Принцип открытости правосудия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 18:43, доклад

Описание работы

Открытость означает право лиц, участвующих в деле, и граждан, при¬сутствующих в открытом судебном заседании, в письменной форме, с помощью средств аудиозаписи фик¬сировать ход судебного разбира¬тельства, а также знакомиться с вы¬несенными судебными актами в том виде, в каком они были оглашены в судебном процессе.

Файлы: 1 файл

открытость праосудия.docx

— 35.34 Кб (Скачать файл)

Принцип открытости правосудия.  

 

«Разбирательство дел во всех судах открытое» — так сформулирован принцип открытости судебного процесса в Конституции РФ (ст. 123) и действующих процессуальных кодексах.

        Открытость  означает право лиц, участвующих в деле, и граждан, присутствующих в открытом судебном заседании, в письменной форме, с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства, а также знакомиться с вынесенными судебными актами в том виде, в каком они были оглашены в судебном процессе. Некоторое ограничение заключается в том, что в открытом судебном заседании проводить фотосъемку, видеозапись, трансляцию судебного заседания по радио и телевидению можно только с разрешения суда.         Исключение установлено только для случаев, когда дело рассматривается в закрытом судебном заседании.

         Оглашение судебных актов всегда происходит публично, за исключением ситуаций, когда такое объявление решений затрагивает права и законные интересы несовершеннолетних — это условие закреплено отраслевыми процессуальными кодексами.

        Принцип публичности предусматривает: если лицо  обратилось  в  судебный  орган за защитой своих прав в случае гражданского процесса или участвует в качестве стороны в уголовном процессе, информация об этом лице или о правовой ситуации, в связи с которой оно обратилось в суд (было привлечено к суду), теряет частноправовой характер.

        Возможность  свободного получения в системах общего пользования информации о рассматриваемых и уже рассмотренных делах, а также копий судебных актов корреспондирует одному из базовых конституционных принципов — праву каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ).

       Федеральный закон от 22 декабря 2008 года №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», (далее Закон о судебной информации), действующий с 1 июля 2010 года, осуществляет непосредственный доступ к информации о деятельности судов посредствам присутствия граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, в открытом судебном заседании; обнародования (опубликования) информации в средствах массовой информации и размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в занимаемых судами помещениях; ознакомления пользователей информацией с информацией, находящейся в архивных фондах и предоставления ее по их запросу.

        Одним из  принципов публичности судопроизводства, является размещение информации  о деятельности судов в сети  Интернет. Судами, судебным департаментом  и его органами, в том числе  Ефремовским районным судом Тульской области на официальном сайте http://efremovsky.tula.sudrf.ru размещаются тексты судебных актов, после их принятия, а также тексты приговоров, после их вступления в силу.

Настоящий закон предусматривает возможность сохранить в текстах судебных актов фамилии и инициалы истца, ответчика, третьего лица, гражданского истца, гражданского ответчика, осужденного, оправданного, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, секретаря судебного заседания, рассматривавших дело судей, а также прокурора, адвоката и представителя, если они участвовали в судебном разбирательстве.

В целях  обеспечения безопасности участников судебного процесса, вместо исключенных персональных данных используются инициалы, псевдонимы или другие обозначения, не позволяющие идентифицировать участников судебного процесса. При размещении текстов судебных актов, предусматривающих положения, которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, эти положения исключаются из текстов судебных актов.

Не подлежат размещению в сети Интернет тексты судебных актов, вынесенных по делам, категория которых, указана в ч.5 ст.15 Закона о судебной информации (затрагивающие безопасность государства, возникающие из семейно – правовых отношений, о преступлениях против половой неприкосновенности  и половой свободы личности, с ограничением дееспособности гражданина или о признании его недееспособным, о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар, принудительном психиатрическом освидетельствовании и др.).

        Публичность  судебного разбирательства можно рассматривать как предпосылку его справедливости. Каждый, кто предстал перед судом, обладает правом обратиться одновременно и к общественности, что можно рассматривать как установление социального контроля над деятельностью судов. Такой контроль является одним из важнейших условий формировании доверия к судам со стороны общества.

       Важно отметить: открытость подразумевает опубликование информации о процессуальных участниках лишь в той мере, в какой это необходимо для реализации цели правосудия — вынесения судебного акта по конфликтной правовой ситуации.  

 

Современные информационные технологии сейчас прочно вошли юридическую деятельность, на практике реализуя заложенный в законодательство принцип открытости правосудия. Этому способствуют используемые в арбитражных судах информационные сервисы «Картотека арбитражных дел», «Банк решений арбитражных судов» и «Мой Арбитр», приемы работы с которыми были продемонстрированы будущим юристам.

Отмечалось, в частности, что эти сервисы полезны широкому кругу пользователей: практикующим юристам, судьям и работникам аппаратов судов, студентам, научным работникам. Даже гражданам, по роду своей деятельности не связанным с правовой сферой, они предоставляют массу возможностей и способны предостеречь от рискованных сделок, например, с недвижимостью.

КАД

полезном приложении - КАД (Картотека Арбитражных Дел). Конечно, приложение будет полезно не всем, хотя, от тюрьмы и от сумы не зарекайся.

Многие могут подумать, что картотека арбитражных дел может быть полезна только практикующим адвокатам и судьям. На самом деле, она может быть полезной и многим другим.

Давайте разберёмся, что такое картотека арбитражных дел. Картотека арбитражных дел - это ресурс, который предоставляет доступ практически по всем делам, которые когда-либо были рассмотрены в арбитражных судах России. К каждому дело присоединена карточка. Из карточки можно узнать о движении дела по инстанциям, об его участниках, об всех актах. Каждый из документов фигурирующих в деле, можно скачать в формате PDF.

Конечно, многие скажут, а причём тут мы, чем может нам пригодиться картотека арбитражных дел? На самом деле, она может пригодиться, даже если ваша деятельность, не связана с судами. Картотека арбитражных дел может пригодиться вам для своих целей. К примеру, с её помощью можно узнать, какой шанс у вас выиграть дело, просмотрев подобные дела, и узнав приговор. Мне, как начинающему журналисту, картотека арбитражных дел даёт возможность собирать статистику по тем или иным инцидентам. При этом, я могу оперировать не пустыми словами; "Мой знакомый сказал”, а конкретными судебными решениями. Так же, вы без проблем можете оперировать делами из картотеки в своих спорах, а так же, использовать её для своего развития.

Мне данная программа понравилась. Она удобна, даёт увидеть полную картину происходящего в арбитраже, а так же получить навыки, которые в последствии могут пригодиться.

Банк решений судов общей юрисдикции: исполнение и обжалование

База решений судов общей юрисдикции поможет вам найти решение по тому или иному делу. Наверняка то, что вы ищете, есть у нас. Единственное, что вам нужно – этоправильно сформулировать запрос. В запросе должно содержаться наименование суда общей юрисдикции (полное название, с указанием города), а также название дела, по которому вы хотите найти вынесенное решение, либо фамилия, имя, отчество судьи, возможно, другие данные, полезные для поиска информации. 
 
Если найденной вами информации окажется недостаточно, вы можете изменить запрос. При необходимости вы можете добавить наш сайт в избранное вашего браузера и пользоваться им неоднократно. Решения и обжалования судов общей юрисдикции РФ будут постоянно доступны вам в любое удобное время. Вы сможете в любой момент вернуться на наш сайт и отследить развитие того или иного судебного процесса.

Суды общей юрисдикции — это суды, которые рассматривают административные, гражданские, уголовные дела, а также иные дела, которые подсудны судам общей юрисдикции. В РФ к таким судам общей относятся: Верховный суд РФ, Верховные суды республик РФ, областные, краевые суды, суды АО, Санкт-Петербургский и Московскийгородские суды, райсуды, а также система военных судов. Многие судебные решения судов общей юрисдикции собраны в нашей справочной системе. Наш сайт содержит банк решений судов общей юрисдикции. 
 
Воспользовавшись нашей базой, вы сможете отследить исполнение решения суда общей юрисдикции. Для этого вам достаточно лишь собрать все документы по интересующему вас делу. Нашим поиском пользуются тысячи пользователей. И это не обязательно физические лица. Это может быть, к примеру, в случае с ООО, общее собрание собственников. Решения суда по делам, подобному тому, которое рассматривается в отношении того или иного предприятия, будут полезны для ознакомления для всех заинтересованных лиц.

 

  Кризис открытости…

Публикация судебных актов в интернете — это развитие принципа гласности правосудия. Новые технические возможности существенно расширяют публичность, и право быть ознакомленным с результатами судебного разбирательства перестаёт быть абстрактным.

 

  Ранее право доступа  на открытое судебное заседание, понимаемое сугубо как личное  присутствие, было если не мертвой, то уж точно полумертвой нормой, но теперь ситуация меняется.

 

  Существует устойчивая  правовая традиция, которая предполагает  наличие у суда компетенции  принимать решения, в каком формате  будет происходить судебное разбирательство, то есть процессуальные нормы  определяют доступ к результатам  судебного разбирательства. Однако  трехлетие действия федерального  закона, обязывающего суды размещать  в общем доступе судебные акты, сопровождается кризисом – принцип  гласности правосудия вступил  в конфликт с нормами о защите  персональных данных.

 

  Предыстория вопроса

 

  Подготовка законопроекта, ставшего впоследствии федеральным  законом от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении  доступа к информации о деятельности  судов в РФ» была осуществлена  Верховным Судом РФ. Эта работа  велась как минимум с 2003 года, так как первые упоминания  о ней датируются январем 2004 года, а завершилась 9 марта 2006 года, когда  постановлением Пленума ВС РФ № 9 был утвержден текст проекта федерального закона «Об обеспечении прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности судов общей юрисдикции в РФ», затем, в апреле, внесенный в Госдуму.

 

  Этот документ сразу  получил отрицательные заключение  со стороны Правительства РФ, он без малого год пролежал без движения, а импульс, который реанимировал законотворческий процесс, совпадает с избранием на пост Президента РФ Дмитрия Медведева.

 

  Возникновение противопоставления открытости правосудия и персональных данных

 

  Уже в ходе доработки  законопроекта наметились контуры  обозначенной выше проблемы. В  проекте ВС фундаментом для регламентации доступа к судебным актам, был тип судебного разбирательства. Предполагалось, что в том случае если заседание проходит в открытом судебном разбирательстве, то и результаты этого разбирательства доступны без каких-либо ограничений. С точки зрения сложившегося понимания судебной процедуры законопроект был логичен и не имел каких-либо существенных недостатков. Но в Госдуме появился совершенно новый тест.

 

  Из закона оказалась  полностью выхолощена его сущность. На первое место вышло представление  о суде как государственном  органе, и фактически реализация  принципа гласности правосудия  оказалась сведена к бюрократической  дисциплине. В дальнейшем, когда  на практике возникали вопросы, выбор часто делался в пользу  ограничительного толкования положений  закона.

 

  Причина, по которой  был произведен пересмотр проекта  ВС, заключалось в том, что одновременно с ростом спроса на открытость правосудия становилась все боле значимой тема безопасности личного пространства. И если бы государство не дало гражданам обещания сохранить это личное пространство, то у идеи глобального информационного общества возникло бы слишком много противников. Поэтому идея изымать из тестов судебных актов персональные данные — любую информацию, относящуюся прямо или косвенно к физическому лицу (это очень широкое толкование, которое в полной мере согласуется с международными стандартами) была принята. Значение охраны персональных данных оказалось более ценно для общества, чем принципы правосудия.

 

  Наиболее осторожное  отношение к опубликованию полных  персональных данных участников  процесса занимают как раз  профессиональный участники судебного  разбирательств, следует из результатов  опроса проведенного «Левада-Центром» в 2012 году. Среди юристов в сравнении с гражданами, не имеющими опыта обращения в суд, в четыре раза меньше доля согласных с публикацией судебных актов без каких либо купюр, и в два раза больше доля тех, кто считает необходимым удаление данных всех участников процесса.

 

  Но если посмотреть  на структуру интереса к судебным  актам со стороны того же  профессионального юридического  сообщества, то можно убедится, что  она заключается в предоставлении  максимально детального описания  ситуации. Только 20% опрошенных согласились ограничиться наиболее краткой резолютивной частью, подавляющая часть проявили интерес к разным частям судебного акта, где изложены детали. Таким образом, надо констатировать, что профессиональный интерес в максимально полной информации по интересующим делам входил в противоречие с принципом охраны персональных данных.

Информация о работе Принцип открытости правосудия