Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 11:15, контрольная работа
Цель данной контрольной работы - изучить правовые основы жилищной политики государства.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
- определить понятие и сущность жилищной политики;
- изучить правовые основы жилищной политики и установить проблемы ее реализации.
Объект исследования - жилищная политика.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Правовые основы жилищной политики государства………………………...5
1.1. Понятие и сущность жилищной политики…………………………………5
1.2. Правовые основы жилищной политики и проблемы ее реализации……...8
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………17
Кроме того, как и в предыдущей подпрограмме, действовавшей до 2010 г., фактически сохраняется конкурсный порядок отбора регионов для участия в подпрограмме. Такие условия создают неравные возможности для регионов, а стало быть, и для их граждан, повсеместно платящих налоги и имеющих одинаковые права на улучшение жилищных условий.
3. Подпрограмма «Выполнение
государственных обязательств
В качестве способа жилищного обеспечения указанных категорий граждан избран механизм предоставления социальных выплат для приобретения жилья посредством выдачи государственных сертификатов за счет средств федерального бюджета.
Данную подпрограмму стоит рассматривать как второй этап уже отжившей подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 гг.
В целом данная подпрограмма является наиболее удачной в рамках данного национального проекта, поскольку количество людей, входящих в указанные категории граждан, сравнительно невелико по отношению к общему числу граждан, желающих улучшить свои жилищные условия. Кроме того, уже есть достаточно понятный, прозрачный и эффективный механизм доведения субсидии до получателя - в виде жилищного сертификата. Более того, данная подпрограмма действует по всей территории страны, что немаловажно. Ценным качеством данной подпрограммы является также ограниченное число главных распорядителей бюджетных средств, что упрощает контроль за ее исполнением. Однако стоит отметить и ряд недостатков подпрограммы:
- не до конца проработана
нормативно-правовая база в
- отсутствует дополнительный
механизм стимулирования
- упор делается на количество семей, обеспеченных жильем, а не на качество предоставленного жилья, что является немаловажным, поскольку на ту сумму, которая предусмотрена сертификатом, граждане в основном могут купить жилье, качество которого вызывает сомнения. Поэтому перед людьми через какое-то время снова встает вопрос улучшения жилищных условий, поскольку в таком жилье жить становится некомфортно, иногда даже опасно, а государство помогает этим гражданам только один раз;
- недостаточные объемы финансирования.
4. Подпрограмма «Обеспечение
жильем молодых семей»
Основной целью текущей подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Условием предоставления социальной выплаты является наличие у молодой семьи помимо права на ее получение дополнительных средств - собственных или полученных по кредитному договору (договору займа) средств на приобретение (строительство) жилья, в том числе по ипотечному жилищному договору. В качестве дополнительных средств молодой семьей также могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.
За этот период времени, в течение которого действовала предыдущая подпрограмма, был отработан механизм предоставления субсидий молодым семьям, применялся инструмент софинансирования при покупке жилья молодым семьям, что имело определенный положительный социальный эффект.
Однако указанную подпрограмму нельзя назвать успешной, поскольку она:
- не охватывает все молодые семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий;
- рассчитана прежде всего на то, что молодая семья в качестве основного источника финансирования будет привлекать ипотечный кредит. В итоге жилье остается в залоге у банка до тех пор, пока вся сумма кредита не погашена. Переплата молодой семьи в виде процентов по ипотеке за все время выплаты кредита может в два раза превосходить сумму долга. И это вместо того, чтобы наложить на эти молодые семьи определенные социальные обязательства, а взамен за счет федерального бюджета оплачивать эффективную процентную ставку банкам;
- не предполагает возможности сменить место жительства и использовать механизм зачета имеющегося в ипотеке жилья при переезде в другой регион и покупке другого жилья с сохранением обязательств по выплате долга;
- предлагает несовершенный
механизм признания семьи
- воздвигает достаточно
серьезные административные и
бюрократические барьеры в
- не решает проблемы
отсутствия современного, комфортного,
качественного жилья по
- участниками данной
Мировой опыт решения жилищного вопроса использует все элементы системы, включая научно-информационное сопровождение, именно с него начинается индустриализация строительства. В нашем национальном проекте этот элемент до сих пор не создан. Вопросам индустриальных методов строительства, новых технологий, новых отечественных строительных материалов не нашлось должного места в новой программе.
В целях и задачах ФЦП «Жилище» на 2011-2015 гг. акцент делается на возведении жилья эконом класса. Однако в условиях отсутствия единой системы взаимодействия между участниками жилищной политики, включая федеральные и региональные органы исполнительной власти. ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, государственную корпорацию Фонд содействия реформированию ЖКХ, сложно представить себе успешную реализацию региональных программ развития жилищного строительства. Кроме того, к разработке типовых проектов обеспечения малоэтажной жилищной застройки инженерной инфраструктурой, нормативов продолжительности проектирования объектов жилищно-гражданского назначения, государственного сметного норматива «Нормативы цен на эксплуатацию и техническое обслуживание зданий жилищно-гражданского назначения», а также к работе по актуализации СНиПов уполномоченные ведомства приступили только в 2011 г. Учитывая время на разработку и внедрение вышеперечисленных составляющих жилищного строительства, можно усомниться в эффективности запущенного масштабного процесса возведения жилья эконом-класса и в достижении намеченных результатов в запланированный срок5.
Таким образом, вектор направленности такого ключевого «несырьевого» локомотива экономики, как жилищная политика, требует пересмотра, а существующая жилищная программа нуждается в серьезных доработках и поиске других механизмов для более эффективного и адресного подхода к вопросам строительства жилья в стране.
Заключение
Жилищная политика государства - это законодательная, исполнительная и практическая деятельность государства по решению комплекса вопросов, связанных с обеспечением граждан жильём и качественными коммунальными услугами. Жилищная политика России уже более 10 лет определяется реализацией Федеральной целевой программы (ФЦП) «Жилище» в рамках национального проекта «Комфортное и доступное жилье - гражданам России», которые стали стержнем государственной жилищной политики России. В ходе реализации Государственной целевой программы «Жилище» были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы реализации.
За этот период была сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений.
Новые правовые условия создали основу для реализации на практике поставленных целей и позволили с помощью широкомасштабных скоординированных действий на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления осуществить меры, в том числе в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», направленные на улучшение жилищных условий тысяч семей и повышение качества оказываемых коммунальных услуг.
Включение задачи формирования рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания в число приоритетных национальных проектов наряду с развитием образования и здравоохранения определило социальную направленность нового этапа экономических преобразований в стране.
Список литературы
1 Батычко, В.Т. Жилищное право: Конспект лекций / В.Т. Батычко. Таганрог, 2012. С. 181.
2 Там же. С. 182.
3 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. №40. ст. 3822.
4 О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы: Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 №1050 // Собрание законодательства РФ. 2011. №5. ст. 739.
5 Хлестунова Е.С. Текущая жилищная политика в России: Основные направления и недостатки / Е.С. Хлестунова // Государство и право. 2014. №5. С. 23-31.
Информация о работе Правовые основы жилищной политики государства