Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:23, курсовая работа
Тема исследования актуальна, т.к. индивидуальное предпринимательство распространено в тех сферах народного хозяйства, где нужно быстро реагировать на изменение спроса, моды, идти на риск; там, где можно использовать отходы и вторсырье, новейшие технологии и идеи. В условиях современной системы российского законодательства данная форма предпринимательства является наиболее эффективной формой ведения малого бизнеса, чему способствуют упрощенность процессов создания и ликвидации бизнеса, более простая система налогообложения, льготное налоговое бремя, упрощенный порядок учета результатов хозяйственной деятельности и представления отчетности.
Однако для некоторых
категорий граждан участие в
предпринимательской
Так, запрещается заниматься
самостоятельной
С правовой точки зрения в сфере потребительского рынка индивидуальный предприниматель выступает на равных с юридическими лицами.
Индивидуальный
Индивидуальный
Документом прямого действия, дающим исчерпывающие указания по ведению налогового учета и порядку исчисления налогов для всех категорий налогоплательщиков, является НК РФ.
Налогоплательщик должен также следовать официальным разъяснениям, даваемым налоговыми органами неопределенному кругу лиц (методические указания, письма, разъяснения до определенным вопросам, рассылаемые налоговыми органами).
1.3. Налогообложение деятельности индивидуального предпринимателя
Налоговым кодексом установлены три системы налогообложения индивидуальных предпринимателей. Индивидуальный предприниматель может применить традиционную (общую) систему налогообложения доходов от предпринимательской деятельности, либо упрощенную систему налогообложения (УСНО), либо законодательно систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) данного конкретного вида предпринимательской деятельности. Каждая из названных систем налогообложения имеет свои особенности, свою структуру налоговых обложений и сроки их уплаты.
Традиционная система налогообложения предполагает исчисление налога на доходы от предпринимательской деятельности и уплату налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и регулируется гл. 23 НК РФ. Индивидуальный предприниматель, использующий традиционную систему налогообложения, обязан уплачивать также НДС, ЕСН со своих доходов, а также с сумм, выплачиваемых наемным работникам по трудовым договорам и физическим лицам по договорам гражданско-правового характера. Индивидуальный предприниматель, являясь работодателем, производит уплату взносов в Фонд социального страхования. Выплачивает он также и ряд других налогов (налог на имущество, налог на рекламу и др.).
Упрощенная система налогообложения регулируется гл. 26.2 НК РФ4 и предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц части доходов, полученных индивидуальным предпринимателем от осуществления им предпринимательской деятельности, налога на добавленную стоимость, налога на имущество в части имущества, используемого индивидуальным предпринимателем в своей предпринимательской деятельности, единого социального налога с доходов от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых предпринимателем в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. В случае применения индивидуальным предпринимателем системы УСНО он начисляет и уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с требованием пенсионного законодательства РФ. Прочие налоги уплачиваются согласно общему режиму налогообложения. Переход на упрощенную систему налогообложения возможен для тех предпринимателей, деятельность которых отвечает критериям, изложенным в ст. 346.12 НК РФ.
В основе третьей системы лежит уплата единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Система налогообложения в виде ЕНВД применяется к налогообложению доходов от перечисленных в п. 2 ст. 346.26 НК РФ видов предпринимательской деятельности. Согласно п. 4 указанной статьи ЕНВД заменяет собой ряд налогов, в т.ч. налог на прибыль, в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой этим налогом. Налогоплательщики — индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц (в части доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на добавленную стоимость (в части операций, являющихся объектами обложения налогом на добавленную стоимость, осуществляемых в пределах предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход); налога на имущество физических лиц (в части имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (ЕСН) с полученных доходов и сумм, выплачиваемых своим работникам в связи с введением деятельности, облагаемой единым налогом. Вместе с тем налогоплательщики наряду с предпринимательской деятельностью, облагаемой ЕНВД, и иными видами деятельности исчисляют налоги в их отношении в общеустановленном порядке (п. 7 ст. 346.26 НК РФ). Кроме того, индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, продолжают уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Перевод на данную систему налогообложения является обязательным для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории субъекта РФ, принявшего законодательный акт по этому налогу, облагаемую им предпринимательскую деятельность (ст. 346.28 НК РФ)5.
Все три системы налогообложения напрямую связаны с уплатой налога на доходы физических лиц от предпринимательской деятельности или заменой НДФЛ на уплату другого налога. Но все эти три системы имеют особенности в уплате ряда других налогов и сборов.
Порядок применения упрощенной системы налогообложения и ЕНВД претерпел существенные изменения. С 01.01.2004 г. сняты запреты на одновременное применение двух специальных режимов налогообложения. В частности, дополнительно внесенный в ст. 346.12 НК РФ п. 4 прямо разрешает перешедшим на ЕНВД налогоплательщикам по одному или нескольким видам деятельности применять УСНО в отношении иных осуществляемых ими видов деятельности. Ограничения по размеру дохода, численности, стоимости основных средств, установленные гл. 26.2 НК РФ, при этом определяются исходя из всех видов деятельности. Федеральный закон от 11.11.2003 г. № 147-ФЗ внес изменения в гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог) НК РФ»6. С 01.01.2004 г. единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) действует на всей территории РФ, однако платить его предприниматель может на добровольной основе. Сельхозпроизводители, которые попадают под ЕСХН, сами вправе решать, перейти ли им на уплату ЕСХН или платить налоги в обычном порядке. Новая система налогообложения для сельхозпроизводителей представляет собой специальный налоговый режим и во многом напоминает упрощенную систему налогообложения. Так, полностью совпадает порядок признания в целях налогообложения расходов на приобретение основных средств. Но в отличие от УСНО у сельхозпроизводителей нет максимального предела доходов, превышать который нельзя. Это должно поощрять сельхозпроизводителей к переходу на ЕСХН.
Глава 2. Государственное регулирование деятельности ПОБЮЛ
2.1. Порядок регистрации индивидуального предпринимателя
Право граждан РФ заниматься
предпринимательской
До 01.01.2004г. порядок регистрации индивидуальных предпринимателей регулировался Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 08.07.94 г. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории РФ». В соответствии с этим Положением предприниматели регистрировались администрацией района, города и района в городе, поселка, села по месту постоянного жительства. В субъектах РФ были созданы регистрационные палаты с филиалами на местах. Правила регистрации разрабатывали органы власти субъектов РФ.
С 2001 г. процедура государственной регистрации регулируется Законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 02.11.2004 г.) и носит заявительный характер. При подаче комплекта документов на регистрацию индивидуального предпринимателя сведения вносят в Госреестр — ЕГРИП. Ведение данного Реестра осуществляют налоговые органы8.
Согласно указанному Закону на ФНС РФ (федеральная налоговая инспекция) возлагаются дополнительные функции по регистрации индивидуальных предпринимателей и формированию Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Разработаны формы документов, представляемые для государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, определены правила ведения ЕГРИП и предоставления содержащихся в нем сведений, разработаны нормативные акты, регулирующие правила и порядок передачи регистрационных дел предпринимателей из органов, осуществляющих их госрегистрацию до 01.01.2004 г.
Процедура регистрации для индивидуальных предпринимателей, как и раньше, носит заявительный характер. Срок регистрации ограничен пятью рабочими днями со дня поступления заявления гражданина-предпринимателя. Федеральный закон № 76-ФЗ установил перечень необходимых документов для регистрации индивидуального предпринимателя и внесения его в ЕГРИП. Для граждан РФ в необходимый комплект документов входят: заявление, документ об уплате госпошлин и копия паспорта. Если сам заявитель подает документы в регистрирующий орган, то он может подтвердить верность копии паспорта, представив паспорт в подлиннике. Его вернут в этот же день вместе с распиской о приеме документов. Во всех прочих случаях Закон № 76-ФЗ требует засвидетельствовать копию в нотариальном порядке.
Если физическое лицо является несовершеннолетним, то к заявлению прилагается нотариально заверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление им предпринимательской деятельности, либо копия свидетельства о заключении им брака, либо копия решения органа опеки и попечительства, либо копия решения суда об объявлении его полностью дееспособным.
Для предпринимателей, зарегистрированных до 01.01.2004 г., установлен годовой переходный период, в течение которого необходимо будет пройти перерегистрацию в налоговых органах. В регистрирующий орган по месту жительства необходимо представить копию паспорта и документ, подтверждающий государственную регистрацию указанного лица в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. Если этого не будет сделано, свидетельство предпринимателя без образования юридического лица утрачивает силу. Впоследствии данный гражданин сможет вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя с уплатой госпошлины. Штрафных санкций за это не предусмотрено. Также перерегистрация осуществляется бесплатно, как и внесение изменения в запись в ЕГРИП9.
С 01.01.2004 г. лица без гражданства, беженцы и иностранные граждане могут стать предпринимателями. Для регистрации в качестве предпринимателя им достаточно иметь временную регистрацию на территории России. Содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведения и документы являются открытыми и общедоступными. Исключение сделано для сведений о паспортных и других персональных данных физических лиц — они могут быть предоставлены только органам государственной власти, государственных внебюджетных фондов в порядке, установленном Правительством РФ. Однако в соответствии с Федеральным законом № 76-ФЗ данное ограничение не скажется на предоставлении сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей. По закону адрес индивидуального предпринимателя можно узнать только на основании запроса, представленного непосредственно в регистрирующий орган физическим лицом, предъявившим документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством РФ. При этом регистрирующий орган обязан по запросу предпринимателя предоставить ему информацию о лицах, получивших сведения о его месте жительства. Регистрация и перерегистрация предпринимателей без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей) производится с присвоением кода основной деятельности. Следует иметь в виду, что отдельными видами деятельности индивидуальный предприниматель может заниматься только на основании лицензии, специального разрешения государственных органов, уполномоченных на ведение лицензирования. Перечень лицензируемых видов деятельности и порядок лицензирования утвержден Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», вступившим в силу 11.02.2002 г.
Индивидуальный