Правовые основы жилищной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 11:15, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы - изучить правовые основы жилищной политики государства.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
- определить понятие и сущность жилищной политики;
- изучить правовые основы жилищной политики и установить проблемы ее реализации.
Объект исследования - жилищная политика.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Правовые основы жилищной политики государства………………………...5
1.1. Понятие и сущность жилищной политики…………………………………5
1.2. Правовые основы жилищной политики и проблемы ее реализации……...8
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

Жилищное право Чередов.docx

— 38.22 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Правовые основы жилищной политики государства………………………...5

1.1. Понятие и сущность  жилищной политики…………………………………5

1.2. Правовые основы жилищной политики и проблемы ее реализации……...8

Заключение……………………………………………………………………….16

Список литературы………………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современной России жилищный вопрос - один из наиболее актуальных. Среди огромного числа желающих улучшить жилищные условия, позволить себе покупку новой квартиры в состоянии очень немногие, поскольку большая часть населения страны практически оказалась у порога бедности. Поэтому вполне естественно, что проблемы обеспечения нуждающихся граждан жильём и качественными коммунальными услугами призваны быть в центре политической жизни страны. В сложившейся ситуации ответственность государства за социальную защиту граждан, включая и обеспечение их необходимым жильём, является исключительно важной и требует к себе самого пристального внимания со стороны исполнительной и законодательной власти, гражданского общества и политических партий.

Жилищная политика является одной из важнейших составляющих внутренней политики действующей власти любого государства. По своему содержанию и характеру она многомерна и многофункциональна. Важнейшее значение для её успешной реализации имеет её политическая составляющая. Внутренняя политика государства, неотъемлемой частью которой является жилищная политика, не может быть эффективной в условиях нестабильной политической системы и находящихся в состоянии кризиса экономики и финансов. Не существует и достойной цивилизованного общества социальной защиты граждан, в том числе, и в жилищной сфере, при отсутствии политической воли и решимости властных структур не на словах, а на деле создать условия обеспечения всех нуждающихся жильём и способа его справедливого распределения. В такой же степени верна и обратная зависимость.

Цель данной контрольной работы - изучить правовые основы жилищной политики государства.

Поставленная цель достигается решением следующих задач:

- определить понятие и  сущность жилищной политики;

- изучить правовые основы  жилищной политики и установить проблемы ее реализации.

Объект исследования - жилищная политика.

Предмет исследования - правовые основы жилищной политики.

В качестве методов исследования применялись: синтез, дедукция, сравнение, обобщение.

В качестве источниковой базы использовались нормативно-правовые акты, учебная литература, научные статьи.

Контрольная работа состоит из введения, основной части, включающей два параграфа, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Правовые основы жилищной политики государства

 

1.1. Понятие и сущность  жилищной политики

 

Под жилищной политикой государства понимается законодательная, исполнительная и практическая деятельность государства по решению комплекса вопросов, связанных с обеспечением граждан жильём и качественными коммунальными услугами1.

Эта деятельность осуществляется властными структурами - «правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в центре и на местах в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям». Иными словами, власть - как неотъемлемый атрибут любого государственного устройства, проводит политику, которая в процессе её реализации призвана обеспечить своим гражданам определённые условия жизни. Она также решает вопросы распределения материальных благ в соответствии с заявленными целями и приоритетами.

Жилищная политика как особая сфера жизнедеятельности человека организовывает свои функции на различных уровнях социального пространства. Применительно к теме диссертации, это: макрополитика, которая регулирует конфликтные отношения внутри отдельных государств, и представляет собой типичный уровень межгруппового диалога, - федеральный уровень; мезополитика - характеризуется связями и отношениями отдельных регионов, локальных групп, политических институтов и организаций - региональный уровень; микрополитика - устанавливает внутригрупповые или межличностные властно значимые отношения индивидов, которые регулируются государственными институтами - муниципальный (местный) уровень2.

Следует отметить, что каждый из перечисленных уровней имеет свою, присущую только ему специфику организации политического процесса. Он формирует отношения, механизмы, институты и технологии урегулирования споров и конфликтов на своём уровне. Характерным является то, что каждый из них «работает», действует самостоятельно, независимо от других, и его механизмы и инструменты не могут использоваться для разрешения споров и конфликтов на других уровнях (выше или ниже). Этим объясняется, в частности, то, что федеральные власти нередко оказываются не в состоянии разрешить какой-нибудь региональный конфликт (например, межэтнический).

Это означает, что каждый из этих уровней политической организации предполагает индивидуальные способы изучения их деятельности, направления и развития, в том числе, и в сфере жилищной политики.

На федеральном уровне - формирование политики государства в этом направлении и разработка федеральных законов, правил и стандартов качества строительства жилья и объектов жилищной инфраструктуры и применение этих стандартов при заключении с подрядчиками договоров на строительство, координация деятельности государственных органов и органов субъектов федерации, установка уровня тарифов по оплате за жильё и коммунальные услуги; на уровне субъектов федерации РФ -жилищную политику и её регулирование и управление жилищным и жилищно-коммунальным хозяйством осуществляют уполномоченные органы субъектов федерации (например, государственная жилищная инспекция субъекта); на уровне местного самоуправления - главным здесь, в соответствии с реализацией государственной целевой программы «Жилище», является управление и обслуживание жилищного хозяйства. В этих целях субъектам федерации и органам местного самоуправления делегируются соответствующие полномочия государства. В первую очередь это касается передачи прав собственности на объекты жилья и жилищно-коммунального хозяйства.

Органы местного самоуправления, по своей сути, являются правопреемником Советов народных депутатов. Местное самоуправление осуществляется населением через представительные органы власти, соответствующие органы управления - местную администрацию, местные референдумы, собрания (сходы) граждан, иные территориальные формы непосредственной демократии, а также органы территориального общественного самоуправления населения3.

На уровне городских и районных администраций - устанавливаются местные налоги, цены и тарифы на товары и услуги, в том числе, на жильё и жилищно-коммунальные услуги, аренду зданий и нежилых помещений и сооружений. Это нередко приводит к возникновению конфликтов из-за сложностей разграничения полномочий ветвей власти. На уровне поселковых администраций - устанавливается порядок передачи и продажи жилья в собственность гражданам и юридическим лицам, сдачи жилья в аренду, в установленном порядке распределяется муниципальный жилой фонд, ведется учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится выдача ордеров на заселение в домах муниципального жилищного фонда. При всём этом органы регионального и местного самоуправления не располагают достаточными средствами для строительства жилья.

В этой связи с целью повышения заинтересованности регионов в ускорении проведения реформ в сфере жилищной политики правительством Российской Федерации были внесены изменения в порядок распределения трансфертов из федерального бюджета, между регионами страны и введена система федеральных жилищных стандартов для ориентира региональных и местных властей. Подготовлен проект программы реформирования комплекса жилищно-коммунального хозяйства, землепользования, градостроительства, финансирования жилищного строительства. Эти реформы направлены на демонополизацию жилищной сферы и создание инфраструктуры рынка жилья.

Жильё относится к числу материальных благ, в котором сочетаются самые разнообразные функции. Оно является продуктом труда, товаром потребления и несёт в себе определённую смысловую нагрузку. Но та функция, которую выполняет жильё, в отличие от других потребительских товаров длительного пользования (автомобиль, холодильник, телевизор и т. д.), присуща только ему. Жилище жизненно необходимо для каждого, так как оно обеспечивает сохранение физического существования и нормальную жизнедеятельность человека, формирует его как личность, реализует хозяйственные и духовные потребности. Оно является той материальной основой, на которой развивается и строится семья -объединение людей, которые, как правило проживают, совместно. Их объединяют, помимо общей жилплощади, взаимные права и обязанности, которые возникают при заключении брака или иного родства. Улучшение жилищных условий является одним из основных признаков повышения благосостояния граждан и политической и экономический стабильности государства. Таким образом, жильё, во всём многообразии своих функций - многофункционально.

 

1.2. Правовые основы жилищной политики и проблемы ее реализации

 

Жилищная политика России уже более 10 лет определяется реализацией Федеральной целевой программы (ФЦП) «Жилище» в рамках национального проекта «Комфортное и доступное жилье - гражданам России». На смену ФЦП «Жилище» (2002-2010 гг.) пришла программа с аналогичным названием, рассчитанная на 2011-2015 гг.4 Сравнительный анализ этих двух программ выявил неизменность политического курса в жилищной сфере страны.

Указанные приоритетные проекты и проект «Доступное и комфортное жилье гражданам России», стали стержнем государственной жилищной политики России.

В обеих программах делается акцент на обеспечение жильем граждан определенных категорий, большую часть которых составляют военнослужащие.

Более подробно суть действующей программы «Жилище 2011-2015» можно рассмотреть в разрезе подпрограмм, входящих в ее состав.

1. Подпрограмма «Модернизация  объектов коммунальной инфраструктуры»  на 2011-2015 гг. предполагает завершение  строительства и технического  перевооружения 19 объектов коммунальной инфраструктуры, являющихся собственностью субъектов РФ и муниципальной собственностью, в 13 субъектах РФ. Данную подпрограмму следует рассматривать как заключительный этап предыдущей подпрограммы с аналогичным названием в рамках ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг. Механизм реализации подпрограммы основан на принципе софинансирования строительства и модернизации объектов коммунального хозяйства из двух основных источников: федерального бюджета и бюджетов регионов.

2. Подпрограмма «Стимулирование  программ развития жилищного строительства субъектов РФ» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 г. была разработана для определения и реализации ряда мероприятий, направленных на поддержку региональных программ развития жилищного строительства и призвана изменить ситуацию на жилищном рынке путем увеличения темпов и объемов жилищного строительства.

В качестве цели данной подпрограммы было заявлено развитие массового строительства жилья эконом-класса на территории РФ, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности. Для достижения цели был определен ряд первоочередных задач, однако четкого механизма решения установленных задач нет, т.к. нет однозначного толкования основных терминов и понятий, являющихся базовыми в данном случае.

Указанная подпрограмма обречена н паровал, поскольку начинает стартовать при отсутствии актуализированных СНиПов по энергоэффективности и экологичности строительства, разработанности критериев эффективности бизнес-планов по комплексному освоению территорий и нормативов продолжительности проектирования объектов жилищно-гражданского назначения и др.

В подавляющем большинстве муниципальных образований отсутствуют надежные механизмы финансирования и реализации проектов по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой, средства на строительство объектов социальной инфраструктуры, необходимые для обеспечения комплексного освоения и развития территорий. Банковский сектор также не имеет необходимых инструментов, позволяющих с приемлемым уровнем риска кредитовать проекты развития инженерной и социальной инфраструктуры, что приводит к увеличению сроков и удорожанию стоимости строительства жилья.

Одним из основных недостатков данной подпрограммы является то, что государственная помощь направлена на возмещение затрат по уплате процентов по кредитам для звеньев бюджетной системы, только косвенно имеющих отношение к возведению жилья.

Эффективность мероприятий в рамках рассматриваемой подпрограммы была бы несоизмеримо выше, если бы поддержка государства была адресована реальному сектору экономики и граждан. Сегодня же государственные гарантии активно предоставляются банкам, минуя непосредственных производителей жилья.

Реализация подпрограммы, по мнению разработчика, создаст необходимый фундамент для дальнейшего развития жилищной политики страны. В этой связи вызывает недоумение тот факт, что участие регионов в рассматриваемой подпрограмме носит не обязательный, а добровольный характер. Этот вывод напрашивается из декларации, согласно которой формы государственной поддержки, предусмотренные подпрограммой, предоставляются при условии реализации на территории субъекта РФ региональной программы развития жилищного строительства.

Информация о работе Правовые основы жилищной политики государства