Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 12:17, лекция
Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.
активов, производится путем амортизационных отчислений. В законе подчеркнуто,
что амортизация начисляется независимо от результатов хозяйственной
деятельности организации в отчетном периоде. Другие методы оценки имущества и
обязательств, включая начисление оценочных резервов, применяются в случаях,
предусмотренных законодательством и другими нормативными актами,
регулирующими методологию бухгалтерского учета.
Законом бухгалтерский учет рассматривается как информационная система,
функционирующая непрерывно со дня
регистрации организации в
юридического лица до ее реорганизации или ликвидации в полном соответствии с
правилами и порядком, установленными законодательством. Системность
бухгалтерского учета
своевременной регистрации всех хозяйственных операций без каких-либо
пропусков и изъятий путем двойной записи на взаимосвязанных счетах,
включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.
Отдельный счет вводится для каждого вида хозяйственных средств (активов) и
каждого вида источников средств (пассивов). Счета, соответствующие видам
активов, называются активными. Счета, соответствующие видам пассивов, -
пассивными. Каждому счету присваивается соответствующее наименование и номер
(50 “Касса”, 01 “Основные средства”, 85 “Уставной капитал” и т.д.). Счет
состоит из двух сторон. Левая сторона называется “дебетом” счета, правая -
“кредитом” счета.
Результаты каждой хозяйственной операции двояко изменяют величины активов
и/или пассивов организации, т.е. меняют содержание сразу двух счетов. Для
того чтобы полностью отразить какую-либо операцию, в бухгалтерском учете
показывается ее воздействие на оба счета. Такая процедура фиксации двоякого
эффекта и составляет основу системы двойной записи, т.е. когда каждая запись
по дебету какого-либо счета корреспондирует с записью по кредиту другого
счета, а каждая запись по кредиту какого-либо счета корреспондирует с записью
по дебету другого счета.
Системность бухгалтерского учета подтверждается и нормой, требующей, чтобы
данные аналитического учета соответствовали оборотам и сальдо по счетам
синтетического учета. Согласно понятийному аппарату закона под синтетическим
учетом понимается учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах
имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным
экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах
бухгалтерского учета. В то же время аналитический учет представляет собой
такой учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических
счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе,
обязательствах и о
счета.
Статьи закона о первичных документах, инвентаризации имущества и
обязательств, регистрах бухгалтерского учета содержат исчерпывающие
основополагающие законодательн
дополнительных комментариев и детализирующих отдельные нормы инструктивных
указаний о порядке и
применения.
Первичные учетные документы, на основании которых осуществляется регистрация
первичных данных в регистрах бухгалтерского учета, должны оформляться для
подтверждения и оправдания всех без исключения хозяйственных операций,
проведенных организацией. Первичные документы должны быть составлены и
оформлены в момент совершения операции или сразу после ее окончания, если
раньше их составить было невозможно.
Своевременное составление
учетных документов, их передачу в
установленные сроки для
учета обеспечивают лица, проводившие хозяйственные операции и подписавшие эти
документы. Они же несут ответственность за качественное отражение и
достоверность данных, содержащихся в первичных и сводных учетных документах.
Сводные учетные документы разрешается составлять для контроля за проведенными
хозяйственными операциями и упорядочения обработки данных об этих операциях.
Следует помнить, что сводные учетные документы составляются на основе
первичных, которые к ним прилагаются, либо на основе расчетов, сделанных в
развитие прилагаемых
Закон запрещает исправления в кассовых и банковских первичных документах. В
остальные первичные учетные документы разрешено вносить исправления по
согласованию с лицами, участвовавшими в совершении хозяйственной операции,
что должно подтверждаться подписями лиц, ранее подписавших данный первичный
учетный документ, с указанием даты внесения в него исправлений. Перечень лиц,
которым разрешается подписывать первичные учетные документы, утверждает
руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. В этом
перечне должны быть указаны первичные документы или хозяйственные операции,
право подписи при оформлении которых представляется конкретным должностным
лицам организации. Документы, которыми
оформляются хозяйственные
денежными средствами, подписывают руководитель и главный бухгалтер
организации либо специально уполномоченные ими другие должностные лица.
Первичные учетные документы принимаются к бухгалтерскому учету, если они
составлены по утвержденным формам, приведенным в официально утвержденных
альбомах унифицированных форм
первичной учетной
учетные документы, формы которых не предусмотрены в альбомах унифицированных
форм, могут применяться только тогда, когда они содержат обязательные
реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование
организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной
операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном
выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение
хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных
лиц. Первичные и сводные документы могут составляться на бумажных и машинных
носителях информации. Организация обязана за свой счет изготовлять копии
последних на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций
и по требованию органов контроля.
Инвентаризация имущества и обязательств определяется законом как проверка и
документальное подтверждение их наличия, состояния и оценки. Порядок
проведения инвентаризации и ее сроки устанавливает руководитель организации.
Закон требует обязательного
достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности:
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, а также
после стихийных бедствий, пожаров и других чрезвычайных ситуаций;
при смене материально
при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании
государственного или муниципального унитарного предприятия;
при реорганизации или ликвидации организации.
Очевидно, что уклонение от проведения обязательных инвентаризаций,
предусмотренных Законом о бухгалтерском учете, может расцениваться как
нарушение норм российского законодательства со всеми вытекающими
последствиями, прежде всего при оценке степени достоверности данных
бухгалтерского учета и
В соответствии с законом стоимость выявленных при инвентаризации излишков
имущества приходуется на соответствующих активных счетах бухгалтерского учета
за счет увеличения прибыли (уменьшения убытка) отчетного года. Стоимость
недостачи, порчи или иной утраты имущества в пределах норм естественной убыли
относится на счета издержек производства и обращения, а в суммах, превышающих
эти нормы, - на счета виновных лиц. Если виновные лица не установлены, а
также по другим причинам, невозмещенные убытки от недостачи и порчи имущества
списываются на финансовые результаты (уменьшение прибыли либо увеличение
убытка) за отчетный период.
Закон прямо не предусматривает покрытие убытков от недостачи и порчи
имущества за счет страховых платежей, но если оно было застраховано, то
невозмещенные суммы недостач и порчи имущества должны быть отнесены на счет
страхового возмещения, и только в случае недостаточности последнего
оставшаяся сумма может быть списана на финансовые результаты.
Законом также не предусмотрен порядок уточнения расхождений в суммах расчетов
и обязательств, выявленных при инвентаризации. Из контекста соответствующих
норм, предусмотренных законом, можно предположить, что выявленные расхождения
регулируются путем увеличения или уменьшения прибыли (убытков) отчетного
периода, либо путем отнесения на счета резервов по сомнительным долгам.
Как определено в законе, регистры бухгалтерского учета предназначены для
систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету
первичных документах. Систематизация и накопление первичной информации
необходимы для ее отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской
отчетности. Закон разрешает вести регистры бухгалтерского учета на самых
различных носителях информации - от бумажных журналов и книг до самых
новейших машинных носителей. В обязанности лиц, отвечающих за ведение
бухгалтерского учета, закон вменяет обеспечение защиты учетных записей в
регистрах бухгалтерского учета от
несанкционированных
посторонних к информации, содержащейся в регистрах, должен быть максимально
ограничен, тем более что их содержание, равно как и содержание внутренней
бухгалтерской отчетности, составляют коммерческую тайну. Исправление ошибок в
регистрах бухгалтерского учета необходимо обосновать и подтвердить с
указанием даты исправления. Подтверждают исправления те лица, которые
инициировали и вносили их в регистры бухгалтерского учета. Исправления
следует вносит во все взаимосвязанные регистры и в обобщающие показатели
бухгалтерского учета и
Закон предусматривает систему контроля записей в регистрах: данные из
первичных документов вносятся в регистры бухгалтерского учета в
хронологической последовательности совершения хозяйственных операций и
поступления первичных и сводных учетных документов. В регистрах
бухгалтерского учета
группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Правильность
отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обязаны
обеспечить лица, составляющие и подписывающие эти регистры.
Все организации, обязанные по закону вести бухгалтерский учет, на основе
информации, полученной на синтетических и аналитических счетах, должны
составлять и представлять бухгалтерскую отчетность. Формы бухгалтерской
отчетности организаций, за исключением банков, и указания по их заполнению
подлежат разработке и утверждению Министерством финансов Российской
Федерации. Центральный банк России утверждает формы отчетности банков и
инструкции к ним.
Месячная и квартальная
нарастающим итогом с начала отчетного года. Отчетным годом для всех
организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно.
Первым отчетным годом для вновь
созданных организаций
их государственной
организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года.
Все организации, обязанные вести бухгалтерский учет, представляют годовую
бухгалтерскую отчетность участникам организации, акционерам, иным
собственникам их имущества в соответствии с учредительными документами, а
также территориальным органам государственной статистики по месту их
регистрации. Государственные и
муниципальные предприятия
отчеты органам, управляющим государственным имуществом. Другим органам
бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с федеральным
законодательством.
Представленная годовая
учредительными документами
Сроки представления бухгалтерской отчетности: квартальной - через 30 дней,
годовой - через 90 дней после окончания отчетного периода.
Закон обязывает открытые акционерные общества, банки и другие кредитные
организации, страховые фирмы, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся
за счет частных, общественных и государственных средств (взносов),
публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня следующего за
отчетным годом и определяет порядок и способы ее опубликования. Закон также
устанавливает порядок и ответственность за хранение документов бухгалтерского
Информация о работе Правовые аспекты и нормативное регулирование российского бухгалтерского учета