Правовые проблемы банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 20:08, контрольная работа

Описание работы

При разбирательстве дела о банкротстве арбитражным судом (ст.223 АПК РФ) вводится процедура наблюдения в отношении предприятия-должника. Смысл установления данной процедуры состоит в том, что на момент принятия арбитражным судом к производству заявления о банкротстве должника еще не ясно, является ли он фактически несостоятельным (то есть в состоянии ли он удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме).

Файлы: 1 файл

кр1.docx

— 62.27 Кб (Скачать файл)

Ограничения на совершение сделок профессиональным участником рынка  ценных бумаг при применении к  нему процедур банкротства не распространяются на сделки с ценными бумагами его  клиентов, совершаемые по поручению  клиентов, подтвержденные последними после возбуждения производства по делу о банкротстве.

Наряду с этим есть решения, которые не могут принимать ни органы управления должника, ни временный  управляющим. К ним относятся  решения (ст.64 п.3 ФЗ РФ):

    • о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;
    • о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;
    • о создании филиалов и представительств;
    • о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);
    • о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;
    • о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций;
    • об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;
    • о заключении договоров простого товарищества.

 

С момента введения наблюдения любые ограничения по распоряжению имуществом должника, в том числе  аресты имущества должника, могут  быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.

1.3 Временный управляющий

Временный управляющий, как  и другие арбитражные управляющие, утверждается арбитражным судом (ст. 65 п.1 ФЗ). В определении арбитражного суда об утверждении временного управляющего должен быть указан размер его вознаграждения, установленный арбитражным судом. В дальнейшем первоначально определенный размер вознаграждения временного управляющего может быть увеличен арбитражным  судом на основании собрания кредиторов.

Деятельность временного управляющего осуществляется по двум основным направлениям:

  • контроль за действиями руководства должника (в том числе обеспечение сохранности имущества неплатёжеспособного предприятия); 
  • изучение финансового состояния должника с целью определения возможности и целесообразности оздоровления или ликвидации должника, а также сбор информации о кредиторах.

Временный управляющий может  быть отстранён арбитражным судом  от исполнения обязанностей временного управляющего (ст.65 п.3 ФЗ):

    • в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение временным управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника или его кредиторов;
    • в случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица временным управляющим, в том числе в случае, если такие обстоятельства возникли после утверждения лица временным управляющим; в иных предусмотренных федеральным законом  случаях.

Вопрос об отстранении  руководителя всегда является одним  из самых важных, поскольку некомпетентное или заведомо преступное руководство  зачастую является причиной банкротства. С другой стороны, причины кризиса  могут быть связаны с внешними факторами, например с кризисом на уровне экономики государства. При этом руководитель организации-должника лучше  разбирается в специфике работы предприятия, чем только что пришедший, пусть и высококвалифицированный, временный управляющий. Поэтому  в мировой практике известны три  варианта управления должником в  случае его банкротства:

      • управление руководством должника (самоуправление);
      • управление специально назначенным управляющим или даже группой управляющих (доверительное управление, арбитражный управляющий, временная администрация);
      • управление руководством под контролем специально назначенного лица.

Выбор системы управления обычно зависит от анализа причин, в результате которых положение  должника ухудшилось. Однако закон  о банкротстве Российской Федерации  не даёт возможности оценить эффективность  работы руководства должника, поскольку  в любом случае во время наблюдения и финансового оздоровления полномочия руководителя ограничиваются, а во время внешнего управления и конкурсного  производства руководитель вообще отстраняется и его место занимает арбитражный  управляющий, но если руководителем  организации-должника не принимаются  необходимые меры по обеспечению  сохранности имущества должника или допускаются иные нарушения  требований законодательства Российской Федерации, то арбитражный суд вправе отстранить руководителя должника от должности. В этих случаях исполнение обязанностей руководителя возлагается  на временного управляющего.

В целях защиты интересов  кредиторов и сохранения имущества  должника закон о банкротстве  наделяет временного управляющего широким  кругом прав и обязанностей.

Временный управляющий вправе (ст.66 ФЗ):

  • предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решении, а также требования о применении последствий недействительности ничтожный сделок (ст.168 ГК РФ), заключённых или исполненных должником с нарушением требований, установленных статьями 63 и 64 настоящего Федерального закона;
  • заявлять возражения относительно требований кредиторов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  • принимать участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности представленных возражений должника относительно требований кредиторов;
  • обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о запрете совершать без согласия временного управляющего сделки, не предусмотренные пунктом 2 статьи 64 настоящего Федерального закона;
  • обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности;
  • получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника;
  • осуществлять иные установленные настоящим Федеральным законом полномочия.

Органы управления должника обязаны предоставлять временному управляющему по его требованию любую  информацию, касающуюся деятельности должника.

Обязанности временного управляющего (ст.67 ФЗ ):

    • принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
    • проводить анализ финансового состояния должника;
    • выявлять кредиторов должника;
    • вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, когда это осуществляет реестродержатель;
    • уведомлять кредиторов о введении наблюдения;
    • созывать и проводить первое собрание кредиторов.

Временный управляющий по окончании наблюдения, но не позднее  чем за пять дней до установленной  даты заседания арбитражного суда, указанной в определении арбитражного суда о введении наблюдения, обязан представить в арбитражный суд  отчёт о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности  или невозможности восстановления платёжеспособности должника, протокол первого собрания кредиторов с приложением  документов, определённых в пункте 7 статьи 12 настоящего Федерального закона.

Одной из обязанностей временного управляющего является установление требований кредитора. Это очень важный вопрос, поскольку при этом определяется не только сумма долгов, но и количество голосов, которыми обладает кредитор на собрании.

Для участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение 30 дней с даты опубликования в  «Российской газете» сообщения  о введении наблюдения. Кредиторы  могут предъявлять свои требования и после этого срока, но тогда  эти требования будут рассматриваться  судом после введения процедуры, следующей за наблюдением, и соответственно кредиторы не будут допущены к  голосованию на первом собрании кредиторов. Требования кредиторов направляются в  арбитражный суд, должнику и временному управляющему. К требованиям должен быть приложен судебный акт или иные документы, подтверждающие обоснованность этих требований. В этом случае на основании  определения арбитражного суда они  включаются в  реестр требований кредиторов.

При наличии возражений арбитражный  суд проверяет обоснованность требований и выносит определение о включении  или об отказе включения этих требований в реестр. Это определение возможно обжаловать. При необходимости арбитражный  суд может поручить временному управляющему отложить проведение первого собрания до завершения рассмотрения требований.

Немаловажная роль в осуществлении  процедур банкротства отводится  законом о банкротстве собранию кредиторов, образуемому в целях  защиты интересов всех кредиторов. Временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех лиц, имеющих  право на участие в первом собрании кредиторов: выявленных конкурсных кредиторов (кредиторов, обратившихся в установленный  срок и в установленном законом  порядке внесённых в реестр требований кредиторов), уполномоченные органы, представителя  работников предприятий-должников.

Особенности первого собрания кредиторов таковы (ст. 72,73 ФЗ):

  • определение даты проведения (не позднее 10 дней до даты окончания наблюдения);
  • предоставление протокола проведения в арбитражный суд;
  • принятие решения об обращении с ходатайством в арбитражный суд о введении финансового оздоровления, внешнего управления или об открытии конкурсного производства (т.е. решение первого собрания кредиторов является основанием для принятия арбитражным судом решения о дальнейшей участи предприятия-должника);
  • образование комитета кредиторов, определение количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрание членов комитета кредиторов;
  • определение требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;
  • определение саморегулируемой организации, которая должна представить в арбитражный суд кандидатуры арбитражных управляющих;
  • выбор реестродержателя из числа реестродержателей, аккредитованных саморегулируемой организацией;
  • решение иных вопросов, предусмотренных законом о банкротстве.

Собрание кредиторов, принявшее  решение об обращении в арбитражный  суд с ходатайством о введении  финансового оздоровления,  введении  внешнего управления или признании  должника банкротом и об открытии конкурсного производства, вправе сформулировать требования к кандидатурам административного  управляющего и направить в саморегулируемую организацию запрос о представлении  кандидатур таких управляющих.

Решения первого собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов  конкурсных кредиторов, налоговых и  иных уполномоченных органов.

Первое собрание кредиторов – очень важный для должника этап. Цель его проведения состоит в  определении кредиторами дальнейшей судьбы должника. Временный управляющий  на собрании сообщает кредиторам данные анализа финансового состояния  должника с изложением перспектив возможности  или невозможности восстановления платёжеспособности. Однако выводы временного управляющего носят рекомендательный характер и не являются обязательными  для кредиторов. Кредиторы могут  иметь собственный взгляд на возможность  или невозможность оздоровления должника, не совпадающий с результатами анализа.

Протокол первого собрания кредиторов представляется временным  управляющим в арбитражный суд  не позднее чем через 5 дней с даты проведения первого собрания кредиторов.

Последнюю точку в процедуре  наблюдения ставит арбитражный суд:

он на основании решения  первого собрания кредиторов или  руководствуясь законом о банкротстве  принимает решение о признании  должника банкротом и об открытии конкурсного производства, или утверждает мировое соглашение.

Основой для вынесения  определения или принятия решения  арбитражного суда служит решение первого  собрания кредиторов. Однако суд может  поступить вопреки воле кредиторов в том случае, если есть ходатайство  учредителей должника, уполномоченного  государственного органа или третьих  лиц и они предоставляют банковскую гарантию на сумму свыше 120% от размера  обязательств должника, а также если существует график погашения задолженности, соответствующий требованиям закона о банкротстве. В этом случае вместо предложенного кредиторами внешнего управления или конкурсного производства суд вводит финансовое оздоровление. Кроме того, если  решение собрания кредиторов нарушает чьи-либо права  и законные интересы, суд по заявлению  соответствующих лиц может признать такое решение недействительным.

Информация о работе Правовые проблемы банкротства