Приемная семья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:47, контрольная работа

Описание работы

Проблема защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сегодня не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую остроту. В России существует феномен социального сиротства. 90% детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, - социальные сироты, т.е. дети-сироты при живых родителях.
Сложившийся институт домов-интернатов показал, что их воспитанники не получают тех необходимых бытовых знаний, которым обычные дети обучаются в семье. Нередко дома-интернаты выпускают подростков совершенно не подготовленных к жизни в обществе, к жизни в семье. Многие из них, в итоге, оказываются на улице и представляют собой благодатную почву для влияния криминогенной среды.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
1. Понятие приемной семьи и порядок ее организации......................................4
2. Некоторые проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей........................................................8
Заключение............................................................................................................12
Список литературы...............................................................................................14

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Приемная семья.docx

— 33.89 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт экономики, управления и права

Кафедра предпринимательского права

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Семейное право

на тему: Приемная семья

 

 

                          Выполнила: студентка  группы ЮБ-400/1

                                        по направлению   030500.62 – «Юриспруденция»

                                            Н.А.Харитонова

 

                Проверила: О.Е.Пазина                                      

 

 

 

 

Нижний Новгород

2012 г.

 

Оглавление 

 Введение...................................................................................................................3

1. Понятие приемной семьи и порядок ее организации......................................4

2. Некоторые проблемы  приемной семьи как формы семейного  воспитания детей, оставшихся  без попечения родителей........................................................8

Заключение............................................................................................................12

Список литературы...............................................................................................14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Проблема защиты прав и  интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сегодня не только не утратила своей  актуальности, но и приобрела особую остроту. В России существует феномен  социального сиротства. 90% детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, - социальные сироты, т.е. дети-сироты при  живых родителях.

Сложившийся институт домов-интернатов показал, что их воспитанники не получают тех необходимых бытовых знаний, которым обычные дети обучаются  в семье. Нередко дома-интернаты  выпускают подростков совершенно не подготовленных к жизни в обществе, к жизни в семье. Многие из них, в итоге, оказываются на улице  и представляют собой благодатную  почву для влияния криминогенной  среды.

 Конвенция ООН о  правах ребенка, ст. 54 СК РФ  закрепляют за каждым ребенком  неотъемлемое право жить и  воспитываться в семье. Государство  обязано обеспечивать социальную  защиту ребенка, лишенного семейной  среды, предлагая альтернативу  в выборе для него вида семейной  заботы. В разд. VI СК РФ предусмотрены  три формы семейного воспитания  таких детей: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная  семья. Некоторые субъекты Российской  Федерации воспользовались предоставленным  им правом и предусмотрели  возможность передачи таких детей  в патронатные семьи. 

 Приоритетной формой  семейного воспитания детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, бесспорно, является  усыновление (удочерение) ребенка.  Мало того, усыновление (удочерение) является индивидуальной формой  семейного воспитания и носит  бессрочный характер. Причем такое  устройство предполагает возникновение  длительных, более того, пожизненных  отношений ребенка с посторонними  людьми.

И наконец, усыновление (удочерение) - это «такая форма воспитания детей  в семье усыновителя, при которой  обеспечиваются условия жизни, равные с условиями жизни родных детей».

1. Понятие приемной  семьи и порядок ее организации

Приемная семья - форма  устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью  между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами  или отдельными гражданами, желающими  взять детей на воспитание в семью) (Семейный кодекс РФ, Раздел IV, глава 11, статья 54, Раздел VI, глава 21, статьи со 151 по 155); (Федеральный закон № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ).

  Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья приемной семьей.

  На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставшиеся без попечения родителей[1, с. 11]:

- дети-сироты;

- дети, родители которых  неизвестны;

- дети, родители, которых  лишены родительских прав, ограничены  в родительских правах, признаны  в судебном порядке недееспособными,  безвестно отсутствующими, осуждены;

- дети, родители которых  по состоянию здоровья не могут  лично осуществлять их воспитание  и содержание;

- дети, оставшиеся без  попечения родителей, находящиеся  в воспитательных, лечебно-профилактических  учреждениях, учреждениях социальной  защиты населения или других  аналогичных учреждениях. 

  Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

- лиц, признанных судом  недееспособными или ограниченно  дееспособными; 

- лиц, лишенных по суду  родительских прав или ограниченных  судом в родительских правах;

- отстраненных от обязанностей  опекуна (попечителя) за ненадлежащее  выполнение возложенных на него  законом обязанностей;

- бывших усыновителей, если  усыновление отменено по их  вине;

- лиц, имеющих заболевания,  при наличии которых нельзя  взять ребенка (детей) в приемную  семью. 

 Опекун (попечитель), приемные  родители ребенка имеет право  и обязаны[1, с. 17]:

- воспитывать ребенка,  находящегося под опекой (попечительством);

- заботиться о его  здоровье, физическом, психическом,  духовном и нравственном развитии;

- вправе самостоятельно  определять способы воспитания  ребенка, с учетом мнения ребенка  и рекомендаций органа опеки  и попечительства, а также при  соблюдении требований, предусмотренных  Семейным Кодексом.

  Они являются законными представителями приемного ребенка (ребенка находящегося под опекой (попечительством)) защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных полномочий. Их права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка (детей).

  Опекуны и попечители, приемные родители вправе помещать детей в образовательные учреждения на общих основаниях.

  Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.

  Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Договор о передаче ребенка (детей) заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями по форме. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

  Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями. К заявлению прилагаются следующие документы:

- Справка с места работы  с указанием должности и размера  заработной платы либо копия  декларации о доходах, заверенная  в установленном порядке; 

- Характеристика с места  работы;

- Автобиография; 

 - Документ, подтверждающий наличие жилья у лица (лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (копия финансово-лицевого счета с места жительства и выписка из домовой книги (поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение);

- Копия свидетельства  о заключении брака (если состоят  в браке);

- Медицинская справка  лечебно-профилактического учреждения  о состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять ребенка на  воспитание в приемную семью.

  Лицо, обращающиеся по вопросу получения заключения о возможности быть приемным родителем, должно предъявить паспорт, а в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации, другой заменяющий документ. Для подготовки заключения о возможности быть приемными родителями орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (под опеку или попечительство).

  На основании заявления и акта обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (под опеку или попечительство), орган опеки и попечительства в течение 20 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности стать приемными родителями.

  Безусловно, при подготовке заключения орган опеки и попечительства принимает во внимание личные качества людей, желающих взять на воспитание ребенка в семью их способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающих совместно с ними.

  В случаях если лицо (лица) изъявляет желание взять на воспитание ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка- инвалида, то необходимо, чтобы у приемных родителей (опекуна или попечителя) было наличие необходимых условий для этого.

  При передаче ребенка в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка. Передача ребенка в приемную семью, достигшего возраста 10 лет осуществляется только с его согласия.

2. Некоторые проблемы  приемной семьи как формы семейного  воспитания детей, оставшихся  без попечения родителей 

  К сожалению, не все нуждающиеся дети могут быть усыновлены (удочерены). Практика показывает, что больше шансов на усыновление (удочерение) у здоровых детей раннего возраста. Больные дети и дети, перешагнувшие порог младенческого возраста, остаются невостребованными и продолжают жить в детских домах либо усыновляются иностранными гражданами и навсегда покидают Россию. Иные индивидуальные формы семейного воспитания - опека (попечительство), приемная и патронатная семья - носят срочный характер и являются временным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью[2, с. 24].

  Приемная семья является возрожденной формой семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Она обеспечивает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, их право на семейное воспитание. Но законодательное оформление приемная семья получила только в связи с принятием Семейного кодекса РФ.

Приемными родителями на практике чаще всего выступают супруги, имеющие  своих детей. Поэтому приемные дети с первых минут проживания в приемной семье на примере приемных родителей  и их детей учатся строить свои взаимоотношения как со взрослыми, так и с другими детьми. Они сразу же ощущают семейное тепло и уют. А для обездоленного ребенка чрезвычайно важно иметь близких, которых он может называть мамой и папой, братом и сестрой. Ребенку необходимо слышать такое обращение к себе, как «сынок» или «доченька». При таком обращении и проявлении иных знаков внимания и любви «замерзшая» от невзгод душа ребенка наполняется теплом и нежностью, что так важно для его физического и душевного здоровья, а также для всей его последующей жизни[3, с. 37].

  В приемную семью можно передавать сразу несколько детей. Это могут быть как родные братья и сестры, так и чужие друг другу дети, которые в приемной семье становятся родными. Проживая в семье, дети быстрее развиваются и обучаются. Быстрее исчезают имеющиеся недостатки в их развитии. Они учатся проявлять заботу друг о друге и помогать друг другу. Подобные качества во многих случаях отсутствуют у ребенка, воспитывающегося в родной семье, но не имеющего братьев или сестер. Такие качества очень важны в жизни ребенка. И для каждого человека, особенно для несовершеннолетнего, важно иметь свой дом, где его любят и всегда ждут. Каждый ребенок хочет жить в таких условиях, в которых живет большинство его сверстников.

  Свой дом и нормальные условия жизни для ребенка могут создать приемные родители. В приемной семье ребенок получает обычное семейное воспитание и содержание. Ребенок проживает в такой семье, как правило, до совершеннолетия. Приемная семья дает возможность максимально приблизить воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к реальной жизни. Она формирует у детей навыки преодоления трудных жизненных ситуаций, психологическую защиту и правильное поведение при стрессах, а также морально-этическую установку на создание собственной стабильной семьи, что важно и для некоторых взрослых граждан, прежде всего для тех, кто видит в воспитании детей свое призвание, кто небезразличен к судьбе обездоленных детей и считает, что у него хватит сил, умения и опыта воспитывать чужих детей. Для некоторых граждан воспитание чужих детей может стать профессией, основной работой и заботой. Ведь граждане, взявшие в семью приемных детей, получают за свой труд заработную плату, которая может быть единственным источником их существования.

Информация о работе Приемная семья