Правовой статус иностранных инвесторов в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 07:45, контрольная работа

Описание работы

Целью данного исследования является описать сущность правового статуса иностранных инвестиций в Российской Федерации. Новый Закон «Об иностранных инвестициях» предусматривает только две организационные формы, в которых иностранные предприниматели могут осуществлять коммерческую деятельность на территории России: Российская коммерческая организация с иностранными инвестициями или филиал иностранного юридического лица, аккредитованный в России.

Файлы: 1 файл

Pravovoy_status_inostrannyh_investorov_v_.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

Между иностранной  фирмой и российским товариществом  был заключен договор поручения. По указанному договору фирма (доверитель) поручила товариществу (поверенному) приобрести и разместить 200 000 приватизационных чеков для участия во Всероссийском чековом аукционе по покупке акций акционерных обществ, указанных доверителем. По завершении указанных сделок приобретенные акции передавались в собственность иностранной фирме. Согласно п. 10.1 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ № 2284 от 24.12.1993 г. решение о допуске иностранного инвестора к участию в приватизации предприятий, оборонный заказ которых составляет более 30 процентов общего объема работ, принимается Правительством РФ одновременно с принятием решения о допустимости приватизации данных предприятий. Такого рода решения принято не было. Таким образом, сделки приватизации с участием иностранных лиц, совершенные с нарушением российского законодательства, признаются недействительными на условиях двусторонней реституции.

§ 3.2. Разрешение споров с участием иностранных инвесторов

Наличие возможности  рассмотрения дела в порядке международного коммерческого арбитража исключает разрешение спора по существу в рамках национальных судебных систем. Согласно п. 2 ст. 87 АПК РФ арбитражный суд оставляет иск без рассмотрения, если имеется соглашение лиц, участвующих в деле, о передаче данного спора на разрешение третейского суда. При этом возможность обращения к третейскому суду не должна быть утрачена, а ответчик, возражающий против рассмотрения дела в арбитражном суде, не позднее своего первого заявления по существу спора должен заявить ходатайство о передаче спора на разрешение третейского суда. Все указанные признаки имели место в рассмотренном выше деле. В связи с этим арбитражный суд правомерно оставил иск российского предприятия к иностранной фирме без рассмотрения. Несколько иная ситуация сложилась в другом деле. Иностранная фирма предъявила иск в арбитражный суд РФ. Согласно п. 2 ст. 87 АПК РФ при наличии арбитражной оговорки арбитражные суды Российской Федерации вправе рассматривать подведомственный им спор с участием иностранного лица при наличии двух условий. Во-первых, иск заявлен в надлежащий арбитражный суд субъекта Российской Федерации. Во-вторых, ответчик не заявляет ходатайства о передаче спора в третейский суд до своего первого заявления по существу спора. В рассматриваемом деле ответчик не заявлял об отводе арбитражного суда до своего первого заявления по существу спора. Следовательно, арбитражная оговорка утратила силу. Таким образом, при данных обстоятельствах суд правомерно принял исковое заявление и рассмотрел спор по существу, несмотря на наличие в контракте арбитражной оговорки. Международный коммерческий арбитраж не является элементом государственной судебной системы и в своей деятельности не зависит от нее. В то же время нельзя говорить о полной изоляции арбитража от национальной системы судов. Можно выделить, по крайней мере, два процессуальных действия, которые выполняют суды даже в случае рассмотрения спора международным коммерческим арбитражем. Первое – это осуществление принудительных мер по предварительному обеспечению иска. Второе – принудительное исполнение решения третейского суда. Иностранная компания обратилась в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, вынесенного против казенного предприятия Российской Федерации. Как выяснилось из материалов дела, стороны не пришли к согласию о передаче дела на рассмотрение в третейский суд. В связи с этим арбитражный суд правомерно отказал в выдаче исполнительного листа. В то же время, как следует из разъяснения Высшего Арбитражного суда, арбитражный суд обязан выдать исполнительный лист на решение третейского суда при наличии явно выраженного волеизъявления о передаче частного спора в третейский суд.

Заключение

1. Правовое регулирование  иностранных инвестиций строится на сочетании международно-правового и национально-правового элементов. Международно-правовое регулирование включает различные категории международных соглашений: многосторонние универсальные, региональные и двусторонние. Основные из них – Вашингтонская конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств 1965 г., которая вступила в силу 14 октября 1966 г. Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г., вступившая в силу 12 апреля 1988 г. Основная идея Конвенции – предоставить иностранным инвесторам финансовые гарантии от некоммерческих рисков путем страхования инвестиций. Международно-правовое регулирование включает различные категории международных соглашений: многосторонние универсальные, региональные и двусторонние. Основные из них – Вашингтонская конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств 1965 г., которая вступила в силу 14 октября 1966 г. На мой взгляд сегодня российская экономика действительно нуждается в притоке иностранного капитала, и этому процессу должно содействовать принятием законов, дающим гарантии иностранным инвесторам.

2. Иностранцы - будь то иностранные граждане  или иностранные юридические лица, могут осуществлять в России любую не запрещенную законом деятельность: как коммерческую, то есть преследующую извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, так и некоммерческую - представительскую, благотворительную, маркетинговую, консультационную и т.д. Для осуществления своей деятельности иностранцы наделены определенными правами и обязанностями. Согласно действующему российскому законодательству за иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами закрепляется безусловный (то есть не требующий взаимности со стороны иностранного государства) национальный режим. Этот режим проявляется: - во-первых, в том, что гражданские права иностранных граждан и иностранных юридических лиц, находящихся и осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории России определяются российскими законами, а не законодательством иностранного государства; - во-вторых, согласно Гражданскому кодексу РФ статус иностранных юридических лиц при осуществлении деятельности в России практически приравнен к статусу аналогичных российских структур; - в-третьих, в том, что к иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам применяются общие нормы российского законодательства, если иное не установлено федеральным российским законодательством или международными межправительственными договорами. Это касается как сужения, так и расширения прав иностранцев по сравнению с российскими субъектами гражданского и предпринимательского права.

3. Иностранная  фирма или иностранный гражданин  может создавать в России самостоятельные российские организации с иностранным капиталом или приобретать долевое участие (паи, акции) в ранее учрежденных российских организациях. Эти организации создаются в соответствии с российским законодательством, регистрируются в российских государственных органах и имеют статус российского юридического лица. Существует несколько организационно-правовых форм российских юридических лиц. Прежде всего, различают коммерческие и некоммерческие организации. Наиболее распространенными среди коммерческих организаций являются: акционерное общество (различают Открытое акционерное общество и Закрытое акционерное общество) и общество с ограниченной ответственностью. Иностранное юридическое лицо или иностранный гражданин может присутствовать на российском рынке в качестве участника договора о совместной деятельности. Договор о совместной деятельности (простого товарищества) - это договор, по которому двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для достижения общей цели. Целью участников договора о совместной деятельности может быть осуществление любой, как предпринимательской, так и иной деятельности, не противоречащей закону и не направленной на получение прибыли. Участниками договора о совместной деятельности, направленной на получение прибыли, могут быть предприниматели - как коммерческие организации, так и индивидуальные предприниматели. Граждане, не являющиеся предпринимателями, государство и государственные (муниципальные) образования быть участникам договора о совместной деятельности, направленной на получение прибыли, не могут. Участниками договора о совместной деятельности, не направленной на получение прибыли и не носящего коммерческий характер, в принципе, могут выступать любые лица.

4. При заключении  сделок в отношении недвижимости, находящейся в России, иностранный  инвестор обязан соблюдать требование  законодательства РФ о регистрации  таких сделок. Согласно п. 3 ст. 1209 ГК форма сделки в отношении  недвижимого имущества подчиняется праву страны, где находится это имущество, а в отношении недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр в Российской Федерации, российскому праву. Наличие возможности рассмотрения дела в порядке международного коммерческого арбитража исключает разрешение спора по существу в рамках национальных судебных систем. Согласно п. 2 ст. 87 АПК РФ арбитражный суд оставляет иск без рассмотрения, если имеется соглашение лиц, участвующих в деле, о передаче данного спора на разрешение третейского суда.

Библиографический список

1. Нормативные акты:

1. «Конституция  Российской Федерации» (принята  референдумом 12.12.93 г.).

2. Закон РФ  «Об иностранных инвестициях»  от 09.07 99 г. № 160-ФЗ.

3. Закон РФ  от 13.10.95 г. 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

4. Постановлением  Совета Министров СССР от 30.11.89 г. № 1074 «Об утверждении положения  о порядке открытия и деятельности  в СССР представительств иностранных  фирм, банков и организаций».

5. Временным положением «О порядке аккредитации филиалов иностранных юридических лиц, создаваемых на территории Российской Федерации», утвержденным Министерством юстиции РФ 31.12.99 г.

6. Постановлением  Правительства РФ № 1419 от 21.12.99 г. «О федеральном органе исполнительной власти, ответственном за координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций и аккредитацию филиалов иностранных юридических лиц.

2. Научная, учебная литература:

1. Ануфриева  Л. П. Международное частное  право. Т. 2: Особенная часть. –  М., 2000 г.

2. Богатырев  А. Г. Инвестиционное право.  – М., 1992 г.

3. Богуславский  М. М. Международное частное  право: Учебник. – М., 2001 г.

4. Богуславский  М. М. Иностранные инвестиции: правовое регулирование. – М., 1996г.

5. Бублик В.  А. Гражданско-правовое регулирование  импорта производственного капитала. – Екатеринбург, 1966 г.

6. Доронина Н.  Г, Семилютина Н. Г. Правовое  регулирование иностранных инвестиций  в России (современное состояние и перспективы развития) // Российский ежегодник международного права. СПб, 2001 г.

7. Звеков В.  П. Международное частное право:  Курс лекций. – М., 1999 г.

8. Лунц Л.  А. Международное частное право.  Особенная часть. – М., 1975 г.

9. Шебанова Н. А. Правовой режим иностранных инвесторов на территории СНГ // Законодательство. – 1999 г. - № 1.

 

3. Материалы  юридической практики:

1. «Арбитражная  практика» № 4 от 01/04/2002 г.

2. Информационное  письмо Президиума ВАС от 18 января 2001 г. N 58.

3. Письмо Президиума  ВАС РФ от 18.01.2001 N 58 «Обзор практики  разрешения арбитражными судами  споров, связанных с защитой иностранных  инвесторов».

4. Постановление  Президиума ВАС РФ от 02.11.95 N 6358/95 « Об обоснованном отказе в  удовлетворении иска о признании недействительным Постановления главы администрации о регистрации юридического лица в форме ТОО, т.к. иностранными инвесторами могут быть иностранные граждане при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного места жительства, сведений о том, что участники ТОО соответствуют названным условиям, истцом не предоставлены, в связи с чем они не могут расцениваться как иностранные инвесторы».

 

4. Материалы  периодической печати:

1. Свириденко В. В ожидании иностранных капиталовложений // Экономика и жизнь. - 1998.- № 13.

2. Свиридонова  Е. Лекарство для пугливого  инвестора // Экономика и жизнь. - 1998.- № 13.

3. Смирнов В.  К задействованию внебюджетных  источников финансирования // Российский  экономический журнал. - 1997.- № 5-6.

4. Журнал «Иностранные  инвестиции для профессионалов»  № 11-12., 1995 год.

5. «Регулирование  иностранных инвестиций. Сборник  нормативных документов». Журнал  «Рынок ценных бумаг» Москва. 1995 год.

6. «Иностранные  инвестиции. Совместные предприятия и представительства». Тематический выпуск. Москва. «ТРИАДА» 1998 г.

7. Смирнов В.  К задействованию внебюджетных  источников финансирования // Российский  экономический журнал. - 1997.- № 5-6.

Приложение

Правовой статус иностранного юридического лица в арбитражном суде Российской Федерации не может подтверждаться документами, заверенными только иностранной консульской службой

Информационное письмо Президиума ВАС от 18 января 2001 г. N 58

Иностранная фирма  обратилась в арбитражный суд Российской Федерации с иском к российскому акционерному обществу о признании недействительным протокола общего собрания акционеров этого общества о реорганизации путем разделения, об утверждении разделительного баланса и о порядке конвертации акций.

Решением суда первой инстанции исковое требование было удовлетворено.

Суд апелляционной  инстанции отменил решение и  оставил иск без рассмотрения в связи с тем, что иностранная  компания не представила доказательств, подтверждающих полномочия лица, подписавшего исковое заявление. При рассмотрении спора в кассационной инстанции в судебное заседание были представлены подтвержденные посольством иностранного государства документы, свидетельствующие об отсутствии регистрации иностранного юридического лица в этом государстве.

Также было установлено, что фирма, заявившая исковые  требования и называющая себя иностранным  юридическим лицом, в подтверждение  своего статуса представила регистрационные  документы, заверенные иностранным  консулом в России.

Однако арбитражный  суд Российской Федерации принимает в качестве доказательств официальные иностранные документы при условии их легализации дипломатическими или консульскими службами Российской Федерации в том иностранном государстве, где документы изготовлены.

Статья 55 Консульского устава СССР 1976 года определяет, что "консул легализует документы и акты, составленные при участии властей консульского округа". Международные договоры с участием Российской Федерации и иностранного государства, из которого были представлены в суд документы, требований консульской легализации не отменяют.

Информация о работе Правовой статус иностранных инвесторов в РФ