоративно-
Статус государственного
служащего (гражданского, военного и
правоохранительного) – это положение,
занимаемое им в системе государственной
службы; это меры должного и возможного
поведения служащего, установленные
законом в соответствии с занимаемой
им должности государственной
В содержании понятия «статус государственного служащего» можно выделять четыре компонента.
Государственный служащий выступает
не только как профессионал-управленец,
но и как должностное лицо, в
круг полномочий которого входит реализация
государственных функций и
Статус государственного
служащего – явление
Дадим краткую характеристику элементов статусного набора государственных служащих.
Прежде всего чиновник, как и любой человек, обладает личным статусом. Он основывается на личностных, социально-психологических характеристиках каждого служащего. Поэтому в любом государственном органе, в коллективе государственных служащих есть свои так называемые неформальные лидеры – люди, престиж которых и уважение к ним зависит не от занимаемой должности, а от личных качеств: от их интеллекта, душевности, коммуникабельности и т.д.
Информация о работе Правовой статус государственного служащего