Президента Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Институт президентской власти в России имеет сравнительно короткую историю. За последние несколько лет данный институт приобрел очень большое значение. Это связано не только с особым правовым положением, которое он занимает. Институт президента в современной России является одним из ключевых в системе органов государственной власти. Его рациональное устройство и функционирование – важное условие обеспечения конституционализма в государстве.

Содержание работы

Введение 3
1 Правовое положение Президента Российской Федерации 5
1.1 Становление института Президента в РФ 5
2 Полномочия Президента Российской Федерации 10
2.1 Компетенция Президента РФ 12
Заключение 21
Глоссарий 23
Список использованных источников 25
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая КПРФ.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

     В Российской Федерации институт президентства был учрежден по результатам всенародного голосования, проведенного 17 марта 1991 г. Статус Президента определялся Законом «О президентстве в РСФСР» от 24 апреля 1991 года № 1098-1, основные положения которого затем были включены в текст Конституции РФ 1993 года.10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2 Полномочия Президента Российской Федерации

 

     Президент как глава Российского государства  взаимодействует со всеми ветвями  власти.

     Президент, взаимодействуя с Федеральным Собранием:

     - обладает правом вето на законы принятые Федеральным Собранием;

     - обращается к Федеральному Собранию  с ежегодными посланиями  о  положении в стране, об основных  направлениях  внутренней и внешней  политики государства; 

     - вводит на территории Российской  Федерации или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

     - вводит на территории Российской  Федерации или в отдельных  её местностях чрезвычайное положение  с незамедлительным сообщением  об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

     - назначает и отзывает после  консультаций с соответствующими  комитетами и комиссиями  палат  Федерального Собрания дипломатических  представителей Российской федерации  в иностранных государствах и  международных организациях.

     Президент, взаимодействуя с Государственной  Думой:

     - назначает с согласия Государственной  Думы  Председателя Правительства  РФ;

     - представляет Государственной Думе  кандидатуру для назначения на  должность Председателя Центрального  банка;

     - ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка;

     - назначает выборы  Государственной  Думы и распускает Государственную  Думу;

     - вносит законопроекты в Государственную  Думу;

     - вправе отклонить федеральный  закон и возвратить его в Государственную Думу на новое рассмотрение;

     Президент, взаимодействуя с Советом Федерации:

     - представляет Совету Федерации  кандидатуры для назначения на  должности  судей Конституционного  Суда, Верховного Суда, высшего арбитражного  Суда; а также кандидатуру Генерального прокурора РФ;

     - вносит в Совет Федерации предложение  об освобождении от должности  Генерального Прокурора.

     Президент взаимодействуя с Правительством РФ:

     - принимает решение об отставке  Правительства;

     - по предложению председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства  и федеральных министров;

     - имеет право отменять постановления  Правительства.

     Глядя на полномочия Президента РФ во взаимоотношениях с Правительством РФ  очень трудно разграничить полномочия между ними. Президент стал главным действующим лицом на политической сцене, а Правительство, хотя и декларировалось самостоятельным конституционным органом, осуществляющим исполнительную власть, превратилось в исполнителя президентских  указаний, полностью зависимого в своей деятельности от усмотрения Президента. В частности, многие экономические и политические преобразования прошли под знаком президентского правотворчества. Президент должен осуществлять свои функции через Правительство, а не за него. «Имеет место дублирование в работе Президента и Правительства».11

     Президент во взаимодействии с судебной властью:

     - представляет Совету Федерации  для назначения на должность  судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

     - самостоятельно назначает судей  других федеральных судов;

     - вправе обращаться с запросом  в Конституционный Суд РФ.

     Президент наделен правом принимать меры, влекущие за собой роспуск представительных органов и отрешение от должности высших должностных лиц субъектов РФ и глав местного самоуправления.

     В свою очередь, специфика судебной власти позволяет судам оказывать заметное влияние на издание и действие актов Президента. Это выражается в том, что акты, издаваемые Президентом  РФ, являются объектом судебного контроля.   

     2.1 Компетенция Президента РФ 

     Компетенция Президента РФ складывается из функций  и полномочий, которыми он наделяется как глава государства.

     Под функциями Президента РФ понимаются основные направления деятельности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Функции Президента РФ конкретизируются в его полномочиях. Полномочия представляют собой совокупность предоставленных Президенту РФ прав и обязанностей, которые необходимы ему для выполнения возложенных функций.

     Под функциями Президента РФ понимаются направления его деятельности. Основные функции Президента РФ как главы  государства определены в ст. 80 Конституции  РФ:

     1) Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;

     2) Президент РФ в установленном  Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности;

     3) Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

     4) Президент РФ в соответствии  с Конституцией РФ и федеральным  законами определяет основные  направления внутренней и внешней  политики государства;

     5) Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри стран и в международных отношениях.

     Круг  предоставленных Президенту полномочий очень широк. Их можно классифицировать по направлениям деятельности, а также  по сферам взаимодействия Президента РФ с органами различных ветвей государственной власти.

     Но  в Конституции некоторые функции  и полномочия Президента сформулированы в слишком общей форме, например, как «определение основных направлений внутренней и внешней политики государства». В результате в Основном законе страны не нашли своего должного закрепления функции и полномочия Президента России в осуществлении таких важных внутренних функций российского государства, как:

     - экономическая, которая отражает  степень участия государства  в управлении экономикой страны;

     - социальная функция государства, которая призвана обеспечивать все права, предусмотренные ст. 25 Всеобщей декларации прав человека;

     - функция развития научно-технического прогресса и культуры, способная обеспечить развитие высоких технологии, а также духовных сфер общества;

     - экологическая функция, направленная на сохранение природной среды, рациональное использование и воспроизводство ее ресурсов, улучшение среды обитания человека.

     Действующая Конституция закрепляет явно недостаточно полномочий за Президентом России в отношениях с субъектами РФ. Обращая внимание на эту особенность, М.В. Баглай пишет: «Полномочия Президента как главы федеративного государства прописаны в Конституции РФ очень скромно, они скорее вытекают из его основных функций как гаранта Конституции»12.

     Недостаточная правовая регламентация функций  и особенно полномочий Президента по их реализации, а также неполная исследованность данной проблематики создают определенные сложности в классификации полномочий и раскрытии их содержания.

     Между тем, целый ряд полномочий, например, при чрезвычайном положении, в области внешней политики и т.д., Президент реализует не непосредственно, а через другие государственные органы, относящиеся к законодательной или исполнительной ветвям власти.

     Поэтому при изложении полномочий Президента РФ следует исходить не из одного, а двух критериев их классификации:

     а) по направлениям деятельности;

     б) по сферам взаимодействия Президента РФ с государственными органами всех ветвей государственной власти;

     Президент РФ  - гарант конституции

     Особое  место Президента как главы государства  подчеркивается его функцией гаранта  Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции).

     Для Президента обеспечение выполнения Конституции как направление деятельности имеет приоритетное значение. Главное назначение Президента как гаранта Конституции – принимать все необходимые меры по обеспечению защиты конституционных прав граждан, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Деятельность Президента нацелена на создание необходимых условий для упрочения конституционного строя, незамедлительного устранения нарушений Конституции.

     Активное  использование Президентом своих  полномочий и дозволенных законом средств политического, правового и общественного воздействия в этом направлении является главной гарантией действия Конституции.

     Будучи  главой государства, Президент представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Именно в этом качестве Президент обеспечивает устойчивость и преемственность механизма государственной власти, координацию и взаимодействие всех органов государственной власти. Президент «призван цементировать государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти»13. Как глава государства Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики, имеющее значение не только для исполнительной власти, но и для органов, представляющих другие ветви власти.

     Обеспечение Президентом РФ согласованного функционирования всех органов государственной власти.

     Сложной и ответственной является функция  Президента РФ  по обеспечению согласованной  деятельности органов государственной  власти.

     Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов государственной власти Федерации и субъектов РФ и между различными субъектами РФ14.

     Законодатель  не перечисляет все случаи, при  которых Президент РФ  может использовать согласительные процедуры. Но в некоторых законах  прямо предусматривается использование Президентом России согласительных процедур. Такое указание, например, имеется в Федеральном законе  «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»» от 6 октября 1999 г. В нем говорится, что Президент РФ вправе обращаться в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ с представлением о приведении в соответствие с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации или иного нормативного правового акта законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Но в случае возникновения разногласий Президент РФ использует согласительные процедуры для их разрешения.

     Законодатель  не перечисляет все случаи, при  которых Президент РФ  может использовать согласительные процедуры. Но в некоторых законах  прямо предусматривается использование Президентом России согласительных процедур. Такое указание, например, имеется в Федеральном законе  «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»» от 6 октября 1999 г. В нем говорится, что Президент РФ вправе обращаться в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ с представлением о приведении в соответствие с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации или иного нормативного правового акта законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Но в случае возникновения разногласий Президент РФ использует согласительные процедуры для их разрешения.

Информация о работе Президента Российской Федерации