Правовой статус иностранных инвесторов в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 07:45, контрольная работа

Описание работы

Целью данного исследования является описать сущность правового статуса иностранных инвестиций в Российской Федерации. Новый Закон «Об иностранных инвестициях» предусматривает только две организационные формы, в которых иностранные предприниматели могут осуществлять коммерческую деятельность на территории России: Российская коммерческая организация с иностранными инвестициями или филиал иностранного юридического лица, аккредитованный в России.

Файлы: 1 файл

Pravovoy_status_inostrannyh_investorov_v_.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

Глава 2. Организационно-правовые формы деятельности иностранных участников правоотношений на территории России

§ 2.1. Правовой статус иностранного юридического лица

Иностранцы - будь то иностранные граждане или иностранные юридические лица (далее ИЮЛ), могут осуществлять в России любую не запрещенную законом деятельность: как коммерческую, то есть преследующую извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, так и некоммерческую - представительскую, благотворительную, маркетинговую, консультационную и т.д. Для осуществления своей деятельности иностранцы наделены определенными правами и обязанностями. Согласно действующему российскому законодательству за иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами закрепляется безусловный (то есть не требующий взаимности со стороны иностранного государства) национальный режим. Этот режим проявляется:

- во-первых, в  том, что гражданские права  иностранных граждан и иностранных  юридических лиц, находящихся и осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории России определяются российскими законами, а не законодательством иностранного государства,

- во-вторых, согласно  Гражданскому кодексу РФ статус  иностранных юридических лиц  при осуществлении деятельности в России практически приравнен к статусу аналогичных российских структур,

- в-третьих,  в том, что к иностранным  гражданам и иностранным юридическим  лицам применяются общие нормы  российского законодательства, если  иное не установлено федеральным российским законодательством или международными межправительственными договорами. Это касается как сужения, так и расширения прав иностранцев по сравнению с российскими субъектами гражданского и предпринимательского права.

Исключения  и ограничения из национального режима для иностранцев.

Можно назвать  следующие области предпринимательской  деятельности, в которых возможны изъятия из национального режима для иностранцев:

- производство  электроэнергии;

- производство  урана и других аналогичных материалов и изделий из них;

- собственность  на землю, пользование недрами  и другими природными ресурсами; 

- промысловое  морское рыболовство; 

- строительство,  установка и эксплуатация средств  связи; 

- собственность  на недвижимое имущество и  связанные с ним посреднические операции;

- добыча и  переработка руд драгоценных  металлов, редкоземельных элементов  и драгоценных камней;

- воздушный  транспорт, морское и речное  судоходство, обслуживание этих  видов транспорта;

- государственные  займы (кредиты);

- государственные  дотации (субсидии);

- банковская  деятельность;

- посреднические  операции с ценными бумагами  и валютными ценностями и связанные  с этим услуги;

- собственность  на государственные ценные бумаги;

- приобретение  государственной и муниципальной собственности в процессе приватизации;

- страхование; 

- средства массовой  информации;

- частная детективная  и охранная деятельность.

Например, иностранные  граждане и юридические лица не вправе заниматься частной детективной (сыскной) деятельностью или быть владельцами казначейских обязательств. Запрещено использование иностранных инвестиций при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расположенных на территории закрытых территориальных образований.

В отдельных  случаях закон не содержит прямого запрета, однако может содержать отдельные ограничения, связанные с участием иностранцев в гражданско-правовых и предпринимательских отношениях на территории России. Так, например:

1. При создании  иностранными юридическими лицами  страховых организаций на территории России могут устанавливаться ограничения.

2. В строго  ограниченных случаях необходимы  специальные разрешения на участие  иностранцев в приватизации:

- для участия  иностранных юридических лиц  в приватизации объектов и  предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, мелких предприятий промышленности и строительства, автомобильного транспорта требуется разрешение местных органов власти;

- для допуска  иностранных юридических лиц  к приватизации - крупных объектов оборонной промышленности, а также предприятий нефтяной и газовой отраслей, по добыче и переработке руд стратегических материалов, драгоценных и полудрагоценных камней, радиоактивных и редкоземельных элементов, предприятий транспорта и связи требуется специальное решение Правительства РФ или правительства республики в составе РФ.

Отдельными  видами деятельности, перечень которых  определяется законом, иностранное  юридическое лицо, так же как и  российское, может заниматься только на основании специального разрешения российских государственных органов (лицензии).

Организационно-правовые формы деятельности иностранных  компаний на территории России.

Объем полномочий иностранной компании зависит от организационно-правовой формы, в рамках которой она осуществляет свою деятельность в России.

В статусе иностранного юридического лица иностранная компания может осуществлять как предпринимательскую, так и не коммерческую или благотворительную  деятельность в России без создания какой-либо организационной структуры. Она может также аккредитовать постоянное представительство или филиал иностранной компании в России, либо создать российское юридическое лицо с иностранным капиталом.

Новый Закон "Об иностранных инвестициях" предусматривает  только две организационные формы, в которых иностранные предприниматели могут осуществлять коммерческую деятельность на территории России: Российская коммерческая организация с иностранными инвестициями или филиал иностранного юридического лица, аккредитованный в России.

Филиалы и представительства иностранных юридических лиц.

В ряде случаев  иностранные компании предпочитают не регистрировать в России российское юридическое лицо с иностранным  капиталом, а действовать в качестве иностранного юридического лица через  свои обособленные подразделения. Гражданское законодательство России предусматривает две формы таких обособленных подразделений: филиалы и представительства.

Филиал - это  обособленное структурное подразделение  иностранного юридического лица, расположенное  вне места его нахождения, выполняющее все или часть функций этого юридического лица.

Представительство - это разновидность филиала, то есть филиал, занимающийся лишь представлением и защитой интересов создавшего его юридического лица.

Общие признаки филиалов и представительств:

- Филиалы и представительства не являются самостоятельным юридическим лицом и самостоятельным субъектом права. Поэтому они заключают контракты и осуществляют деятельность не от собственного имени, а от имени иностранной компании, которая их создала и которая несет за них ответственность. Исковые требования не могут предъявляться от имени филиала или представительства и к филиалу или представительству. Филиалы и представительства выступают в судебных процессах от имени юридического лица, их создавшего, и взыскания производятся судом с этого юридического лица или в его пользу;

- Правоспособность  филиала и представительства  не может выходить за рамки  правоспособности создавшего их  юридического лица. Они могут  выполнять лишь функции, соответствующие  целям деятельности создавшего их юридического лица, зафиксированным в его учредительных документах;

- Особенности  деятельности филиала и представительства  регулируются Положением о филиале  и представительстве, которое  утверждается создавшим их юридическим  лицом; 

- Финансово-хозяйственная самостоятельность филиала и представительства относительна: отсутствует самостоятельный баланс; филиал и представительство наделяется имуществом создавшей его компанией. Это имущество учитывается как на отдельном балансе филиала и представительства, так и на балансе создавшей их фирмы; взыскание по долгам юридического лица может быть обращено на имущество, выделенное им филиалу и представительству, независимо от того, связаны долги юридического лица с их деятельностью или нет;

- Представлять юридическое лицо, создавшее филиал или представительство, может не филиал или представительство, а только его руководитель, наделенный для этой цели доверенностью;

- Место нахождения  филиала и представительства  не является местом нахождения  самого юридического лица.

Отличительные черты филиалов и представительств.

Главным отличием филиала от представительства является цель их создания. Если филиал ИЮЛ может  осуществлять практически все виды деятельности, предусмотренные уставом  данного ИЮЛ, то официальная цель представительства ИЮЛ сводится к осуществлению деятельности подготовительного и вспомогательного характера в пользу своей головной организации, деятельности, не предполагающей извлечение прибыли на территории РФ для иностранной организации, открывшей это представительство.

До введения в действие нового Закона "Об иностранных  инвестициях" обязательная аккредитация филиалов и представительств не требовалась. Поэтому в России существовали как  аккредитованные, так и не аккредитованные  филиалы и представительства. Филиалы и представительства неаккредитованных ИЮЛ подпадали под тот же правовой режим, что и филиалы и представительства российских юридических лиц. Их регистрация осуществлялась в порядке, предусмотренном для регистрации российских юридических лиц с иностранным капиталом, и сводилась к регистрации в Московской регистрационной палате (для филиалов и представительств, расположенных в Москве) или региональных органах исполнительной власти.

Новый Закон  «Об иностранных инвестициях», принятый в июне 1999 года, однозначно установил, что филиал ИЮЛ имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории РФ только со дня его аккредитации. Филиалы ИЮЛ, созданные до принятия данного закона обязаны пройти аккредитацию в течение одного года со дня вступления закона в силу. Представительства ИЮЛ вообще не названы в качестве организационных структур, через которые ИЮЛ могут осуществлять предпринимательскую деятельность на территории России.

До введения в действие нового Закона «Об иностранных инвестициях» аккредитованные представительства были самой распространенной формой обособленных подразделений иностранных компаний в России. Многие иностранные компании через аккредитованные представительства, которые являются по сути филиалами осуществляли и продолжают осуществлять в настоящее время не только представительские, но и коммерческие функции. Действующее российское законодательство прямо не запрещает представительствам осуществлять коммерческую деятельность от имени создавшего их ИЮЛ. Поэтому в настоящее время никаких отрицательных правовых последствий для ИЮЛ это не вызывает. Тем не менее, при создании новых или переоформлении ранее существовавших обособленных подразделений в РФ следует учитывать новое требование российского законодательства во избежание проблем в своей будущей деятельности. Не исключено, что в дальнейшем потребуется перерегистрация уже имеющихся представительств, осуществляющих не только представительские функции, но и предпринимательскую деятельность на территории России, в качестве филиалов.

Аккредитация  иностранного юридического лица - это специальное разрешение уполномоченного государственного органа России, подтверждающее право на осуществление деятельности иностранного юридического лица на территории России. Аккредитация - это своего рода регистрация иностранного юридического лица в государственных органах России. С аккредитацией связывается право иностранного юридического лица самостоятельно и от своего имени осуществлять любую не запрещенную в России деятельность. Как правило, эта деятельность осуществляется через представительство или филиал иностранной организации, поэтому принято говорить не об аккредитации иностранной организации, а об аккредитации представительства или филиала ИЮЛ.

Аккредитация - процедура довольно сложная и дорогостоящая. Однако только аккредитация допускает ряд льгот и преимуществ, которые не распространяются на не аккредитованные представительства и филиалы иностранных юридических лиц. Например, только аккредитованная и внесенная в Государственный реестр иностранная фирма может:

- получить лицензию  на лицензированные виды деятельности;

- осуществить  таможенную очистку ввозимого  в Россию груза или получить  таможенные льготы в виде временного  воза в РФ офисного оборудования, автомобилей, оргтехники, необходимых для осуществления своей деятельности, с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов;

- иметь право  на аккредитацию в РФ ее  иностранных сотрудников, что  без дополнительных разрешений  Федеральной миграционной службы  России легализует их присутствие и трудовую деятельность в РФ;

Информация о работе Правовой статус иностранных инвесторов в РФ