Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 21:31, реферат
Разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти является важнейшим принципом функционирования Российской Федерации как правового государства – провозглашает Декларация «О государственном суверенитете Российской Федерации» от 12 июня 1990 г. Этот важнейший принцип закреплен и в действующей Конституции РФ. В ней говорится: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» (ст. 10).
Президент РФ обладает неприкосновенностью в течение всего срока полномочий. В соответствии с Федеральным законом "О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи" (2001) Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока полномочий, добровольной отставкой или по состоянию здоровья, обладает неприкосновенностью и не может быть привлечён к уголовной или административной ответственности в связи с исполнением им полномочий Президента.
7. Органы при Президенте РФ.
Такие органы формируются Президентом РФ и содействуют реализации его конституционных полномочий. Администрация Президента РФ обеспечивает деятельность Президента РФ и органов при Президенте, готовит проекты указов и распоряжений, заключения на принятые федеральные законы. Совет Безопасности РФ является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности. Государственный Совет РФ содействует реализации полномочий Президента РФ по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, рассматривает вопросы государственного строительства, федеративных отношений и другие вопросы общегосударственного значения. Другие совещательные и консультативные органы при Президенте РФ (советы, комиссии) содействует реализации отдельных полномочий Президента РФ и рассматривает соответствующие вопросы.
Полномочные представители в федеральных округах представляют Президента РФ и содействуют реализации его полномочий на территории федерального округа. Указом Президента РФ "О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе" (2000) образованы 7 федеральных округов - Центральный, Северо-западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Президент РФ назначает также иных полномочных и специальных представителей - в палатах Федерального Собрания, в Конституционном Суде, в государствах - участниках СНГ и т.д.
Вопрос 4
Одной из разновидностей
государственной власти является судебная
власть. Организации и осуществлению судебной
власти посвящены гл. 7 Конституции Российской
Федерации, федеральные конституционные
законы (от 21 июля 1994 г. «О Конституционном
Суде Российской Федерации», от 28 апреля
1995 г. «Об арбитражных судах в Российской
Федерации», от 31 декабря 1996 г. «О судебной
системе Российской Федерации», от 23 июня
1999 г. «О военных судах Российской Федерации»),
федеральные законы (от 26 июня 1992 г. «О
статусе судей в Российской Федерации»,
от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в
Российской Федерации» и др.).
Судебная власть призвана осуществлять
правосудие, представляющее собой вид
государственной деятельности, направленной
на рассмотрение и разрешение социальных
конфликтов, связанных с действительным
или предполагаемым нарушением норм права.
Правосудие осуществляется от имени государства
специальными государственными органами
— судами посредством рассмотрения в
судебных заседаниях гражданских, уголовных
и других дел в установленной законом
процессуальной форме.
Конституционный принцип осуществления
правосудия только судом (ст. 118 Конституции
России) означает, что в Российской Федерации
нет и не может быть никаких иных государственных
органов, которые располагали бы правом
рассматривать и разрешать гражданские,
уголовные и другие дела. Правосудие в
Российской Федерации осуществляется
посредством конституционного, гражданского,
административного и уголовного судопроизводства.
Судебная система Российской Федерации
включает федеральные суды и суды субъектов.
К федеральным судам относятся: Конституционный
Суд Российской Федерации; Верховный Суд
Российской Федерации, верховные суды
республик, краевые и областные суды, суды
городов федерального значения, суды автономной
области и автономных округов, районные
суды, военные специализированные суды,
составляющие систему федеральных судов
общей юрисдикции; Высший Арбитражный
Суд Российской Федерации, федеральные
окружные арбитражные суды, федеральные
арбитражные суды в субъектах, составляющие
систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов Российской Федерации
относятся конституционные (уставные)
суды, мировые судьи.
Различного рода товарищеские, третейские
и иные суды, не предусмотренные Конституцией
России и федеральными законами, в судебную
систему не входят и судебной властью
не обладают.
В Конституции России устанавливается
недопустимость создания в Российской
Федерации чрезвычайных судов.
Носителями судебной власти являются
судьи, наделенные в конституционном порядке
полномочиями вершить правосудие и исполняющие
свои обязанности на профессиональной
основе. Федеральным законом могут быть
установлены дополнительные требования
к судьям судов Российской Федерации.
Судьей вышестоящего суда может быть гражданин
Российской Федерации, достигший 30 лет,
а судьей Верховного Суда Российской Федерации
и Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации ? гражданин, достигший 35 лет
и имеющий стаж работы по юридической
профессии не менее 10 лет.
Судьи Конституционного Суда, Верховного
Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации назначаются Советом Федерации
по представлению Президента Российской
Федерации. Судьи других федеральных судов
назначаются Президентом Российской Федерации
в порядке, установленном федеральным
законом.
Судьи независимы и подчиняются только
Конституции Российской Федерации и федеральному
закону. В своей деятельности по осуществлению
правосудия они никому не подотчетны.
Независимость судей ? важнейшее условие
самостоятельности судебной власти; независимость
судей позволяет объективно и беспристрастно
осуществлять правосудие, защищать права
и законные интересы граждан.
Действующее законодательство Российской
Федерации предусматривает правовые гарантии
независимости судей (установленные законом
процедуры осуществления правосудия,
которые исключают постороннее воздействие
на судей; преследование по закону любого
вмешательства в деятельность по осуществлению
правосудия; установление законом специального
порядка приостановления и прекращения
полномочий судьи и т.д.).
Согласно Конституции Российской Федерации
(ст. 121), судьи несменяемы. Несменяемость
судьи означает стабильное сохранение
им занимаемой должности, смена которой
может произойти только с согласия этого
судьи, полученного по его доброй воле.
Несменяемость служит одной из существенных
гарантий независимости судьи.
Полномочия судьи могут быть прекращены
или приостановлены не иначе как в порядке
и по основаниям, установленным федеральным
законом. Эти порядок и основания предусмотрены
Законом «О статусе судей в Российской
Федерации».
Конституция Российской Федерации (ст.
122) закрепляет неприкосновенность судей.
Неприкосновенность судей — одна из наиболее
существенных гарантий их независимости.
Неприкосновенность распространяется
не только на личность судьи, но и на его
жилище и служебное помещение, корреспонденцию,
имущество и документы, используемые им
транспорт и средства связи.
Конституция Российской Федерации (ст.
123) закрепляет ряд принципов, связанных
непосредственно с отправлением правосудия.
Разбирательство дел во всех судах является
открытым. Открытое разбирательство —
один из важнейших принципов судопроизводства.
Дела во всех судах разбираются открыто,
за исключением случаев, когда это противоречит
интересам охраны государственной или
коммерческой тайны.
Конституция Российской Федерации устанавливает,
что слушание дела в закрытом заседании
допускается в случаях, предусмотренных
федеральным законом.
Не допускается заочное разбирательство
уголовных дел в судах, кроме случаев,
предусмотренных федеральным законом.
Судопроизводство осуществляется на основе
состязательности и равноправия сторон.
Осуществление судопроизводства на основе
состязательности означает, что судебное
разбирательство может быть начато только
при наличии заявления истца, запроса
органа или должностного лица, обвинительного
акта прокурора или жалобы потерпевшего,
настаивающих перед судом на удовлетворении
их требований. При этом истец и ответчик,
орган или должностное лицо, издавшие
этот акт, обвинитель и обвиняемый выступают
в суде в качестве сторон, которым закон
предоставил равные права для обоснования
своих утверждений и выводов и для оспаривания
утверждений и выводов другого участника
судебного разбирательства.
В случаях, предусмотренных федеральным
законом, судопроизводство осуществляется
с участием присяжных заседателей.
Финансирование судов производится только
из федерального бюджета и должно обеспечивать
возможность полного и независимого осуществления
правосудия в соответствии с федеральным
законом. Это положение Конституции России
(ст. 124) имеет цель оградить суды от местных
влияний, создать условия для их подлинной
независимости, поставить все суды в равные
материально-технические условия, обеспечивающие
осуществление правосудия.
Правосудие — главная, но не единственная
функция судебной власти. Наряду с правосудием
судебная власть осуществляет судебный
контроль (надзор) за законностью и обоснованностью
применения мер процессуального принуждения
(ареста, обыска, ограничения тайны переписки,
телефонных переговоров и т.п.); толкование
правовых норм (толкование Конституционным
Судом Российской Федерации норм ее Конституции,
руководящие разъяснения Верховного Суда
Российской Федерации, содержащиеся в
постановлениях его Пленума); удостоверение
фактов, имеющих юридическое значение
(признание умершим, безвестно отсутствующим
лицом и т.п.); ограничение конституционной
и иной правосубъектности граждан (признание
гражданина недееспособным и пр.) и др.
ВОПРОС 5
Информация о работе Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти