Правовой статус женщины в древней Месопотимии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 16:06, реферат

Описание работы

Правовой статус женщины в древней Месопотамии тесно связан с ее семейным положением. В семье господствует муж. Он ведет общее хозяйство семьи и ему принадлежит право распоряжаться женой. Хотя во II тысячелетии до н.э. в Древней Месопотамии проявляется тенденция ослабления власти над женой, в большей степени это было характерно для Вавилона. С точки зрения права вавилонскую женщину П тыс. до н.э. нельзя назвать полностью беззащитной, хотя в общественном сознании ее роль еще долго сводилась к тому, чтобы она - собственностью мужа. С одной стороны замужняя женщина могла иметь свое имущество, распоряжаться собственным, нажитым в браке имуществом, сохраняла право на приданное, могла наследовать после мужа вместе с детьми, а с другой стороны она имела ограниченное право на развод, подчинялась мужу.

Содержание работы

1. Правовой статус женщины в древней Месопотамии (на основе СА и ЗХ)…………………………………………………………………………………….3
2. Опыт государственного устройства Спарты в оценке Аристотеля и Плутарха………………………………………………………………………………6
3. Правовое положение основных групп населения по "Салической правде"…...9
4.Организация государственной власти и судебной системы Арабского халифата при Омейядах……………………………………………………………11
5.Общее и особенное в государственно-правовом механизме нацистских диктатур в Германии и Италии…………………………………………………….14
6. Список использованной литературы………………………

Файлы: 1 файл

статус женщины.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

Главным советником при халифе стал визирь, но практиковалось назначение визиря с ограниченной властью К числу важных чиновников при дворе относились также начальник личной охраны халифа, заведующий полицией и особый чиновник, осуществляющий надзор за другими должностными лицами.

Центральными органами государственного управления являлись специальные правительственные канцелярии – диваны. Диван военных дел ведал оснащением и вооружением армией. В нем велись списки людей, входивших в состав постоянного войска, с указанием получаемого ими жалованья или размеров пожалований за военную службу. Диван внутренних дел контролировал финансовые органы, занятые учетом налоговых и иных поступлений, с этой целью собирал необходимые статистические сведения и пр. Особые функции выполнял диван почтовой службы. Он занимался доставкой почты и государственных грузов, руководил строительством и ремонтом дорог, караван - сараев и колодцев. Более того, это учреждение фактически выполняло функции тайной полиции.

Территория халифата была разделена на провинции, управляемые военными наместниками – эмирами, которые были ответственны только перед халифом. Эмиры обычно назначались халифом из числа своих приближенных. Однако были и эмиры, назначенные из представителей местной знати, из бывших правителей завоеванных территорий. В ведении эмиров находились вооруженные силы, местный административно-финансовый и полицейский аппарат. Эмиры имели помощников – наибов. Мелкие административные подразделения в халифате (города, селения) управлялись должностными лицами различных рангов и наименований. Нередко эти функции возлагались на руководителей местных мусульманских религиозных общин – старшин (шейхов).

Судебные функции в халифате были отделены от административных. Местные власти не имели права вмешиваться в решения судей. Верховным судьей считался глава государства - халиф. В целом же отправление правосудия было привилегией духовенства. Высшую судебную власть на практике осуществляла коллегия наиболее авторитетных богословов, которые одновременно являлись правоведами. От имени халифа они назначали из представителей духовенства нижестоящих судей (кади) и специальных уполномоченных, которые контролировали их деятельность на местах. «Вначале судил он сам, - рассказывалось об одном из первых халифов Омейядов», - с великим рвением и искусством; когда же ему стало не под силу, вынужден был назначить кади»12.

Правомочия кади были обширны. Они рассматривали на местах судебные дела всех категорий, наблюдали за исполнением судебных решений, осуществляли надзор за местами заключения, удостоверяли завещания, распределяли наследство, проверяли законность землепользования, заведовали так называемым вакуфным имуществом (переданным собственниками религиозным организациям). При вынесении решений кади руководствовались прежде всего Кораном и Сунной и решали дела на основе их самостоятельного толкования. Судебные решения и приговоры кади, как правило, были окончательными и обжалованию не подлежали. Исключение составляли случаи, когда сам халиф или его уполномоченные изменяли решение кади. Таким образом, кади всегда оставались под верховной властью халифов, и собственно судебных инстанций, апелляций и т.п. в мусульманском праве не существовало, жаловаться можно только было верховной власти. Немусульманское население обычно подлежало юрисдикции судов, состоящих из представителей своего духовенства.

 

5.Общее и  особенное в государственно-правовом  механизме нацистских диктатур в Германии и Италии

Общее состоит в том, что:

1.Программы национал-социалистической  партии Германии и фашистского  движения Италии носили демагогический характер, рассчитанные на недовольные слои населения: безработных, бывших солдат, разорившихся мелких буржуа (в Италии), рабочих, крестьян, (в Германии);

2.Нацистские диктатуры ликвидировали многопартийность. В Германии коммунисты активно выступали против фашизма и, в первую очередь, была прекращена деятельность компартии Законом от 23 марта 1933 г.: компартия была запрещена, ее пресса закрыта. Затем были упразднены все остальные партии. В соответствии с Законом против образования новых партий от 14 июля 1933 г., в Германии существует в качестве единственной политической партии Национал-социалистическая германская рабочая партия13. В Италии Законами 1926-1927 г.г. «О защите государства» запрещались все политические партии, кроме фашистской, аннулировались мандаты депутатов от оппозиционных партий, отменялась выборность в органы власти14;

3.И в Италии и в  Германии профессиональные союзы были распущены, их средства конфискованы. Фашисты создали собственные профсоюзы, контролируемые партией, в которые насильственно загоняли людей;

4.Фашистская партия  стала опорой режима личной  власти в Италии, во главе стоял  несменный вождь (дуче) – Муссолини. В Германии государственная власть сосредоточилась в правительстве, правительственна власть — в руках фюрера: «Должность Президента империи объединяется с должностью рейхсканцлера. В силу этого установленные до сих пор правомочия президента империи переходят к вождю (фюреру) и рейхсканцлеру – Адольфу Гитлеру (Закон о верховном главе Германской империи от 01 августа 1934 г.)15;

5.Активно формировался репрессивный аппарат. В Италии решением большого фашистского совета в 1923 г. создана добровольческая милиция по защите национальной безопасности, ее сотрудники непосредственно подчинялись дуче. Чрезвычайными законами 1926 г. были образованы и другие органы репрессивной системы: полиция национальной безопасности, особая служба политических расследований. В Германии в непосредственном подчинении партийного центра находились так называемые штурмовые отряды, охранные отряды, известные под названием эсэсовских. Особое место в системе репрессивного аппарата занимало гестапо (государственная тайная полиция);

6. И та и другая  партии имели военизированную  структуру;

7.Изменилась местная  администрация. В Германии местного самоуправления не существовало: областями управляли назначенные чиновники, назначенные в Берлине центральным правительством. В Италии органы местного самоуправления были распущены, а власть на местах передавалась префектам и подеста (старостам), назначаемым из членов фашистской партии.

Особенности можно выделить следующие:

1.В принятии законов. Решения съездов партии в Германии с момента принятия получали силу закона. В Италии 15 декабря 1922 г. был создан Большой фашистский совет (БФС), в который вошли руководители фашистской партии и министры - фашисты. Сначала, не имея законодательной власти, БФС тем не менее выполнял законотворческие функции, контролируя разработку декретов и законов для представления их в парламент (например, разрабатывали акты конституционного характера, например «Хартию труда»). Затем, законом от 9 декабря 1928 г. за БФС признавались и законотворческие функции; он провозглашался «верховным органом, согласовывающим и сосредотачивающим в себе всю активность режима»16;

2.БФС контролировал деятельность правительства, чего не было в Германии;

3.Различие в институтах политических систем, органах государства. В Италии в 1939 г.парламентская система была полностью разрушена, что окончательно изменило государственное устройство Италии. Вместо палаты депутатов была создана палата фашей и корпораций, превращенная в партийно-государственный орган. Совместно с Сенатом (члены которого по-прежнему назначались королем) новая палата (назначаемая в свою очередь дуче) стала высшим законодательным органом страны. Депутаты, уволенные со своих государственных или партийных постов, автоматически переставали быть и членами парламента. В Германии центральные и местные органы партии получили правительственные функции и практически решали все сколько-нибудь существенные вопросы правления. Рейхстаг был сохранен для парадных демонстраций.

4.В Италии  большое значение для фашистского  режима имело становление тесного  сотрудничества с католической  церковью, что не было характерно  для Германии.

К сожалению, объем данной работы не позволяет более глубоко исследовать присущие государственно-правовым механизмам нацистских диктатур Германии и Италии особенности. 

 

  

 

 

Список использованной литературы.

1.Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннем средневековье. –М.: 1966 г.;

2.Васильев Л.С. История Востока: в 2 т. – М.: 1993 г.;

3.Всеобщая история государства и права: Учебник/Под ред.проф.К.И.Батыра –М.: 1998 г.;

4.История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов./Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А. и проф.Жидкова О.А. –М.: 1999 г.;

5.Коран – М.:1990 г.;

6.Лопухов Б.Р. История фашистского режима в Италии. –М.: 1977 г.; 7.Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. –М.: 1998 г.;

8.Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т.1 - М., 1961.г.;

9.Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под. ред. К.И. Батыра и Е.В.Поликарповой.-М.. 1996.-Ч. 1,2

10.Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. З.М.Черниловского – М.: 1984 г.;

11.Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Новое и новейшее время)/ Составитель Н.А.Крашенинникова. –М.: 2000 г.

12.Черниловский З.М. Всеобщая  история государства и права. Учебник. – М.: 2002 г.;

 

1 Всеобщая история государства и права. Учебник.-М.: 2002 г. С.47

2 Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран/Под ред. З.М.Черниловского. –М.: 1984. С.12-25

3 Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т.1.-М.: 1961. С.57-61

4 Аристотель, Политика. Кн.II. С.76-79. Цит. По Хрестоматии по истории государства и права зарубежных стран. С.43

5 Там же

6 Там же

7 Цит. По З.М.Черниловский. Указ соч. С.74

8 Там же. С.71-72

9 Аристотель. Там же.

10 Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. С.72-87

11 История Востока: В 2 т. Т.1:С.270

12 Цит. По Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннем средневековье. –М.: 1966.

13 Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (новое и новейшее время)/состав. Н.А.Крашенинникова.- М.:2000. С.266.

14 Всеобщая история государства и права: Учебник/ Под ред. К.И. Батыра.-М.: 1998. С.406

15 Хрестоматия состав. Н.А.Крашенинникова. С.265

16 Цит. По Лопухов Б.Р. История фашистского режима в Италии. –М.: 1977


Информация о работе Правовой статус женщины в древней Месопотимии