Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:23, курсовая работа
Тема исследования актуальна, т.к. индивидуальное предпринимательство распространено в тех сферах народного хозяйства, где нужно быстро реагировать на изменение спроса, моды, идти на риск; там, где можно использовать отходы и вторсырье, новейшие технологии и идеи. В условиях современной системы российского законодательства данная форма предпринимательства является наиболее эффективной формой ведения малого бизнеса, чему способствуют упрощенность процессов создания и ликвидации бизнеса, более простая система налогообложения, льготное налоговое бремя, упрощенный порядок учета результатов хозяйственной деятельности и представления отчетности.
1) решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля;
2) решение об отказе
в привлечении лица к
3) решение о привлечении
лица к ответственности за
нарушение налогового
Арбитражный суд рассматривает споры о взыскании налоговых санкций с индивидуальных предпринимателей в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ (АПК РФ).
Статья 115 НК РФ регулирует срок давности взыскания налоговых санкций, т.е. срок, в течение которого налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании налоговых санкций. Срок этот не может превышать 6 месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. В случае пропуска указанного срока суд отказывает истцу (налоговому органу) в удовлетворении его требований о взыскании налоговых санкций.
В случаях отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращении, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела. Таким образом, решение об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении индивидуального предпринимателя — налогового правонарушителя не препятствует обращению налогового органа в арбитражный суд с иском о взыскании налоговой санкции в течение шестимесячного срока со дня обнаружения налогового правонарушения или составления соответствующего акта.
Ответственность за налоговые правонарушения является разновидностью юридической ответственности. При этом ответственность в сфере налогообложения не исчерпывается только статьями НК РФ. Нарушение нормативных правовых актов о налогах и сборах при определенных условиях влечет применение мер ответственности, предусмотренных административным и уголовным законодательством.
Следует иметь в виду, что НК РФ установлен специальный порядок привлечения лиц к ответственности за налоговое правонарушение, описание которого приведено выше. Этот порядок значительно отличается от порядка привлечения к административной ответственности.
Так, различаются сроки давности привлечения к ответственности и взыскания санкций, порядок производства по делам о налоговых и административных правонарушениях.
3.2. Административная ответственность индивидуального предпринимателя
Административная
В настоящее время составы административных правонарушений предусмотрены Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Индивидуальный
Нарушения в исчислении и уплате налогов и сборов могут выявить только налоговый инспектор или сотрудники таможни (если предприниматель проводит экспортно-импортные операции). Налагать и взыскивать штрафы с индивидуальных предпринимателей за административные правонарушения в области налогов и сборов могут только мировые судьи. Судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях индивидуальных предпринимателей в области предпринимательской деятельности19.
При обнаружении административного правонарушения налоговый инспектор или таможенник составляет протокол административного правонарушения, в котором указывается, какое именно нарушение допущено, указывается статья КоАП РФ и сумма штрафа.
Протокол должен быть подписан руководителем налоговой инспекции или его заместителем либо начальником таможни, регионального таможенного управления или его заместителем.
В случае, если протокол составлен по факту нарушения порядка работы с денежной наличностью, то сразу же после подписания он вступает в силу. В иных случаях протокол передается мировому судье, который в пятнадцатидневный срок выносит решение, подписывает постановление по делу об административном правонарушении. В течение 3 дней после вынесения постановления копия его вручается под расписку либо высылается по почте индивидуальному предпринимателю.
Задачами производства по делам об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Если до вынесения решения будет признано необходимым провести экспертизу или иные процессуальные действия, то в этом случае руководство налоговой инспекции или таможенного комитета выносит определение о возбуждении дела и проведении административного расследования. Срок расследования не может превышать 1 месяца, в исключительном случае он продлевается руководителем налогового органа еще на 1 месяц.
В случае административного расследования для установления факта просрочки уплаты налогов и сборов при экспортно-импортных операциях срок административного расследования может быть продлен начальником вышестоящего таможенного органа до 6 месяцев.
После завершения административного расследования составляется протокол и на индивидуального предпринимателя налагается штраф либо выносится постановление о прекращении дела по административному правонарушению.
Административное
Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2 месяцев со дня совершения административного правонарушения, однако для административных правонарушений в области налогов и сборов КоАП РФ установлен особый срок давности — 1 год со дня совершения административного правонарушения. Двухмесячный срок исковой давности действует в отношении нарушений порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций.
Срок исковой давности исчисляется с момента совершения административного правонарушения. Однако, если это нарушение совершалось в течение длительного времени, срок исковой давности исчисляется с момента его обнаружения.
Постановление о взыскании штрафа, вынесенное после истечения срока исковой давности, является недействительным, и штраф не подлежит взысканию. Если к моменту истечения срока исковой давности начинается производство по делу об административном правонарушении, то оно должно быть прекращено.
Решение о прекращении производства по делу о налоговом правонарушении в связи с истечением срока давности выносят должностные лица налоговых или таможенных органов, а в случае, когда дело передано в суд, такое решение выносится мировым судьей.
Постановление о взыскании штрафа можно оспорить в суде, если оно было принято мировым судьей; если решение о взыскании штрафа с индивидуального предпринимателя было принято должностным лицом налогового или таможенного органа — в вышестоящий орган либо в районный суд по месту рассмотрения. Жалоба подается в течение 10 дней после получения постановления о взыскании штрафа.
3.3. Уголовная ответственность индивидуального предпринимателя
К сожалению, как правило, налоговое преступление одновременно связано либо с мошенничеством, либо с незаконным предпринимательством, либо с нарушением валютного законодательства, либо с отмыванием денег. И тогда может быть возбуждено уголовное дело по нескольким статьям, одна из которых — статья о неуплате налогов.
Уклонение гражданина от уплаты налогов регламентировано ст. 198 УК РФ. Уклонение организации от уплаты налогов регламентировано ст. 199 УК РФ20.
Статья 198. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или подобные документы заведомо ложных сведений, совершаемое в крупном размере, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
То же деяние, совершенное в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.
Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, совершенное тем же путем, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору и (или) в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Статья 199.1. Неисполнение обязанностей налогового агента наказывается штрафом в размере от ста тысяч рублей до трехсот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
То же деяние, совершенное в особо крупном размере, наказывается штрафом от двухсот тысяч рублей до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до шести лет, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Статья 199.2. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов или сборов в крупном размере, наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч рублей до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Субъективная сторона данных правонарушений характеризуется наличием прямого умысла. Лицо осознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления.
Основанием для возбуждения уголовного дела по указанным статьям являются материалы выездной налоговой проверки, проведенной налоговым органом в соответствии с положениями гл. 14 НК РФ, или материал проверки налогоплательщика. Если в ходе налоговой проверки налоговые органы установят, что налогоплательщик уклонился от уплаты налогов и (или) сборов за соответствующий налоговый период в пределах трех календарных (финансовых) лет подряд, предшествовавших году проведения проверки, этот налоговый период и будет положен в основу установления того, было совершено уклонение от уплаты налогов и (или) сборов в крупном размере или нет. Второй этап определения уклонения от уплаты налогов и (или) сборов в крупном размере — это установление того, составляет ли подлежащая уплате (но не уплаченная в целом) сумма налогов более 100 000 руб. для физического лица, более 500 000 руб. — для организации.