Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 21:31, реферат

Описание работы

Разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти является важнейшим принципом функционирования Российской Федерации как правового государства – провозглашает Декларация «О государственном суверенитете Российской Федерации» от 12 июня 1990 г. Этот важнейший принцип закреплен и в действующей Конституции РФ. В ней говорится: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» (ст. 10).

Файлы: 1 файл

Вопрос1.docx

— 26.67 Кб (Скачать файл)

Вопрос1

 Принцип  разделения законодательной, исполнительной  и судебной ветвей власти 

 

Разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти является важнейшим принципом функционирования Российской Федерации как правового  государства – провозглашает  Декларация «О государственном суверенитете Российской Федерации» от 12 июня 1990 г. Этот важнейший принцип закреплен  и в действующей Конституции  РФ. В ней говорится: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» (ст. 10).

Разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти основывается, в частности, на том, что  в государстве необходимо осуществлять такие три функции, как принятие законов (содержащих обязательные правила  поведения), исполнение их и осуществление  правосудия – защиту прав и свобод человека, наказание нарушителей  этих правил, разрешение проблем, конфликтов, связанных с применением законодательства. Это естественная предпосылка разделения властей. Но есть и другая, политическая сторона дела: с точки зрения обеспечения, сохранения демократии целесообразно  распределить эти три направления  государственной деятельности между  тремя разными государственными органами, чтобы не произошла чрезмерная концентрация, монополизация власти одним человеком, одним органом (ведь обладатель власти может ею злоупотреблять, проявлять склонность к произволу). Важно и то, что эти три независимые  ветви власти могут контролировать друг друга, обращать внимание на нарушение  закона другим органом (что не обеспечивается при концентрации власти в одних  руках). Эти три ветви власти при  их разделении могут сдерживать, уравновешивать друг друга. Вот почему говорят о  «сдержках и противовесах», о  необходимости их применения во властном пространстве.

Итак, реализуя принцип разделения властей, органы государства, принадлежащие к разным ветвям власти, осуществляют свои полномочия самостоятельно, взаимодействуя между собой и уравновешивая друг друга. Ни один государственный орган не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для него Конституцией и другими законами.

Принцип разделения властей  означает, что законодательную деятельность, принятие законов осуществляет представительный, законодательный орган; исполнение законов, исполнительно-распорядительная деятельность возлагается на органы исполнительной власти; судебная власть осуществляется независимыми судебными  органами. Законодательная, исполнительная и судебная власти самостоятельны, относительно независимы друг от друга (но только относительно, поскольку  между ними существует взаимосвязь  и взаимодействие).

Конкретно принцип разделения властей проявляется в распределении, разграничении компетенции между  органами, относящимися к этим трем ветвям государственной власти, их самостоятельности, во взаимном контроле.

Разделение власти так  же, как и само ее функционирование, основывается на Конституции, которую  все три ветви власти обязаны  исполнять. Их взаимодействие регулируется правом и в свою очередь призвано гарантировать господство права, верховенство Конституции, правовой характер государства.

Разделение власти, ее сбалансированность способствуют тому, чтобы политическая борьба, личные политические амбиции  находились под контролем общества, не носили разрушительный характер, смена  руководителей властных структур проходила  в законном порядке.

Принцип разделения властей  был реализован в той или иной форме, с разной степенью последовательности во многих государствах. В частности, в завоевавших независимость  Соединенных Штатах Америки этот принцип был положен в основу государственной системы и осуществляется довольно последовательно и успешно.

В годы советской власти в теории господствовало довольно критическое  отношение к доктрине разделения властей, хотя и декларировалась  необходимость разграничения функций  между различными государственными органами, выделялось несколько их видов, в том числе представительные, исполнительно-распорядительные, судебные органы. Одним из фундаментальных  теоретических положений была идея соединения законодательства, управления и контроля в деятельности представительных органов-Советов. Они, согласно действовавшей тогда Конституции, формально занимали главенствующее положение в системе органов государства. Но на практике сложился единый партийно-государственный механизм, всем руководили партийные и исполнительно-распорядительные органы. Это положение стало меняться в годы перестройки.

В любой стране осуществление  принципа разделения властей имеет  свои особенности, часто значительные. Это в полной мере относится и  к Российской Федерации. Специфика  нынешней российской системы разделения властей проявляется, в частности, в особенностях положения Президента РФ в системе органов государства. Такое положение характерно для  смешанных (президентско-парламентских) форм правления. В республиках, входящих в состав России, также существует разделение власти. Подробнее правовое положение, система государственных органов, их взаимоотношения будут охарактеризованы в следующих параграфах и главах. 

 

Вопрос 2

Избирательное право - это подотрасль Конституционного права, изучающая и регулирующая общественные отношения, связанные с реализацией граждан РФ прав на выборы и референдум.

Существуют понятия субъективного  и объективного избирательного права.

Субъективное избирательное право - это право граждан избирать и быть избранными. Здесь имеются в виду активное (избирать) и пассивное (быть избранным) избирательные права граждан РФ.

Объективное избирательное право - система исходящих от органов государственной власти и органов местного самоуправления норм, регулирующих общественные отношения в ходе подготовки и проведения всех видов выборов.

 

Избирательное право - это  совокупность государственно-правовых норм, регулирующих порядок организации  и проведения выборов высших должностных  лиц, представительных органов государственной  власти и органов местного самоуправления. Нормы избирательного права содержатся в следующих источниках: Конституции  Российской Федерации (ст. 32, 81, 96, 130); федеральном  законе о выборах Президента Российской Федерации; федеральных законах  о порядке формирования Совета Федерации  и выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания; нормативных  актах краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов о выборах в соответствующие  представительные органы государственной  власти; нормативных актах районных, городских, районных в городе органов государственной власти о выборах в органы местного самоуправления. Нормативно-правовые акты о выборах закрепляют в своем содержании принципы избирательного права, под которыми понимаются основополагающие начала организации и проведения выборов. К числу таких принципов относятся: всеобщее избирательное право, равное избирательное право, прямые выборы, тайное голосование.

3 вопрос.

Место Президента РФ в системе государственных  органов.

Конституция РФ определяет Президента РФ как главу государства, ставит на первое место среди федеральных  государственных органов и не относит непосредственно ни к  одной из основных ветвей власти. Есть и иная точка зрения, согласно которой  Президент РФ является фактическим  руководителем исполнительной власти. Президент РФ возглавляет Совет  Безопасности РФ и является Верховным  Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ, руководит деятельностью некоторых  федеральных органов исполнительной власти.

Учитывая место  Президента РФ в системе разделения властей и двойную политическую ответственность Правительства, можно  определить форму правления РФ как  смешанную (президентско-парламенсткую, полупрезидентскую) республику.

3. Функции Президента РФ.

Они определены статьёй 80 Конституции РФ. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и  свобод человека и гражданина. В  установленном Конституцией РФ порядке  он принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной  целостности, обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент РФ в соответствии с  Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных  отношениях.

4. Основные полномочия Президента  РФ.

Они определены главой 4 Конституции РФ. Полномочия Президента РФ конкретизированы и расширены  многочисленными федеральными законами. Возможна различная классификация  полномочий Президента РФ.

Кадровые полномочия Президента РФ: назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ, назначение и освобождение по представлению Председателя Правительства РФ его заместителей и федеральных министров, представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Генерального прокурора РФ, а также предложения о его освобождении (а также временно отстраняет его от должности в случае возбуждения против него уголовного дела), назначение судей других федеральных судов, представление Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального Банка РФ и вопроса о его освобождении от должности, назначение трети членов Центральной избирательной комиссии РФ, формирование Совета Безопасности РФ, формирование Администрации Президента РФ и назначение полномочных представителей Президента РФ (в том числе в федеральных округах), назначение и освобождение высшего командования Вооружённых Сил РФ, назначение и отзыв после консультации с комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях, отрешает от должностей высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов), а также глав муниципальных образований в случае нарушения ими федерального законодательства в установленном федеральном законом порядке.

Полномочия Президента РФ в отношении  органов исполнительной власти и  органов, при Президенте: право председательствовать на заседаниях Правительства, давать поручения Правительству, утверждение структуры федеральных органов исполнительной власти, объявление об отставке Правительства, отмена постановлений и распоряжений Правительства, приостановление действия нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ, нарушения прав и свобод человека и гражданина, руководство работой Совета Безопасности РФ, Государственного совета РФ (Президент РФ является по должности Председателем Совета Безопасности РФ и Председателем Государственного Совета РФ), общее руководство Администрацией Президента РФ, руководство федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Полномочия Президента РФ в сфере  законотворчества, непосредственной демократии и в отношении Федерального Собрания: назначение выборов депутатов Государственной Думы, роспуск Государственной Думы, назначение референдума РФ, подписание и обнародование, отклонение (и возвращение без рассмотрения принятых с нарушением Конституции РФ) федеральных законов (рассмотренные полномочия осуществляются Президентом не произвольно, а в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом "О референдуме РФ" (1995) и Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" (1999) соответственно), а также внесение законопроектов в Государственную Думу, обращение с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики к Федеральному Собранию.

Полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти: проведение согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти, передача споров на рассмотрение соответствующего суда, обращение в суд по иным основаниям, вынесение предупреждений законодательным (представительным) органам, высшим должностным лицам, руководителям высших исполнительных органов субъектов РФ.

Полномочия в сфере международных  отношений: руководство внешней политикой РФ, ведение международных переговоров, подписание международных договоров РФ, вносит международные договоры РФ в Федеральное Собрание на ратификацию и подписывает на основании федеральных законов ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей.

Военные и чрезвычайные полномочия: утверждение военной доктрины РФ, введение в соответствии с федеральными конституционными законами на территории РФ или в отдельных её местностях чрезвычайного положения, а в случае агрессии против РФ или её непосредственной угрозы - военного положения, а также исполнение функций Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами РФ.

Иные полномочия: решение вопросов гражданства РФ и предоставления политического убежища, награждение государственными наградами РФ, присвоение почётных званий РФ, высших воинских и специальных званий, осуществление помилования.

5. Акты Президента РФ.

Президент РФ издаёт указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Указы и распоряжения Президента РФ являются подзаконными актами и  не могут противоречить Конституции  РФ и федеральным законам, в противном  случае они могут быть отменены в  судебном порядке.

6. Неприкосновенность Президента  РФ.

Информация о работе Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти