Правовые проблемы банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 20:08, контрольная работа

Описание работы

При разбирательстве дела о банкротстве арбитражным судом (ст.223 АПК РФ) вводится процедура наблюдения в отношении предприятия-должника. Смысл установления данной процедуры состоит в том, что на момент принятия арбитражным судом к производству заявления о банкротстве должника еще не ясно, является ли он фактически несостоятельным (то есть в состоянии ли он удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме).

Файлы: 1 файл

кр1.docx

— 62.27 Кб (Скачать файл)

 

 

Глава 1. Наблюдение как процедура банкротства

Наблюдение как процедура банкротства впервые появилась с принятием в 1998 году Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон о банкротстве 1998 года). Дальнейшее развитие регулирование данной процедуры банкротства получило с принятием Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г. (далее - Закон о банкротстве 2002 года).

При разбирательстве дела о банкротстве арбитражным судом (ст.223 АПК РФ) вводится процедура наблюдения в отношении предприятия-должника. Смысл установления данной процедуры состоит в том, что на момент принятия арбитражным судом к производству заявления о банкротстве должника еще не ясно, является ли он фактически несостоятельным (то есть в состоянии ли он удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме). Поэтому введение наблюдения и ограничение полномочий его руководителя позволят определить состояние платежеспособности должника, сохранить его имущество и кроме этого является разумным компромиссом между соблюдением интересов предприятия-должника и кредиторов.

Наблюдение – процедура  банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности  имущества должника, проведения анализа  финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого  собрания кредиторов.

Ее смысл состоит в  том, что на момент принятия арбитражным  судом к производству заявления  о банкротстве должника еще не ясно, является ли он фактически несостоятельным (т.е. в состоянии ли он удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме), а введение наблюдения и  ограничение полномочий его руководителя позволит установить платежеспособность должника и сохранить его имущество. Кроме того, процедура наблюдения является разумным компромиссом между  соблюдением интересов организации-должника и кредиторов

Наблюдение является подготовительной процедурой, а необходимость её использования  связана с тем, что, прежде чем  ликвидировать или оздоравливать  предприятие, ему надо дать время  на осуществление сбора необходимой  документации, оповещения заинтересованных лиц и подготовку решения на основе анализа финансового состояния.

В отличие от таких процедур банкротства, как финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение, которые  применяются в делах о банкротстве  не всегда, наблюдение является обязательной процедурой.

В принципе, вопрос о начале процедур банкротства юридически может  быть решён по-разному. Так, по закону о банкротстве США, в отношении  должника сразу открывается либо процедура ликвидации, либо реорганизации (по ходатайству должника или кредитора). Однако затем ликвидационная процедура  может быть преобразована в реорганизационную, и наоборот. Во Франции, так же как  и в России, существует вспомогательная  процедура наблюдения. В Германии все дела сразу начинаются открытием  конкурсного производства, а затем  уже может быть введён план реструктуризации.

 1.1 Введение процедуры наблюдения: цели и сроки

В соответствии со ст.62 п.1 ФЗ, наблюдение вводится по результатам  рассмотрения арбитражным судом  обоснованности требований заявителя  в порядке, предусмотренном статьёй 48 настоящего Федерального закона.

В случае, когда дело о  банкротстве возбуждено на основании  заявления должника, то наблюдение как процедура банкротства вводится со дня принятия арбитражным судом  заявления должника к производству. О времени и месте проведения заседания судья уведомляет как  заявителя, так и должника, а также  саморегулируемую организацию арбитражных  управляющих и регулирующий орган, неявка которых не препятствует рассмотрению вопроса о введении наблюдения.

Исключением из общего правила  является возбуждение дела о банкротстве  по заявлению должника. В этом случае наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления  должника к производству, о чём  указывается в определении о  принятии заявления.

При определении арбитражного суда о введении наблюдения должны содержаться указания на:

  • признание требований заявителя обоснованными и необходимость введения наблюдения;
  • утверждение временного управляющего;
  • размер вознаграждения временного управляющего и источник его выплаты.

Если при вынесении  определения о введении наблюдения невозможно выдвинуть кандидатуру  временного управляющего, арбитражный  суд выносит определение отложить рассмотрение вопроса об утверждении  временного управляющего на срок не более 15 дней.

Определение о введении наблюдения и определение об утверждении  временного управляющего подлежат немедленному исполнению и могут быть обжалованы, что не приостанавливает их исполнение.

Наблюдение как процедура  банкротства применяется к должнику в целях:

    • обеспечения сохранности имущества должника;
    • проведения анализа финансового состояния должника;
    • составление реестра требований кредиторов;
    • проведения первого собрания кредиторов.

Не применяется:

    • к должнику, в отношении которого принято решение о ликвидации;
    • к отсутствующему должнику;
    • к организациям, осуществляющим незаконную деятельность по привлечению денежных средств;
    • к гражданам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.

В соответствии со ст.62 п.2 ФЗ, при возбуждении дела о банкротстве  на основании заявления должника наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления  должника к производству, за исключением  случаев, если в соответствии с настоящим  Федеральным законом к должнику должна быть применена иная процедура  банкротства. В случае возбуждения  дела о банкротстве на основании  заявления должника о введении наблюдения указывается в определении о  принятии заявления должника.

Срок законом не установлен, однако наблюдение должно быть завершено  с учётом срока рассмотрения дела о банкротстве. Срок рассмотрения дела о банкротстве и срок наблюдения вместе должны составлять не более 7 месяцев.

Начало процедуры наблюдения – при подаче заявления конкурсными  кредиторами и уполномоченным органом  по результатам рассмотрения арбитражным  судом обоснованности требований заявителя  к должнику на основании определения  арбитражного суда. При подаче заявления  самим должником с даты принятия арбитражным судом заявления  о признании должника банкротом (ст.224 АПК РФ).

Органом управления является – руководство предприятия-должника под контролем временного управляющего.

Целями процедуры наблюдения являются:

    • обеспечение сохранности оставшегося имущества должника. Данная цель достигается в основном за счёт ограничения прав органов управления организации-должника по распоряжению имуществом и заключению сделок, которые впоследствии могут ухудшить финансовое состояние должника;
    • проведение анализа финансового состояния должника. При этом предполагается получение ответов на следующие основные вопросы: какое имущество должника имеется в наличии? достаточно ли его на покрытие судебных расходов и выплаты вознаграждения арбитражному управляющему? в чём причина возникшей неплатёжеспособности? имеются ли в наличии признаки умышленного или фиктивного банкротства? существует ли возможность восстановления платёжеспособности?
    • необходимость составления реестра требований кредиторов и проведение первого собрания кредиторов. Эта цель также перешла из закона о банкротстве 1998 г.

Данные цели, безусловно, всегда были в центре внимания при  проведении наблюдения. Кроме того, эти цели предполагают более активный характер деятельности временного управляющего, не ограничивающего свою деятельность лишь изучением документации и согласованием  определённых сделок.

1.2 Правовые последствия введения наблюдения

После вынесения арбитражным  судом определения о введении процедуры наблюдения складывается следующая ситуация (в соответствии со ст.63 ФЗ):

    • в течение наблюдения требования кредиторов не удовлетворяются в индивидуальном порядке, а лишь выявляются путём их предъявления через собрание или комитет кредиторов. Это предоставляет должнику возможность работать, несмотря на долги, а также возможность оценить целесообразность продолжения своей деятельности, либо её ликвидации;
    • по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. В этом случае кредитор может предъявить свои требования к должнику в рамках дела о банкротстве;
    • приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолжности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причинённого жизни и здоровью, и морального вреда. При этом подразумевается, что исполнительные документы вступили в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Если же такие исполнительные документы приняты судом после даты принятия заявления о признании должника банкротом, то их принудительное исполнение приостанавливается и не может осуществляться до завершения рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве;
    • запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);
    • запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;
    • не допускается прекращение денежных обязательств должника путём зачёта однородного требования, если при этом нарушается установленная пунктом 4 статьи 134 настоящего Федерального закона очерёдность удовлетворения требований кредиторов. Реально это условие выполнимо, только если имеется один, максимум два кредитора. Если у должника несколько кредиторов (что чаще всего так и бывает), да ещё и различной очерёдности, то выполнение данного правила невозможно и фактически означает запрет на проведение зачёта.   

Поскольку должник ограничивается в распоряжении своими средствами, то после введения наблюдения определение  арбитражного суда о принятии заявления  о признании должника банкротом  направляется в банки и иные кредитные  организации, с которыми должник  имеет договор банковского счёта (данные о счетах должника предоставляются  самим должником либо запрашиваются  в налоговых органах), а также  в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника, в налоговые и иные уполномоченные органы.

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и прекращения деятельности иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с определёнными ограничениями. С введением наблюдения в деле о банкротстве появляется особая фигура - временный управляющий, который  утверждается арбитражным судом  и действует параллельно с  руководством должника.

Органы управления должника с момента введения наблюдения могут  совершать исключительно с согласия временного управляющего сделки следующих  видов (новый закон от 27.09.2002г. определяет, что это согласие

должно быть получено в  письменной форме ):

  • связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо  либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;
  • связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств  и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

 

Контроль над этими  сделками осуществляет временный управляющий, который дает разрешение на их осуществление. Если же какая-либо из вышеперечисленных  сделок  осуществляется без согласия временного управляющего, то она может  быть признана в судебном порядке  недействительной. Давая согласие на совершение таких сделок, временный  управляющий должен решить вопрос о  том, целесообразна ли эта сделка, не станет ли последствием её заключения ликвидация организации-должника  и  невозможность её оздоровления. К  сожалению, должник не застрахован  от неправомерных действий арбитражного управляющего и от сговора между  руководителем организации-должника и временным управляющим.

Кроме того, по решению суда этот перечень может быть расширен, то есть суд может запретить совершать  без согласия временного управляющего любую сделку.

Информация о работе Правовые проблемы банкротства