Принцип обратной силы закона в законодательстве Российской Федерации. Его сравнительный анализ в различных отраслях российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 07:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятий принципа обратной силы закона, правового закрепления указанного принципа, а также сравнительный анализ принципа обратной силы закона в различных отраслях российского законодательства. Перед автором курсовой работы ставятся определенные задачи. Во-первых, дать понятие принципу обратной силы закона. Во-вторых, определить правовое закрепления принципа обратной силы закона в Конституции Российской Федерации. В-третьих, определить основные особенности принципа обратной силы в различных отраслях права и выполнить сравнительный анализ между ними.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ………………………………………………………….5
1.1 ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПА ОБРАТНОЙ СИЛЫ ЗАКОНА……………5
1.2 ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРИНЦИПА ОБРАТНОЙ СИЛЫ ЗАКОНА В КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………7
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИНЦИПА ОБРАТНОЙ СИЛЫ ЗАКОНА В ГРАЖДАНСКОМ И УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………….10
2.1 ОСОБЕННОСТИ ПРИНЦИПА РЕТРОСПЕКТИВЫ ЗАКОНА В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОСИИ……………10
2.2 СПЕЦИФИКА ПРИНЦИПА ОБРАТНОЙ СИЛЫ ЗАКОНА В ГРАЖДАНСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ…………………13
2.3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИНЦИПА РЕТРОСПЕКТИВЫ В ГРАЖДАНСКОМ И УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..20

Файлы: 1 файл

Лодоев курсовая.docx

— 44.09 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Кузбасский институт

Федеральной службы исполнения наказаний»

 

 

 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

Курсовая работа

по дисциплине: КОНСТИТУЦИОННОЕ  ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Тема: ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СИЛЫ ЗАКОНА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЕГО СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ В РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ РОССИЙСКОГО ПРАВА

 

 

 

Выполнил: Лодоев М. Г.

2 курс 4 взвод

 

Научный руководитель:

Витовская Е.С.

Дата защиты: «      »                2013 г.

Оценка:                                _

 

Новокузнецк, 2013г. 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ………………………………………………………….5

1.1 ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПА ОБРАТНОЙ СИЛЫ ЗАКОНА……………5

1.2 ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ  ПРИНЦИПА ОБРАТНОЙ СИЛЫ ЗАКОНА  В КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………...7

ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИНЦИПА ОБРАТНОЙ СИЛЫ ЗАКОНА В ГРАЖДАНСКОМ  И УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………….10

2.1 ОСОБЕННОСТИ ПРИНЦИПА  РЕТРОСПЕКТИВЫ ЗАКОНА В УГОЛОВНОМ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОСИИ……………………………10

2.2 СПЕЦИФИКА ПРИНЦИПА  ОБРАТНОЙ СИЛЫ ЗАКОНА В ГРАЖДАНСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ………………………..13

2.3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ  ПРИНЦИПА РЕТРОСПЕКТИВЫ В ГРАЖДАНСКОМ  И УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………….16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….18

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..20 

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая курсовая работа посвящена рассмотрению особенностей принципа обратной силы закона в законодательстве Российской Федерации. Необходимость рассмотрения данного вопроса вызвана динамичным развитием норм права российского законодательства.

В настоящее время, исходя из политических взглядов общества, экономического состояния населения принимается  большое количество нормативно-правовых актов различных отраслей права. Также, в связи с бурным развитием постиндустриального общества возникают новые общественные отношения. Именно указанные причины являются основанием вопроса, какими нормами права регулировать вновь возникшие общественные отношения.

Актуальность данной темы заключена в необходимости рассмотрения  вопроса правового закрепления принципа ретроспективы в нормативно-правовых актах Российской Федерации для более полного усвоения оснований применения или не применения данного принципа правоприменителем.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятий принципа обратной силы закона, правового закрепления указанного принципа, а также сравнительный анализ принципа обратной силы закона в различных отраслях российского законодательства.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения в  сфере правоприменения.

Предметом курсовой работы являются основания применения правоприменителем принципа обратной силы закона в различных отраслях российского права.

Перед автором курсовой работы ставятся определенные задачи. Во-первых, дать понятие принципу обратной силы закона. Во-вторых, определить правовое закрепления принципа обратной силы закона в Конституции Российской Федерации. В-третьих, определить основные особенности принципа обратной силы в различных отраслях права и выполнить сравнительный анализ между ними.

Методами, использованной в  курсовой работе, являются метод индукции, дедукции, синтеза и анализа, а  также системно-структурный метод.

Данная курсовая работа состоит  из двух глав. Первая глава содержит два параграфа, вторая глава –  три.

 

 

ГЛАВА 1. ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

    1. ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПА ОБРАТНОЙ СИЛЫ ЗАКОНА

Обратная сила закона –  дефиниция, которая не имеет конкретного  определения. Различные научные деятели по–разному определяют данную категорию. Так, например, Т. Н. Радько определяет обратную силу закона как такое действие закона во времени, при котором он распространяется на случаи, имевшие место до вступления его в законную силу1. На взгляд автора курсовой работы, данное определение является наиболее полным и исчерпывающим.

Исходя из определения, которое  упомянуто выше, можно определить некоторые положения, конкретизирующие и поясняющие принцип «обратная сила закона».

 Таким образом, при  нарушении общественных отношений,  не регулируемых ни одним нормативно-правовым  актом, человек, совершивший нарушение, не будет привлечен к правовой ответственности после того, как вступит в силу закон, регулирующий установленные общественные отношения.

В Конституции Российской  Федерации данный принцип закреплен в статье 54, которая гласит, что человек не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением2. Исходя из положений данной статьи, необходимо отметить то, что в российском законодательстве принцип обратной силы закона запрещен Конституцией РФ. Но не следует забывать о второй части статьи Конституции РФ, которая гласит, что новый закон каким-либо образом смягчающий или устраняющий ответственность за совершенное правонарушение, имеет обратную силу3.

Этот факт, по мнению автора курсовой работы, вызван в связи  с процессом гуманизации российского законодательства, так как в данном положении прослеживаются признаки такой гуманизации, выражающиеся в смягчении ответственности лица.

Подводя итог данному параграфу, необходимо отметить то, что различные  авторы по-разному определяют принцип  обратной силы закона. По этой причины  конкретного определения данного  принципа не существует.

 

1.2 ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРИНЦИПА ОБРАТНОЙ СИЛЫ ЗАКОНА В КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Как было указано в предыдущем параграфе, принцип ретроспективы закона нашел свое отражение в Конституции Российской Федерации. Это означает что Конституция Российской Федерации, будучи основным  законом России закрепляет данный принцип для различных отраслей права.

По общему правилу для  всех отраслей права принципу закон  действует в отношении будущего, то есть с момента вступления его  в силу. Но законодатель вправе решать вопрос о времени  принятии закона.

Например, законодатель может принять решение об отложенном времени вступления закона, либо напротив, принять решение об его распространении на ранее существовавшие общественные отношения, что должен предусматривать вводимы в силу закон. Указанное правомочие законодателя является в полной мере правовым, так как статья 54 Конституции Российской Федерации предусматривает действие принципа ретроспективы закона только в том случае,  если вводимый в действие закон устраняет или смягчает  ответственность лица за совершимое деяние1

Что стоит понимать под  смягчением или отягощением положения  человека? Для решения возникшего вопроса необходимо учитывать тот  факт, что принцип ретроспективы  закона применим во многих отраслях российского  права. Указанный факт имеет особенность  в том, что в различных отраслях права понятие отягощения или  смягчения ответственности имеет  различное содержание.

Так, например, в уголовном законодательстве смягчающие признаки имеет закон, который устраняет оценку отдельных признаков деяния как квалифицирующих, расширяет перечень смягчающих обстоятельств, исключает отягощающие обстоятельства, устанавливает более низкий максимальный или минимальный предел какого-либо наказания1.

Лицо, положение которого улучшается  введением в силу нового закона, если это предусмотрено  соответствующим законодательством отрасли, должно походатайствовать о применении данного закона. Если, по каким-либо причинам указанное лицо не походатайствовало, требование о инициации судом применении закона должны выполнять органы, на которые возложены прерогативы защиты прав и свобод человека и гражданина, а также лиц, находящихся в местах лишения свободы по приговору суда. Таковыми органами являются прокуратура Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний.

Следующей нормой Конституции  Российской Федерации, содержащей отражение  ретроспективы закона, является статья 57 Конституции Российской Федерации, гласящая, что законы, устанавливающие  новые законы или ухудшающие положение  налогоплательщиков, обратной силы не имеют2.

Это означает, что распространение  закона, предшествующим принятию закона отношениям, означает нарушение статьи 57 Конституции Российской Федерации. Из этого положение следует то, что законы не могут вступать в  силу с момента его официального опубликования, а также отсутствие даты вступления закона в силу. Именно по этой причине Налоговый кодекс устанавливает общие правила вступления в силу закона, устанавливающего налогооблажения. Так, акты законодательства о налогах вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу3.

Данная статья не упоминает  о запрете применения принципа ретроспективы  закона, улучшающего положение налогоплательщиков.  А следовательно, применения обратной силы закона улучшающего положение  граждан допускается.

К ухудшающим положение налогоплательщиков обстоятельствам относятся: расширение круга налогоплательщиков, повышение налоговой ставки, изменение порядка уплаты налога, создающие обременения для налогоплательщиков и прочие1.

Подводя итог данному параграфу, считается необходимым отметить, что в Конституции Российской Федерации закреплен принцип  обратной силы закона, а именно в  статьях 54 и 57. Также необходимо отметить то, что указанные статьи допускают  применение принципа ретроспективы  закона только в случаях, если вводимый в силу закон смягчает ответственность  за совершение правонарушения, которое  регулирует данный закон.

 

ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ  АНАЛИЗ ПРИНЦИПА ОБРАТНОЙ СИЛЫ ЗАКОНА В ГРАЖДАНСКОМ И УГОЛОВНОМ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 ОСОБЕННОСТИ  ПРИНЦИПА РЕТРОСПЕКТИВЫ ЗАКОНА  В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ  РОССИИ

Любое уголовное преступление, перед наказанием виновного в нем лица, требует определенного периода времени для предварительного расследования данного преступления. В течение времени предварительного расследования может быть принят новый закон, который каким-либо образом смягчает или, напротив, усиливает ответственность за преступления, совершенные до его издания. Именно по этой причине возникает вопрос о распространении нового закона на действия, совершенные до его вступления в силу.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации закон, устраняющий уголовную ответственность либо смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших преступление до вступления данного закона в силу1.

При этом, нужно учитывать тот факт, что указанные положения о ретроспективе силы закона распространяются не только на лиц, совершивших преступления, но и на лиц, кто уже осужден и находится в местах лишения свободы  за преступления по ранее действовавшим законам, а также на лиц, уже отбывших наказание, но имеющих судимость.

Но какой закон следует  относить к смягчающему? Ответ на данный вопрос заключен в настоящем  параграфе.

Более мягким, по общему правилу, считается вводимый в силу закон,  устанавливающий более маленький минимальный предел более строгого наказания, указанного в санкции статьи, по сравнению с ранее действовавшим законом. Менее строгим признается также закон, предусматривающий альтернативную санкцию, где имеется более мягкая мера наказания по сравнению с ранее действовавшей1.

Если вводимый в силу закон  включает в себя ряд квалифицирующих  признаков преступления, то применятся будет тот закон, который определяет преступление по данным квалифицирующим  признакам менее опасным.

Необходимо отметить тот  факт, что ретроспектива закона применяется  не только к основным, но и к дополнительным наказаниям. Исходя из указанного тезиса, смягчающим законам принято считать  тот, который не предусматривает  дополнительной меры наказания при  одинаковых высших и низших пределах.

При смягчении новым законом  наказуемости деяния, за которое лицо уже отбывает наказание, оно подлежит сокращению в соответствии с пределами, предусмотренными данным законом2.

Не имеет обратной силы закон, если он устанавливает преступность деяния либо усиливает наказание  и та иным образом ухудшает положение  лица3.

Как видно из положений, указанных  в настоящем параграфе курсовой работы, она в полной мере соответствуют  положениям Конституции Российской Федерации, выделенные автором курсовой работы в предыдущем параграфе.

Согласно ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» от 13.06.1993 года №64-ФЗ, а именно статье 3, которая гласит о обратной силе вводимого уголовного закона, были освобождены от наказания лица, которые были наказаны да 1 января 1997 года за деяние, которые не предусматривал вводимый в силу закон1. Данная ситуация конечно же породила множество спорных моментов в правоприменительной деятельности.

Информация о работе Принцип обратной силы закона в законодательстве Российской Федерации. Его сравнительный анализ в различных отраслях российского права