Президента Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Институт президентской власти в России имеет сравнительно короткую историю. За последние несколько лет данный институт приобрел очень большое значение. Это связано не только с особым правовым положением, которое он занимает. Институт президента в современной России является одним из ключевых в системе органов государственной власти. Его рациональное устройство и функционирование – важное условие обеспечения конституционализма в государстве.

Содержание работы

Введение 3
1 Правовое положение Президента Российской Федерации 5
1.1 Становление института Президента в РФ 5
2 Полномочия Президента Российской Федерации 10
2.1 Компетенция Президента РФ 12
Заключение 21
Глоссарий 23
Список использованных источников 25
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая КПРФ.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

     Полномочия  Президента РФ по формированию  государственных  органов

     Полномочия  Президента по формированию органов  государственной власти регулируются в двух основных формах:

     а) Президент в пределах своей компетенции  создает новые или упраздняет уже имеющиеся органы государственной власти

     б) Президент в пределах своей компетенции  назначает или участвует в назначении, а также освобождает или участвует в освобождении соответствующих должностных лиц.

     Основные  полномочия Президента РФ в области  кадровой политики закреплены в ст. 83 Конституции РФ. Президент с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства РФ.

     Президент назначает на должность и освобождает  от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных  министров (ст. 83). Условием реализации этого правомочия является то, что  указанное назначение на должности и освобождение от них производится по предложению Председателя Правительства.

     Президент в соответствии с п. «е» ст. 83 Конституции  РФ представляет Совету Федерации кандидатуры  для назначения на должности судей  Конституционного, Верховного, Высшего  Арбитражного Судов РФ и кандидатуру Генерального прокурора РФ, вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ. Что же касается судей других федеральных судов, то они назначаются непосредственно Президентом.

     Президент назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил России, так как Президент по должности является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

     Президент РФ формирует и возглавляет Совет  Безопасности Российской Федерации; формирует Администрацию Президента Российской Федерации; назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации.

     Полномочия  Президента  в  области обороны  страны и обеспечения  её безопасности.

     Организация обороны страны, обеспечение ее безопасности – одна из главных функций главы государства.

     Здесь Президент не только принимает конкретные, оперативные меры и обеспечивает согласованное функционирование всех органов. Его прямая обязанность, и об этом, произнося присягу, Президент клянется «защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства» (ч. 1 ст. 82 Конституции РФ). Присяга – это не символический акт вступления в должность. Во многих странах нарушение Президентом присяги народу может повлечь ответственность в виде отрешения от должности15.

     Президент является Верховным Главнокомандующим  Вооруженными Силами Российской Федерации (ст. 87 Конституции). Согласно Закону об обороне он утверждает концепцию  и планы строительства Вооруженных  Сил, мобилизационные планы экономики, а также планы подготовки и накопления мобилизационных резервов и оперативного оборудования.

     Полномочия  Президента РФ  в  области  внешней  политики.

         В соответствии с Конституцией РФ Президент  России определяет основные направления внешней политики государства (ст. 80), а также осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации (ст. 86). Таким образом, Президент РФ выступает ключевой фигурой в решении внешнеполитических вопросов Российской Федерации.

     Осуществляя внешнеполитический курс, Президент устанавливает прямые контакты с главами других государств (путем государственных визитов в зарубежные страны, приема глав зарубежных государств в своей стране, переговоров с ними, определения взаимных интересов, установления сотрудничества, посещения международных организаций).

     Руководство Президента внешней политикой в  значительной степени проводится через  Министерство иностранных дел, которое  подведомственно Президенту по вопросам, закрепленным за Президентом Конституцией и законодательными актами Российской Федерации.

     Иные  полномочия Президента РФ

     Кроме упомянутых выше, Президент РФ наделен также некоторыми иными полномочиями.

       По Конституции РФ (п. «в» ст. 84) Президенту РФ предоставлено  право назначения всероссийского референдума. При этом следует обратить внимание, что Президент, обладая правом назначения всероссийского референдума, сам не отнесен законом к числу субъектов, которые могут инициировать референдум. Инициатива проведения референдума в РФ принадлежит: а) не менее чем двум миллионам граждан, имеющих право на участие в референдуме; б) Конституционному Собранию в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135 Конституции РФ. Таким образом, Президент имеет право назначить референдум, но не инициировать его.

     К полномочиям Президента РФ Конституцией отнесено решение вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища. Порядок предоставления Президентом России политического убежища урегулирован ст. 63 Конституции, на основании данной статьи Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

     Не  допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Право убежища не распространяется на лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также осужденных за совершение преступления. Их выдача осуществляется на основе федерального закона или международного договора.

     Вопросы учреждения наград и награждения ими регламентируются актами Президента РФ. Указом Президента от 2 марта 1994 г. (в редакции от 25 ноября 2003г.) Государственными наградами Российской Федерации являются: звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации; почетные звания Российской Федерации.

     В целях совершенствования системы  государственных наград Российской Федерации Президент Российской Федерации 8 августа 2000 г. издал Указ «Об утверждении Статуса Ордена Святого Георгия, Положения о знаке отличия – Георгиевском Кресте и их описаний».

     Таким образом, Президент издает указы  об учреждении государственных наград; о награждении ими; вручает награды; имеет в составе Администрации Президента Управление по государственным наградам. Государственных наград могут быть удостоены граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.16

     Между тем государственные награды  и почетные звания находятся в  ведении Российской Федерации (п. «с»  ст. 71 Конституции), и по этим вопросам должны приниматься федеральные законы. Президент только награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания.

     Президент наделен правом помилования. Помилование – это акт верховной власти, который полностью или частично освобождает осужденного от наказания либо заменяет назначенное ему судом наказание более мягким. Актом помилования может также сниматься судимость с лиц, отбывших наказание. Акты помилования носят всегда персональный характер, т. е. они принимаются в отношении конкретного лица или нескольких определенных лиц.

     Заключение

     Россия, как государство формировалось  на протяжении столетий. Роль главы  государства была всегда очень высокой. Многие преобразования, как позитивные, так и негативные, происходили  в результате личных распоряжений глав государства.

     Роль  нынешнего главы Российского  государства – Президента РФ –  также имеет огромное значение в  новейшей истории России. Этому способствует наделение Президента РФ широкими полномочиями, основанными на мировом опыте демократических стран и закрепленными волей народа.

     Согласно  ст.10 Конституции «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». На основе ст.11 Конституции Президент РФ приравнивается к субъектам государственной власти РФ. Но не присоединяется к какой-либо конкретной ветви государственной власти, а остается самостоятельным. Это создано для возможности, обеспечивать согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Идет развитие и становления  института президентства.

     На  основе данного исследования видно, что происходит усиление фигуры Президента РФ. Есть разные мнения:

     а) сторонники президентской формы  правления, установленной федеральной Конституцией, в фигуре Президента видят широкие возможности обеспечения единства государственной власти. Концентрация значительных полномочий у главы государства обосновывается объективной необходимостью в условиях становления гражданского общества. Это обстоятельство оправдывает, по их мнению, то, что усиливается Президент, если  содержание полномочий  не противоречит основам конституционного строя.

    б) некоторые утверждают, что Конституция  РФ установила своего рода «президентское всевластие», а поэтому отступила  от требования доктрины разделения властей. Они делают выводы о необходимости внесения поправок в Конституцию для установления равновесии властей и предупреждения возможности  перехода власти Президента к  тирании.

     В дальнейшем необходимо развивать правовой статус Президента РФ для укрепления стабильности в стране. Также необходимо развивать правовое положение лиц, ушедших в отставку с поста Президента РФ. Это придаст уверенность в своем будущем лиц, стоящих во главе России, а также завоюет уважение к нашей стране у иностранцев.

    С учетом всего вышеизложенного, мы в полной мере убедились, что от главы государства зависит очень многое, и то, как он поведет дальнейшую политику, во многом предопределит состояние страны в целом. Вследствие этого я согласна с мнениями некоторых исследователей о необходимости принятия федерального закона, где были бы конкретно сформулированы обязанности Президента, его полномочия, санкции за конкретные конституционные деликты, механизм привлечения Президента к ответственности. 

     Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
     1 Конституция      основной закон страны, нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности.
2 Президент РФ      высшая государственная должность Российской ФедерацииПрезидент России является главой государства, не относящимся, по мнению ряда исследователей, ни к одной из ветвей власти,[1][2]; также является гарантом конституцииРоссии, прав и свобод человека и гражданина в России; Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации
3 Государство      особая форма организации общества действующая на ограниченной территории. Государство обладает определёнными средствами и методами применения властивнутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между членами общества, и вовлекает в свою деятельность всё население на установленной и экспансируемойтерриториях. 
4 Федеральное Собрание особая форма организации общества действующая на ограниченной территории. Государство обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между членами общества, и вовлекает в свою деятельность всё население на установленной и 

экспонируемой территориях. 

5 Администрация Президента РФ государственный орган, обеспечивающий деятельность президента России.
6 Правительство высший коллегиальный исполнительный орган государства, осуществляющий руководство государственным управлением.
7 Республика форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или государственными органами) на определённый срок.
8 Государственный аппарат система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов.
9 Высшее должностное  лицо субъекта РФ должностное лицо, представляющее субъект Российской Федерации и возглавляющее его исполнительную ветвь власти (высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации).
10 Выборы демократическая процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (государства, организации). Выборы осуществляются путём голосования (тайного, открытого), проводимого в соответствии с регламентом выборов.

Информация о работе Президента Российской Федерации