Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 11:06, курсовая работа
Целью данной работы является формирование целостного представления о государственном служащем, его правовом статусе. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:
Определение понятия государственного служащего и статуса госслужащего;
Изучить классификацию госслужащих;
Сделать сравнительный анализ элементов правового статуса.
Объект исследования – правовой статус государственных служащих Российский Федерации.
Введение 3
Глава 1. Государственный служащий: понятие, классификация 4
1.1. Понятие и признаки государственного служащего 4
1.2. Классификация государственных служащих РФ 7
Глава 2. Правовой статус государственного служащего 16
2.1. Статус государственного служащего: понятие и классификация 16
2.2. Правовой статуса госслужащего: сравнительный анализ законодательства 18
Заключение 25
Список использованных источников 27
Каждый государственный
служащий имеет гражданский статус.
Являясь гражданином страны, чиновник
включен в процесс отношений,
регулируемых Конституцией Российской
Федерации и нормами
Служебный статус госслужащего
рассматривается в контексте
приведенных выше его статусных
характеристик. Его основой является
совокупность взаимосвязанных в
реализации социально-организационных
функций органов
Таким образом, статус государственного
служащего складывается из многообразия
статусов. Они диалектически
2.2. Правовой статуса госслужащего: сравнительный анализ законодательства
Правовой статус вообще – это признанная Конституцией и законами совокупность исходных, неотчуждаемых прав и обязанностей человека, а также полномочий государственных органов и должностных лиц. В понятие «правового статуса» государственных служащих входят основополагающие институциональные характеристики правового положения государственных служащих, которые определяют их место в системе государственной службы.
Впервые в современной истории России правовой статус государственного служащего и составляющие его элементы были зафиксированы в 1995 г. Федеральном законе №119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации». Глава третья данного правового акта так и называлась: «Основы правового положения государственного служащего». К составляющим элементам правого статуса государственных служащих РФ законодатель тогда отнес:
Новый Федеральный закон №79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в главе 13 «Правовое положение (статус) гражданского служащего», видоизменив структуру правового статуса служащего, ввел в нее следующие элементы:
Законодатель, в определенной
мере меняя взгляд на статусный набор
гражданского служащего, изъял из структуры
его правового статуса
Было бы полезным осуществить
сравнительный анализ элементов
правового статуса российских чиновников,
установленных в старом и новом
федеральных законов о
В старом Федеральном законе №119-ФЗ от 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» (ст.9) было зафиксировано 12 позиций прав государственного служащего РФ[2].
В новом Федеральном законе № 79-ФЗ от 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» зафиксировано 18 основных прав служащего (ст. 14)[3].
Сравнительный анализ прежнего и действующего законодательства о государственной службе РФ относительно прав госслужащих показывает, что в Законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации», во-первых, значительно расширены права гражданских служащих и, во-вторых, пересмотрена концепция прав чиновников и внесены в перечень прав те положения, которые раньше находились в разделе «гарантии» (право на отдых, на оплату труда, государственную защиту жизни и здоровья, медицинское страхование).
По новому законодательству у наших гражданских служащих появилось четыре новых права: на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну; на защиту сведений о гражданских служащих; на рассмотрение индивидуальных служебных споров; с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу (это принципиально важно).
Анализ основных обязанностей
государственных гражданских
В число новых обязанностей
чиновников входят обязанности: беречь
государственное имущество; представлять
сведения о себе и членах своей
семьи, о полученных доходах и
имуществе, являющихся объектами налогообложения;
сообщать о выходе из гражданства
Российской Федерации или приобретении
гражданства другого
Новацией является то, что чиновник категории «руководитель» не может отныне состоять в выборном профсоюзном органе, т.е. совмещать две ветви власти – административную и общественную. Особо подчеркнуто, что гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликтов интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности. И в соответствии с зарубежной практикой теперь все гражданские служащие будут проходить обязательную дактилоскопическую регистрацию. Это серьезные нововведения, вызванные к жизни требованиями времени[9].
Сравнение ограничений, связанных с государственной службой, также представляет большой интерес.
Федеральный закон № 119-ФЗ от 1995 г. в ст. 11 предъявлял государственному служащему 12 правоограничений, а Федеральный закон № 79-ФЗ от 2004 г. в ст. 16 вводит 9 ограничений, связанных с гражданской службой[2].
В действительности перечень ограничений для чиновников стал гораздо больше, поскольку часть правоограничений перешла в категорию «запреты», которой раньше не было. Анализ ограничений и запретов для государственных служащих, закрепленных в старом и новом федеральных законах, показывает:
Федеральный закон № 79-ФЗ от 2004 г. снял некоторые ограничения для гражданских служащих РФ[3].
Во-первых, исключен пункт, говоривший о том, что госслужащие не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой. Чиновнику по новому закону запрещено заниматься предпринимательской, коммерческой деятельностью.
Во-вторых, из нового закона исключен пункт, запрещавший чиновнику получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего. Это расширяет финансовые возможности чиновника.
В-третьих, регулируется терминологически вопрос об участии или неучастии госслужащих в забастовках. Теперь закон запрещает не участвовать в забастовках, а «прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора». Закон категорически запрещает подобные действия государственных служащих, не называя это забастовкой, поскольку забастовка в принципе разрешена Трудовым кодексом РФ.
В-четвертых, откорректирована норма, касающаяся получения государственным служащим вознаграждения от физических и юридических лиц. Теперь подарки, полученные служащим в связи с официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью и собственностью субъекта РФ и по акту передаются в государственный орган.
В-пятых, внесены коррекции
по вопросу принятия чиновником наград,
почетных и специальных званий иностранных
государств. Отныне принимать подобные
награды и звания можно только
с письменного разрешения представителя
нанимателя (а не с разрешения Президента
РФ). Кроме того, в законе добавляется,
что аналогичная процедура
На основании Федерального закона № 79-ФЗ от 2004 г. приобрели юридическую силу некоторые ограничения и запреты:
Наряду с этим государственному
служащему запрещается
Заключение
Статус государственного служащего складывается из многообразия статусов. Прочный правовой статус государственного служащего - важнейший фактор высокой эффективности и авторитета государственной службы. Он является производным от самой государственной службы как правового института.
На протяжении выполняемой работы была достигнута цель - по представлению целостного представления о правовом статусе государственного служащего.
Сравнительный анализ федеральных законов о государственной службе Российской Федерации 1995 и 2003-2004 гг. свидетельствует о серьезном концептуальном развитии и нормативном укреплении правового статуса гражданских служащих. Он позволяет выявить и сформулировать ряд тенденций:
Информация о работе Правовой статус государственного служащего