Правовой статус государственного служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 11:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является формирование целостного представления о государственном служащем, его правовом статусе. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:
Определение понятия государственного служащего и статуса госслужащего;
Изучить классификацию госслужащих;
Сделать сравнительный анализ элементов правового статуса.
Объект исследования – правовой статус государственных служащих Российский Федерации.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Государственный служащий: понятие, классификация 4
1.1. Понятие и признаки государственного служащего 4
1.2. Классификация государственных служащих РФ 7
Глава 2. Правовой статус государственного служащего 16
2.1. Статус государственного служащего: понятие и классификация 16
2.2. Правовой статуса госслужащего: сравнительный анализ законодательства 18
Заключение 25
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 50.79 Кб (Скачать файл)

Каждый государственный  служащий имеет гражданский статус. Являясь гражданином страны, чиновник включен в процесс отношений, регулируемых Конституцией Российской Федерации и нормами гражданского права. Статус гражданина для государственного служащего- это не только распространение на него прав и обязанностей, установленных и гарантированных всем гражданам страны. Государственная служба дает чиновнику право участия в регулировании дел других людей и организаций.

Служебный статус госслужащего рассматривается в контексте  приведенных выше его статусных  характеристик. Его основой является совокупность взаимосвязанных в  реализации социально-организационных  функций органов государственной  власти обязанностей государственных  служащих и условий их исполнения[9].

Таким образом, статус государственного служащего складывается из многообразия статусов. Они диалектически взаимодействуют  и дополняют друг друга. Их единство и строгая урегулированность  – важнейший фактор высокой эффективности  и авторитета государственной службы и государственного служащего. Одно из ведущих мест в статусном наборе государственного служащего занимает правовой статус.

 

2.2. Правовой статуса  госслужащего: сравнительный анализ  законодательства

Правовой статус вообще –  это признанная Конституцией и законами совокупность исходных, неотчуждаемых  прав и обязанностей человека, а  также полномочий государственных  органов и должностных лиц. В  понятие «правового статуса» государственных  служащих входят основополагающие институциональные  характеристики правового положения  государственных служащих, которые  определяют их место в системе  государственной службы.

Впервые в современной  истории России правовой статус государственного служащего и составляющие его  элементы были зафиксированы в 1995 г. Федеральном законе №119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации». Глава третья данного правового акта так и называлась: «Основы правового положения государственного служащего». К составляющим элементам правого статуса государственных служащих РФ законодатель тогда отнес:

    • права государственного служащего;
    • основные обязанности;
    • ограничения, связанные с государственной службой;
    • гарантии для государственного служащего;
    • ответственность государственного служащего[2].

Новый Федеральный закон  №79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в главе 13 «Правовое положение (статус) гражданского служащего», видоизменив структуру правового статуса служащего, ввел в нее следующие элементы:

    • основные права гражданского служащего;
    • основные обязанности;
    • ограничения, связанные с гражданской службой;
    • запреты, связанные с гражданской службой;
    • требования к служебному поведению;
    • урегулирование конфликта интересов на гражданской службе[3].

Законодатель, в определенной мере меняя взгляд на статусный набор  гражданского служащего, изъял из структуры  его правового статуса социальные гарантии и ответственность государственного служащего, перенеся их в другие разделы  закона, и дополнил правовой статус такими категориями, как запреты, требования к служебному поведению и урегулирование конфликта интересов.

Было бы полезным осуществить  сравнительный анализ элементов  правового статуса российских чиновников, установленных в старом и новом  федеральных законов о государственной  службе.

В старом Федеральном законе №119-ФЗ от 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» (ст.9) было зафиксировано 12 позиций прав государственного служащего РФ[2].

В новом Федеральном законе № 79-ФЗ от 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» зафиксировано 18 основных прав служащего (ст. 14)[3].

Сравнительный анализ прежнего и действующего законодательства о  государственной службе РФ относительно прав госслужащих показывает, что  в Законе «О государственной гражданской  службе Российской Федерации», во-первых, значительно расширены права  гражданских служащих и, во-вторых, пересмотрена концепция прав чиновников и внесены в перечень прав те положения, которые раньше находились в разделе  «гарантии» (право на отдых, на оплату труда, государственную защиту жизни  и здоровья, медицинское страхование).

По новому законодательству у наших гражданских служащих появилось четыре новых права: на доступ к сведениям, составляющим государственную  тайну; на защиту сведений о гражданских  служащих; на рассмотрение индивидуальных служебных споров; с предварительным  уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу (это принципиально важно).

Анализ основных обязанностей государственных гражданских служащих согласно прежнего и нынешнего законодательства о государственной службе РФ показывает:

    1. заметное увеличение числа новых обязанностей (с восьми до 12) при сохранении прежних;
    2. тенденцию усиления обязательных требований к служебному поведению госслужащих.

В число новых обязанностей чиновников входят обязанности: беречь государственное имущество; представлять сведения о себе и членах своей  семьи, о полученных доходах и  имуществе, являющихся объектами налогообложения; сообщать о выходе из гражданства  Российской Федерации или приобретении гражданства другого государства; соблюдать ограничения, выполнять  обязательства и требования к  служебному поведению; сообщать о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая  может привести к конфликту интересов.

Новацией является то, что  чиновник категории «руководитель» не может отныне состоять в выборном профсоюзном органе, т.е. совмещать  две ветви власти – административную и общественную. Особо подчеркнуто, что гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории  «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликтов интересов в государственном  органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной  должности. И в соответствии с  зарубежной практикой теперь все  гражданские служащие будут проходить  обязательную дактилоскопическую регистрацию. Это серьезные нововведения, вызванные к жизни требованиями времени[9].

Сравнение ограничений, связанных  с государственной службой, также  представляет большой интерес.

Федеральный закон  № 119-ФЗ от 1995 г. в ст. 11 предъявлял государственному служащему 12 правоограничений, а Федеральный закон № 79-ФЗ от 2004 г. в ст. 16 вводит 9 ограничений, связанных с гражданской службой[2].

В действительности перечень ограничений для чиновников стал гораздо больше, поскольку часть  правоограничений перешла в категорию  «запреты», которой раньше не было. Анализ ограничений и запретов для  государственных служащих, закрепленных в старом и новом федеральных  законах, показывает:

    1. их количественный рост;
    2. политику законодателя в области управления государственной службой и персоналом гражданской службы; в каких-то моментах просматривается либерализация государственно-служебных отношений, в каких-то, наоборот, ужесточение контроля за персоналом государственной службы.

Федеральный закон № 79-ФЗ от 2004 г. снял некоторые ограничения для гражданских служащих РФ[3].

Во-первых, исключен пункт, говоривший о том, что госслужащие не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и  иной творческой. Чиновнику по новому закону запрещено заниматься предпринимательской, коммерческой деятельностью.

Во-вторых, из нового закона исключен пункт, запрещавший чиновнику  получать гонорары за публикации и  выступления в качестве государственного служащего. Это расширяет финансовые возможности чиновника.

В-третьих, регулируется терминологически вопрос об участии или неучастии  госслужащих в забастовках. Теперь закон запрещает не участвовать  в забастовках, а «прекращать  исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора». Закон категорически запрещает  подобные действия государственных  служащих, не называя это забастовкой, поскольку забастовка в принципе разрешена Трудовым кодексом РФ.

В-четвертых, откорректирована норма, касающаяся получения государственным  служащим вознаграждения от физических и юридических лиц.  Теперь подарки, полученные служащим в связи с  официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью и собственностью субъекта РФ и по акту передаются в  государственный орган.

В-пятых, внесены коррекции  по вопросу принятия чиновником наград, почетных и специальных званий иностранных  государств. Отныне принимать подобные награды и звания можно только с письменного разрешения представителя  нанимателя (а не с разрешения Президента РФ). Кроме того, в законе добавляется, что аналогичная процедура распространяется на награды политических партий и  религиозных объединений.

На основании Федерального закона № 79-ФЗ от 2004 г. приобрели юридическую силу некоторые ограничения и запреты:

    1. введен запрет для государственных служащих допускать публичные высказывания, суждения и оценки в отношении деятельности государственных органов и их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа, либо органа, в котором служащий замещает должность гражданской службы;
    2. узаконен запрет использовать преимущества должностного положения чиновника для предвыборной агитации, что означает ограничение административного ресурса властей;
    3. введен новый запрет финансового характера – чиновнику запрещено теперь приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
    4. утвержден ряд ограничений и запретов, касающихся условий и процедур прохождения гражданской службы. Так, государственный служащий не может быть принят и находиться на государственной службе в случае:
    • его выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
    • предоставления  подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
    • избрания или назначения госслужащего на государственную должность РФ или субъекта РФ или избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
    • избрания на оплачиваемую должность в профсоюзном органе[3].

Наряду с этим государственному служащему запрещается разглашать не только сведения, составляющие государственную  тайну, но и сведения, составляющие иную тайну (коммерческую, личной жизни  и т.д.), а также сведения конфиденциального  характера и служебную информацию. Перечень сведений конфиденциального  характера и служебной информации не зафиксирован нормативно, что создает  возможности для злоупотребления  отдельных чиновников, стремящихся  все засекретить.

 

Заключение

 

Статус государственного служащего складывается из многообразия статусов. Прочный правовой статус государственного служащего - важнейший фактор высокой эффективности и авторитета государственной службы. Он является производным от самой государственной службы как правового института.

На протяжении выполняемой  работы была достигнута цель - по представлению  целостного представления о правовом статусе государственного служащего.

Сравнительный анализ федеральных законов о государственной службе Российской Федерации 1995 и 2003-2004 гг. свидетельствует о серьезном концептуальном развитии и нормативном укреплении правового статуса гражданских служащих. Он позволяет выявить и сформулировать ряд тенденций:

    1. В организационном отношении – это изменение структуры правового статуса чиновника. Если в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» 1995 г. к составляющим правового статуса государственных служащих законодатель отнес: права, обязанности, правоограничения, социальные гарантии и ответственность, то новый Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» 2004 г. в структуру правового статуса чиновника вводит: права, обязанности, ограничения, запреты, требования к служебному поведению, урегулирование конфликта интересов на гражданской службе.
    2. В количественном отношении – увеличение числа прав и обязанностей государственного служащего, что свидетельствует об интенсификации управленческого труда работников государственного аппарата.
    3. В качественном отношении – это, с одной стороны, некоторая либерализация правового положения государственных служащих (например, теперь чиновник вправе выполнять любую иную, кроме коммерческой деятельности, оплачиваемую работу), а с другой – ужесточение запретов и усиление ответственности государственных служащих (в том числе за публичные высказывания, суждения и оценки в отношении деятельности государственных органов и их руководителей).

Информация о работе Правовой статус государственного служащего