Предпринимательское право как отрасль права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 12:39, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение основных аспектов предпринимательского права.
Вопрос о сущности предпринимательского права решается в юридической науке неоднозначно. Можно выделить несколько позиций по данной проблеме.
Первая заключается в том, что хозяйственное право - самостоятельная отрасль права со своим предметным единством и методами правового регулирования.
Вторая исходит из того, что предпринимательское право - отрасль права второго уровня, сочетающая в себе признаки и методы ряда базовых отраслей, - прежде всего гражданского и административного.

Содержание работы

Введение
1. Предмет предпринимательского права
2. Методы предпринимательского права
3. Принципы предпринимательского права
4. Место предпринимательского права в системе права
5. Наука предпринимательского права
Заключение

Файлы: 1 файл

предпренимательское право.docx

— 52.94 Кб (Скачать файл)

3. Принцип единого экономического  пространства, то есть "свободное  перемещение товаров, услуг и  финансовых средств" на всей  территории Российской Федерации  также относится к числу конституционных  (ст. 8, 74 Конституции РФ). В соответствии  с данным принципом на территории  Российской Федерации не допускается  установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных  препятствий для свободного перемещения  товаров, услуг и финансовых  средств. Ограничения могут вводиться  в соответствии с федеральным  законом, если это необходимо  для обеспечения безопасности, защиты  жизни и здоровья людей, охраны  природы и культурных ценностей.  Ни федеральные исполнительные  органы власти, ни органы исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации не вправе вводить  такие ограничения по собственной  инициативе.

4. Принцип поддержания конкуренции  и недопущения экономической  деятельности, направленной на монополизацию  и недобросовестную конкуренцию  (ст. 8, 34 Конституции РФ). Соблюдение  данного принципа - необходимое условие  развития рыночной экономики  и осуществления предпринимательской  деятельности. Важная роль в поддержании  конкуренции, борьбе с недобросовестными  формами ее проявления, монополистической  деятельностью отводится Закону  РФ от 22 марта 1991 г. "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках" - первому в истории России  антимонопольному законодательному  акту.

5. Принцип государственного регулирования  предпринимательской деятельности. Государственное регулирование  экономики, предпринимательства  осуществляется в любом государстве.  Различными являются формы и  методы такого регулирования,  которые определяются политическими  условиями, уровнем экономического, социального развития, историческими традициями, национальными особенностями и другими факторами. Переход России к рыночным условиям хозяйствования потребовал пересмотра системы государственного регулирования экономики, замены административных мер воздействия на экономические. В этом направлении было сделано немало ошибок, не все из которых удалось исправить и сегодня. Самое же главное, что должно быть достигнуто в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности - это соблюдение баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом.

6. Принцип законности. Данный принцип  является общеотраслевым и воплощение  его в жизнь - основа построения  правового государства. Что же  касается законности в предпринимательской  деятельности, то здесь необходимо  обратить внимание на два аспекта.  Во-первых, сама предпринимательская  деятельность должна осуществляться  при строгом соблюдении требований  законодательства. Во-вторых, что не  менее важно, государством должна  быть обеспечена законность правовых  актов, законность деятельности  органов государственной власти  и местного самоуправления, регулирующих  предпринимательство. Некоторые  меры по обеспечению законности  предусмотрены действующим законодательством.  Так, ст. 13 ГК РФ определяет  условия и порядок признания  недействительным акта государственного  органа и органа местного самоуправления. В области нормативного регулирования  укреплению законности способствует  введение правила регистрации  актов федеральных органов исполнительной  власти в Министерстве юстиции  РФ.

4. Место предпринимательского права в системе права

В системе права предпринимательское  право формируется из норм различных  отраслей права: конституционного (государственного) гражданского, трудового, финансового, административного, уголовного, налогового и др. Нормы предпринимательского права устанавливают правила хозяйственной деятельности субъекта.

Основу правового регулирования  составляет Конституция РФ. Конституция  РФ гарантирует единство экономического пространства страны, свободное перемещение  товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу  экономической деятельности. Признаются и защищаются равным образом частная, государственная и муниципальная  формы собственности.

Установлены гарантии свободы экономической  деятельности, закреплен механизм рыночных отношений. Гарантированы создание и функционирование единого общероссийского  рынка, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств по всей территории России, поддержка  и развитие добросовестной конкуренции, недопущение экономической деятельности, направленной на создание монополии.

Гражданское право - система правовых норм, регулирующих имущественные и  связанные с ними неимущественные  отношения, базирующиеся на автономии  и имущественной самостоятельности  участников таких отношений, методом  юридического равенства сторон. Имущественные  отношения, являющиеся предметом гражданского права, могут выражать: принадлежность имущества определенным лицам (вещные правоотношения); управление имуществом организаций (корпоративные правоотношения); переход имущества от одних лиц  к другим (обязательственные правоотношения). Неимущественные отношения, связанные  с имущественными, представляют категорию  исключительных прав (авторских, патентных  и т.п.).

Гражданское право регулирует порядок  заключения и исполнения договоров, вопросы наследования, авторства, изобретательства, жилищные отношения. Главная особенность  гражданского права заключается  в том, что оно упорядочивает  отношения между равноправными  и независимыми субъектами, вступающими  в отношения друг с другом по собственной  воле.

Нормы, регулирующие предпринимательство, т.е. деятельность по систематическому получению прибыли, органично слиты  с гражданским правом. Однако гражданское  право - не единственная отрасль права, регулирующая имущественные отношения. Некоторые отношения регулируются другими отраслями частного и  публичного права.

Наряду с этим предпринимательскую  деятельность регулируют нормы финансового, налогового, трудового, земельного, уголовного законодательства, нормы которых  охватываются понятием публичного права.

Административное право регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления: порядок создания, реорганизация  и ликвидация исполнительных органов  всех уровней, их перечень, цели и задачи, компетенцию, структуру, порядок функционирования.

Административное право оказывает  определенное регулирующее воздействие  и на негосударственные организации. Это могут быть, например, обязательная государственная регистрация, регламентация  отношений этих организаций с  субъектами государственной власти, осуществление государственного контроля и надзора за соответствием их деятельности требованиям закона.

Нормы административного права  определяют правовой статус общественных объединений, органов местного самоуправления и иных негосударственных формирований в сфере административных правоотношений.

Административное право характеризуется  наличием отношения "власть - подчинение" и регулирует отношения неравноправных субъектов.

5.Наука предпринимательского  права

Наука предпринимательского права — это система знаний о предпринимательском праве, это представления ученых о данной отрасли, ее предмете и методе, источниках, месте в системе отраслей. Влияние различных факторов объективного и субъективного характера с неизбежностью предопределило тот факт, что эти представления менялись на разных этапах существования нашего государства.

К сожалению, узкие рамки пособия  не позволяют заглянуть вглубь веков  и проследить все этапы становления  науки предпринимательского, хозяйственного, а ранее торгового права России. Приходится довольствоваться лишь весьма кратким экскурсом.

В дореволюционной России развивалось  международное и частное торговое право. Существование частного торгового  права явилось результатом возникновения  внутри государства между частными лицами по поводу торговли многочисленных и сложных юридических отношений. Торговое право определялось как  совокупность норм частного права, имеющих  ближайшее соприкосновение с  торговым оборотом. В качестве источников русского торгового права можно  назвать Устав Торговый, Устав  о Промышленности, Устав Кредитный, Устав о векселях, Общий Устав  Российских Железных дорог, Положение  о государственном промысловом  налоге. Устав Судопроизводства Торгового.

Несмотря на существование самостоятельных  источников, торговое право дореволюционной  России было не отраслью, а специальной  частью гражданского права. Торговое законодательство имело основой гражданское законодательство2.

Экономическая и политическая ситуация в стране коренным образом изменились после 1917 года. Начала складываться плановая экономика, хозяйственная деятельность осуществлялась в основном государственными предприятиями. Возникла необходимость  формирования принципиально нового типа законодательства, адекватного  крайне специфическим социально-экономическим  условиям. Зарождается и получает свое развитие концепция хозяйственного права. Однако наука хозяйственного права неодинаково трактовала правовое регулирование хозяйственной деятельности в разные периоды существования  советского государства.

В 20-е годы в период НЭПа берет  свое начало «двухсекторная теория». Основоположник этой теории П.И.Стучка  считал, что из двух существовавших в нашей экономике секторов - социалистического и частного - первому суждено развиваться и упрочиваться, а второму уготовано скорое отмирание. Данное положение базировалось на известном постулате В.И. Ленина о том, что «мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное». В соответствии с этим должно было развиваться хозяйственное право, обслуживающее социалистический сектор-. Поскольку частному сектору было уготовано отмирание, то соответственно должно было отмереть и обслуживающее этот сектор гражданское право. В целом теория правильно оценивала роль хозяйственного права в деле регулирования хозяйственных социалистических отношений. Что же касается гражданского права, то оно ошибочно связывалось лишь с производственными отношениями в частном секторе экономики и переставало рассматриваться в связи с гражданином и его имущественными потребностями.

Поэтому, когда в 30-е годы, в период уже безраздельного господства социалистического  сектора в экономике, наука стала  снова рассматривать вопрос о  хозяйственном праве и его  оформлении, упорядочении, введении в  обиход правовых начал хозяйствования, возникла проблема: куда же поместить  гражданина с его домом, другим имуществом, наймом жилого помещения и наследованием (в это время уже отказались от упразднения института наследственного  права как буржуазного). Ведь гражданское  право, рассчитанное на НЭПовский период развития общества, как будто закончило  свое существование вместе с частным  сектором.

Появляется новая школа единого хозяйственного права, в соответствии с которой гражданин должен занять место в системе хозяйственных связей. Все имущественные отношения, как между гражданами, так и между социалистическими организациями должны регулироваться нормами единого хозяйственного права, основным источником которого должен стать Хозяйственный кодекс. Основоположники данной школы Гинцбург Л.Я., Пашуканис Е.Б. считали хозяйственное право специфической формой политики пролетарского государства в области организации управления хозяйством. Предлагалось принятие Хозяйственного кодекса, закона о планировании. Отстаивался также тезис о недопустимости деления единого хозяйственного права на две самостоятельные части - хозяйственно-административное и гражданское право. Хозяйственное право должно было включать в себя гражданско-правовые нормы и регулировать все горизонтальные и вертикальные имущественные отношения.

Обвинение в ликвидации гражданского права станет центральным в адрес  ученых хозяйственной школы. Школа  закончила свою жизнь вместе с  авторами, Именем Союза ССР хозяйственная  концепция была объявлена вредительской, а ее авторы — репрессированы. Однако ликвидация гражданского права послужила  лишь красивым поводом. Основной причиной гонений явилось то, что хозяйственная  концепция пыталась обосновать необходимость  правовых начал в области экономики, что представляло угрозу административно-командной  системе. Под влиянием лидера правоведения того времени академика А.Я. Вышинского регулирование хозяйственных отношений  в основном было решено рассредоточить в отраслях гражданского и административного  права. Зародился дуалистический подход к регулированию экономики, отголоски  которого слышны и сегодня.

Хозяйственно-правовая мысль возрождается после XX съезда КПСС. В 60-е годы получает развитие третья школа хозяйственного права, концепция которой была представлена в работах академика В.В. Лаптева, действительного члена АН УССР В.К. Мамутова. Преодолев заблуждение предшественников, новая теория «вернула гражданина в лоно гражданского права». Гражданскому законодательству отводилась роль регулирования имущественных отношений с участием граждан. Концепция исходила из необходимости единства правового регулирования хозяйственных отношений, складывающихся как при осуществлении хозяйственной деятельности (отношений горизонтального характера), так и при руководстве ею (вертикальные отношения). Фундаментальные предпосылки данной теории состояли в том, что существующие в обществе товарно-денежные отношения находятся под определяющим воздействием планового начала, имеющего властный характер. Поэтому правовое регулирование этих отношений должно представлять синтез начал частного и публичного права и иметь двойственный частно-публичный характер. На этих же началах должен был быть построен Хозяйственный кодекс, проекты которого создавались в Институте государства и права АН СССР. Кодекс, как и другие предлагавшиеся акты, не был принят, так как это не входило в планы бюрократического аппарата. И все же хозяйственно-правовая концепция получила значительное развитие в период проведения экономической реформы 1965 года, направленной на расширение прав предприятий, повышение роли хозяйственных договоров.

В 90-е годы в России начался переход  от плановой к рыночной экономике, от одной экономической системы  к другой. Придание законного статуса  предпринимательской деятельности, многообразие форм собственности, в  том числе возрождение частной  собственности, появление различных  организационно-правовых форм предпринимательской  деятельности, возведение в ранг принципов  свободу договора в противовес директивному планированию - все это потребовало  изменения сложившейся ранее  концепции. Основоположником современной школы хозяйственного (предпринимательского) права стал профессор B.C. Мартемьянов, в трудах которого нашли отражение отвечающие потребностям времени представления о предмете данной отрасли, ее системе, были разработаны основные институты.

 

 

 

 

 

Заключение

Предпринимательство выступает  в качестве особого вида экономической

деятельности, ибо его  начальный этап связан, как правило, лишь с идеей –

результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей

материализованную форму.

Предпринимательство характеризуется  обязательным наличием инновационного

Информация о работе Предпринимательское право как отрасль права