Правовые основы общественно-государственного партнёрства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 19:46, реферат

Описание работы

Разработка концепции правового сочетания интересов в обществе, обеспечении партнерства в общественных отношениях – важнейшая задача. Главная цель – выработать на основе общих закономерностей их развития, тенденций и противоречий единую долгосрочную, научно обоснованную тактику и стратегию в этой социальной сфере. Иными словами, правомерно вести речь о чрезвычайно специфичном правовом механизме – механизме правового сочетания интересов

Содержание работы

Введение
Общественно-государственное партнерство: понятие и сущность
Нормативно-правовое регулирование общественно-государственного партнерства
Заключение

Файлы: 1 файл

Правовые основы общественно-государственного партнерства.docx

— 97.95 Кб (Скачать файл)

Кроме понятия «общественно-государственное партнерство», для описания формы социального партнерства, обеспечивающей продуктивное взаимодействие органов власти и некоммерческих организаций используют понятие «межсекторное партнерство». Межсекторное социальное партнерство понимается как конструктивное взаимодействие организаций из двух или трех секторов (государство, бизнес, некоммерческий сектор), выгодное населению территории и каждой из сторон и обеспечивающее синергетический эффект от сложения разных ресурсов при решении социальных проблем.

Партнерство между властью и некоммерческими организациями реализуется посредством различных механизмов взаимодействия.

1. Нормативно-правовое регулирование.

2. Объединение ресурсов  власти и НКО для решения  социальных проблем.

3. Организационная поддержка  органами власти деятельности  НКО.

 Взаимодействие органов  власти и общественных организаций  проходит в таких формах как:

· совместная работа в наблюдательных, координационных, экспертных советах при органах государственной власти и местного самоуправления;

· взаимные консультации; · участие представителей НКО в процессах контроля (гражданского) и общественной экспертизе; · участие НКО в совместной разработке социальных проектов и программ; · участие НКО в реализации грантов, социальных проектах; · участие НКО в совместных с органами власти рабочих группах, согласительных и конфликтных комиссиях. Главным механизмом этого типа взаимодействия является регулирование отношений на основе договоров, с учетом интересов сторон. 3. Информационное взаимодействие. Со стороны органов власти информационная поддержка включает себя представление НКО информации, а также получение НКО методической помощи. Со стороны НКО информационное взаимодействие предполагает следующие направления: · предоставление образовательных программ для муниципальных служащих; · участие НКО в образовательных программах повышения квалификации государственных и муниципальных служащих; · предоставление НКО методической помощи; участие НКО в законотворческой деятельности .

Формы ресурсной поддержки НКО следующие: · предоставление субсидий (грантов), · государственные контракты, · имущественная поддержка;

· содействие привлечению средств местного бизнеса и других типов организаций в интересах НКО. Данные виды поддержки регламентируются Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ.

В тоже время развитие различных форм социального партнерства в РФ идет достаточно медленными темпами. Среди основных проблем можно выделить: · неразвитость гражданского общества, · отсутствие востребованности со стороны общества в социальном партнерстве1 ; · иждивенчество и патернализм многих представителей общественных организаций; · инерционность мышления руководителей организаций.2 Мнение представителей органов власти и НКО о проблемах развития общественно-государственного партнерства достаточно сильно отличается(см. Таблицу 1).

Таблица 1 – Мнение представителей власти и НКО о проблемах общественно-государственного партнерства

Мнение представителей властных структур

Мнение представителей НКО

Необходимо:

· более системный и программный подход к своей деятельности со стороны НКО,

· достижение конкретных результатов,

 · отказ от иждивенческого подхода в отношениях с властью, от установок и ожиданий государственного патернализма,

 · привлечение бизнес-структур, преодоление разобщенности НКО также является серьезным сдерживающим условием взаимодействия.

· Власти не всегда стремятся к сотрудничеству с гражданским обществом (НКО), не видят в них равноправных партнеров.

· На данном этапе взаимодействия органов власти и общества власть не готова к передаче части своих функций представителям гражданского общества.

· Государственные органы не достаточно внимательно относится к рассмотрению и использованию предложений НКО.


 

 

Со своей стороны, экспертное сообщество выделяет следующие препятствия на пути эффективного взаимодействия власти и общества в РФ :

· правовые, информационные, психологические барьеры,

· ресурсная необеспеченность,

· ведомственная ограниченность,

· несогласованность интересов и действий между контактирующими сторонами (учреждениями),

· бюрократичность процедур, несоответствие функций имеющимся полномочиям;

 · индивидуально-личностное неприятие на местах,

 · нерациональное дублирование функций,

· отсутствие обратной связи,

· проблема формального подхода сторон к выполнению своих функций.

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА

Государство поддерживает некоммерческие организации как потенциальных поставщиков социальных услуг ввиду их особой эффективности в работе с населением, их знания потребностей населения, а также минимального бюрократического бремение и расходов, которые делают государственные учреждения, предоставляющие социальные услуги, менее эффективными .

Существуют два основных типа государственного финансирования НКО:

1.         Прямое финансирование – финансирование выделяется из госбюджета центрального или местного уровня непосредственно организации, т.е. включено в бюджетные расходы на данный финансовый год. Это не означает, что средства поступают непосредственно со счета Государственного казначейства на счет НКО, как правило, они проходят через различные государственные агентства (министерства, государственные и др. фонды и т.д.).

2.         Косвенная поддержка – косвенная финансовая поддержка не предполагает непосредственного перечисления средств или передачи имущества, а вместо этого представляет собой льготу, которая позволяет НКО использовать свои средства на достижения уставных целей, а не на оплату других финансовых обязательств. Такая помощь фигурирует в госбюджете не как расходная статья, а скорее как недополученный доход (например, в случае предоставления налоговых льгот, налоги, которые не поступят в бюджет, считаются косвенной поддержкой)

Начиная с 2007 года механизмы и нормативные акты, определяющие характер взаимодействия государства (региональных и муниципальных органов власти) и общественных и некоммерческих организаций на региональном уровне, обрело наиболее адекватное название – общественно-государственное партнерство.

Основы регулирования предоставления финансовых средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Выделение бюджетных ассигнований социально ориентированным НКО может осуществляться в соответствии со следующими законодательными нормами:

1) статьями 69.1 и 72 Бюджетного  Кодекса Российской Федерации  и принятым в развитие данных  норм Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов  на поставки товаров, выполнение  работ, оказание услуг для государственных  и муниципальных нужд» (далее  – Федеральный закон №94-ФЗ), как  закупка товаров, работ и услуг  для государственных (муниципальных) нужд;

2) статьей 78 Бюджетного Кодекса  Российской Федерации - предоставление  субсидий юридическим лицам (за  исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) – производителям  товаров, работ, услуг;

3) статьей 69.1 и пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного Кодекса Российской  Федерации – предоставление субсидий  некоммерческим организациям, не  являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в  соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями  государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам [1]. 

Органы федеральной, региональной и муниципальной власти наделены полномочиями поддерживать социально ориентированные НКО. Формы такой поддержки определены ст.31.3 ФЗ №7, среди них:

  1. Финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных НКО.

  1. Предоставление социально ориентированным НКО льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

  1. Размещение у социально ориентированных НКО заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке предусмотренным ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке предусмотренным».

  1. Предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным НКО материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

За счет средств региональной и местной власти допускается оказание поддержки СО НКО в иных формах. Можно поддерживать как деятельность организации в целом, так и отдельные проекты СО НКО.

17 мая 2011 г. был принят  Приказ Министерства экономического  развития РФ №223 «О ведении  реестров социально ориентированных  некоммерческих организаций –  получателей поддержки, хранении  представленных ими документов  и о требовании к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами» (далее – Приказ), который определил правила ведения реестров социально ориентированных некоммерческих организаций, их форму, порядок внесения сведений.

Кроме того, на региональном уровне оказывается поддержка на основе региональных концепций.

Например, в С-Петербурге ещё в 2007 году постановлением правительства  была принята Концепция взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями «Общественно-государственное партнерство» на 2008–2011 годы.

Эта Концепция была разработана в ходе обстоятельных обсуждений и дискуссий между представителями власти и сотрудниками некоммерческих организаций. Сформулированы принципы, охарактеризованы формы и механизмы взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в Санкт-Петербурге, за исключением политических партий, профсоюзов и религиозных организаций.

Концепцией определены основные направления деятельности органов власти Санкт-Петербурга по созданию условий для развития общественно-государственного партнерства как системы отношений между государственной властью и гражданским обществом, обеспечивающей соблюдение прав, свобод и реализацию законных интересов жителей города при формировании и осуществлении государственной политики Санкт-Петербурга. Раздел 7 Концепции кратко описывает механизмы функционирования общественно-государственного партнерства, включая:

1        советы и иные консультативные и совещательные органы (рабочие и экспертные группы) при исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга для обеспечения участия представителей общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в разработке проектов нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, программ социально-экономического развития Санкт-Петербурга, целевых программ Санкт-Петербурга;

2        общественные обсуждения актуальных вопросов развития Санкт-Петербурга, проводимые исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга и предназначенные для учета общественного мнения, выявления социальных проблем и выработки рекомендаций по их разрешению;

3        различные массовые мероприятия с участием общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, проведение которых обеспечивают исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга для повышения эффективности информирования жителей Санкт-Петербурга о социальных услугах, оказываемых общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями;

4        привлечение средств массовой информации Санкт-Петербурга для информационного освещения хода и результатов социально значимых и общественно полезных проектов и программ, реализуемых общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями.

В разделе 8 обозначены комплексные мероприятия по реализации задач Концепции, которые связаны с разработкой механизмов партнерства в рамках трех направлений:

1. Совершенствование организационно-правовых  условий развития общественно-государственного  партнерства.

2. Совершенствование экономических  условий общественно-государственного  партнерства.

3. Информационное обеспечение  и популяризация среди жителей  Санкт-Петербурга механизмов взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с институтами гражданского общества.

Аналогичная концепция принята в Самарской области – Концепция партнерства органов государственной власти Самарской области, органов местного самоуправления и негосударственных некоммерческих организаций по развитию гражданского общества.

Взаимодействие осуществляется через заключение соглашений, договоров о сотрудничестве, организацию работы общественно-государственных советов и комиссий, проведение постоянно действующих круглых столов, а также посредством создания и развития инфраструктуры взаимодействия, в которую входят: областной и муниципальные центры социального партнерства; областной и муниципальные дома дружбы народов; муниципальные дома молодежных организаций; областной Дом предпринимателей и др.

Информация о работе Правовые основы общественно-государственного партнёрства в России