Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 15:28, курсовая работа
Целью курсового исследования является комплексный научный анализ принципов права социального обеспечения. Реализация поставленной цели исследования обусловила необходимость выполнения следующих задач:
Объектом - изучить литературу по теме исследования;
- на основе теоретического анализа систематизировать знания о принципах права социального обеспечения;
- раскрыть содержание понятия «принципы права социального обеспечения»;
- охарактеризовать различные принципы права социального обеспечения.
Частное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
“Колледж Права и Экономики”
КУРСОВАЯ РАБОТА
«ПРИНЦИПЫ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНЯ»
МДК 01.01 ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
030912 “Право и организация
Студент гр. Ю-208 ________ Расулов Дилшоджон Расулович
10.04.2014
Оценка за курсовую работу и защиту __________
Руководитель ________ Сотникова Лилия Владимировна
15.04.2014
Челябинск, 2014
ВВЕДЕНИЕ
Показателем самостоятельности отрасли права является наличие собственного предмета и метода правового регулирования общественных отношений, и специфических отраслевых принципов, объединяющих отдельные нормы в систему отрасли, выражающих сущность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права, их права и обязанности.
Принципы права оказывают огромное влияние на весь процесс подготовки нормативных актов, их издания, установления гарантий соблюдения правовых требований. Принципы права выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на основе которой реализуются не только нормы, институты, но и вся его система. Принципы служат основным ориентиром всей правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных органов. От степени их соблюдения в прямой зависимости находится уровень слаженности, стабильности и эффективности правовой системы. Имея общеобязательный характер, принципы права способствуют укреплению внутреннего единства и взаимодействия различных его отраслей и институтов, правовых норм и правовых отношений, субъективного и объективного права.
Принципы права социального обеспечения:
а) отражают объективно сложившуюся закономерность развития общества;
б) вытекают из содержания социальной политики государства;
в) содержат обобщенную характеристику данной отрасли права;
г) фиксируют сущность отрасли и указывают направления развития общества.
В этом и состоит актуальность темы курсовой работы.
Целью курсового исследования является комплексный научный анализ принципов права социального обеспечения. Реализация поставленной цели исследования обусловила необходимость выполнения следующих задач:
Объектом - изучить литературу по теме исследования;
- на основе теоретического анализа систематизировать знания о принципах права социального обеспечения;
- раскрыть содержание понятия «принципы права социального обеспечения»;
- охарактеризовать различные принципы права социального обеспечения.
Предмет исследования составляют принципы права социального обеспечения.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПОВ ПРАВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
1.1 Понятие принципов права.
Под принципами права в теории принято понимать основные идеи, руководящие начала, которые характеризуют сущность и содержание права, его внутреннее строение и развитие.
Принципы права не всегда в обязательном порядке находят своё закрепление в конкретных нормах права. Иногда принцип выводится из содержания норм. Таким образом, можно различать 2 разновидности принципов: принципы норм и принципы, выводимые из норм1.
Из выше сказанного следует, что надо отличать принцип права от правовых норм. Принципы права, устанавливая общее правило поведения на основе руководящих идей, не содержат всех элементов правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция). С помощью принципа нельзя всесторонне урегулировать конкретное правоотношение между субъектами права, однако принцип даёт возможность правильно понять сущность правовых норм, которые это отношение регулируют,
Однако между ними существует тесная взаимосвязь: принципы права проявляются в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать принципам права.
Кроме того, правовые принципы более долговечны, они определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм. Они помогают в правильном применении норм права на практике и в решении вопросов, ещё не урегулированных нормами права. Правовые принципы служат основой объединения отдельных норм в единую систему отрасли.
Таким образом, роль правовых принципов заключатся в том, что они:
1.2. Классификация принципов права.
По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:
- общеправовые, свойственные всем отраслям права;
- межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей права;
- отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;
- внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли
К общеправовым относятся такие принципы, как: признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; не отчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения; признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими; равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации; право каждого на объединение для защиты своих интересов; гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.
Все выше перечисленные принципы права являются основополагающими, руководящими идеями, отражающими сущность правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения, как и в иных сферах социальной жизни общества, а некоторые из них указывают на дальнейшую перспективу развития системы российского права. Так, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, каждому гарантируется достойный уровень жизни. Реализация этого принципа в сфере социального обеспечения – одна из острейших социальных проблем, требующих незамедлительного решения путём как принятия соответствующих экономических мер, так и правового опосредования в нормах соответствующих законов 3.
На ряду с общими принципами так же выделяют и межотраслевые правовые принципы, которые охватывают две (или более) отрасли права, как правило, близко соприкасаются между собой (например, право социального обеспечения, трудовое право, семейное право). Межотраслевые принципы не являются абсолютно обособленными от общих принципов права, наоборот, они базируются на них, конкретизируя те или иные основополагающие идеи, пронизывающие содержание права в целом, с учётом специфики отраслей права.
К межотраслевым принципам относятся такие как: право на защиту от безработицы; право на охрану здоровья; государственная поддержка семьи, материнства, отцовство и детства; право пожилых граждан, инвалидов на социальную защиту; право на защиту от бедности.
Указанные принципы являются общими для отраслей права, регулирующих общественные отношения, в которых граждане реализуют предоставленные им социально – экономические права.
Следующий уровень принципов права – это отраслевые принципы. Каждая отрасль права, помимо общих и межотраслевых, строятся на основе своих собственных, присущих лишь ей правовых принципов. Отраслевые принципы отражают сущность и пронизывают содержание норм конкретной отрасли права. На их основе создаются и реализуются нормы, в совокупности образующие и такую отрасль, как право социального обеспечения.
На ряду с рассмотренными выше принципами права выделяют также и внутриотраслевые принципы, т.е. принципы отдельных институтов отрасли. В праве социального обеспечения в некоторых нормативных актах, регулирующих отдельные институты данной отрасли права, находят закрепления принципы этих институтов. Так, в Федеральном законе « Об основах социального обслуживания населения в РФ» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность, предоставлении социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.4
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1. Всеобщность и доступность социального обеспечения
Больше всего принцип всеобщности воплощён в пенсионном обеспечении. Пенсии — это наиболее распространенный вид социального обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан, который представляет основу всей системы социального обеспечения. Все другие виды помощи и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан предназначены для удовлетворения их специфических потребностей, как правило, сверх пенсии (протезирование, различные бесплатные услуги либо со скидкой услуги и т.п.), а иногда частично взамен ее. В России 40 млн. пенсионеров, т.е. каждый пятый житель страны; доходы в виде пенсий — второй по объему источник доходов населения после оплаты труда.
Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г.5 впервые предусмотрел наряду с трудовыми пенсиями (по старости, инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца) право на социальную пенсию любому гражданину, независимо от его трудовой деятельности, ставшему нетрудоспособным в силу старости, наступления инвалидности.
По ранее действовавшему законодательству нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на пенсию в связи с трудовой деятельностью, назначалось ежемесячное пособие при условии, если они не имели источника средств к существованию и родственников, обязанных по закону их содержать. Решение о предоставлении пособия сопровождалось проверкой материального и семейного положения человека.
В настоящее время в России введено подлинно всеобщее пенсионное обеспечение. Право на социальное обеспечение в виде пенсии признано за каждым человеком, и оно реализовано. Всеобщее пенсионное обеспечение полностью соответствует общепринятым принципам и нормам международного права.
Всеобщность социального обеспечения проявляется в законодательстве, регулирующем государственную помощь в содержании и воспитании детей Согласно ст. 38, 39 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей.6 Руководствуясь данной конституционной нормой, Государственная Дума 19 мая 1995 г. приняла Федеральный закон « О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Согласно преамбуле Закона устанавливается единая система государственных пособий гражданам в связи с рождением и воспитанием детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
В соответствии с российским законодательством каждая семья независимо от ее социального положения, количества воспитываемых детей, материального достатка имеет право при рождении ребенка на материальную помощь в виде пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, льгот по системе социального обеспечения.
Принцип всеобщности обеспечения проведен также в законодательстве, касающемся медицинской помощи и лечения (ст.17,18 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан7, ст. 1 Закона о медицинском страховании граждан в Российской Федерации). В пределах федеральной и территориальных программ обязательного медицинского страхования медицинская помощь и лечение предоставляются всем гражданам РФ, при определенных условиях: иностранным гражданам, лицам без гражданства, беженцев.
§ 2.2. Всесторонность социального обеспечения.
Реализация данного принципа предполагает, что государство предоставляет помощь своим гражданам при всех обстоятельствах, когда они в такой помощи нуждаются (все стороны жизни человека). Содержание этого принципа постоянно изменяется с развитием общества. Если в первоначально перечень оснований (социальных рисков), при наступлении которых у человека возникало права на социальное обеспечение, охватывал лишь утрату трудоспособности, старость и вдовство, то по мере изменения социально – экономических условий и развития цивилизации этот перечень непрерывно расширялся. Всеобщая декларация прав человека закрепившая право каждого как члена общества на социальное обеспечение, относит к таким основаниям не только старость, утрату трудоспособности (временную или постоянную), вдовство, но безработицу, а также все иные случаи, когда человек по независящим от него причинам теряет источник средств к существованию. Кроме того, в качестве самостоятельных оснований для социального обеспечения Декларации закрепляет материнство и детство. Национальное законодательство различных стран конкретизирует круг оснований для социального обеспечения.