Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 15:28, курсовая работа
Целью курсового исследования является комплексный научный анализ принципов права социального обеспечения. Реализация поставленной цели исследования обусловила необходимость выполнения следующих задач:
Объектом - изучить литературу по теме исследования;
- на основе теоретического анализа систематизировать знания о принципах права социального обеспечения;
- раскрыть содержание понятия «принципы права социального обеспечения»;
- охарактеризовать различные принципы права социального обеспечения.
Социальное обслуживание является неотъемлемым элементом системы социального обеспечения, в рамках которого предусматривается социальная помощь не в денежной форме, а в виде социальных услуг. В настоящее время социальное обслуживание охватывает многообразные виды социальных услуг, предоставляемых бесплатно или со скидкой, адресованных гражданам для удовлетворения их специфических потребностей, обусловленных болезнью, инвалидностью, старостью, многодетностью. Это — медицинская помощь и лечение; лекарственная помощь; санаторно-курортное лечение; социальная помощь на дому; содержание в учреждениях социального обслуживания; содержание детей в детских учреждениях; обеспечение инвалидов транспортными средствами или средством передвижения, профессионального обучения и трудоустройства инвалида; протезно-ортопедическая помощь; предоставление льгот по системе социального обеспечения.
Многообразие видов социального обеспечения позволяет полнее осуществлять заботу о тех, кто в ней нуждается.
В соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи от 17 июля 1999 г.13 предусматривается оказание государственной проживающим гражданам, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, в виде денежных выплат ( социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты); натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
В связи с введением в действие Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. в Российской Федерации установлены правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных законом случаях.
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает: обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска; возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору ( контракту) и в иных установленных законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию; обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Статья 8 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» устанавливает перечень видов обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний14. Обеспечение осуществляется в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем и выплачиваемого за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболевании; в виде единовременной, ежемесячных страховых выплат застрахованному лицу либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти; в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, включая расходы на: дополнительную медицинскую помощь (сверх предусмотренной по обязательному медицинскому страхованию), в том числе на дополнительное питание и приобретение лекарств; посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи; санаторно-курортное лечение, включая оплату отпуска ( сверх ежегодного оплачиваемого отпуска), на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно, стоимость проезда застрахованного, а в необходимых случаях также стоимость проезда сопровождающего его лица к месту лечения и обратно, их проживания и питания; протезирование, а также на обеспечение приспособлениями, необходимыми застрахованному лицу для трудовой деятельности и в быту; обеспечение специальными транспортными средствами, их текущий и капитальный ремонты и оплату расходов на горюче-смазочные материалы; профессиональное обучение (переобучение). Дополнительные расходы производятся страховщиком, если учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованный нуждается в указанных видах помощи, обеспечения или уходе.
§ 2.7. Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав
Общеправовой принцип о праве каждого на объединение для защиты своих интересов и гарантированности свободы деятельности общественных объединений находит свое преломление в названном выше отраслевом принципе. Укреплению правового статуса лиц, охватываемых сферой социального обеспечения, способствует их активная позиция в отстаивании своих интересов. Объединения ветеранов, инвалидов, солдатских матерей стали инициаторами ряда законов: «О ветеранах», «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих», «О социальной защите инвалидов
Для усиления общественной инициативы в сфере социального обеспечения появляется законодательная база. Например, ст. 33 Закона РФ «О социальной защите инвалидов» предусматривает, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов.15 Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были рассмотрены принципы права социального обеспечения: понятие, общая характеристика и их содержание.
Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой стороны указывают основные тенденции ее развития.
До настоящего времени кодифицированного нормативного акта (основ законодательства или кодекса), где были бы зафиксированы принципы социального обеспечения, не существует. Они содержатся в различных федеральных законах, нормативных актах, которые составляют содержание отдельных институтов права социального обеспечения.
По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:
-общеправовые, свойственные всем отраслям права;
-межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей права;
-отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;
-внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.
К общеправовым относятся принципы: признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; не отчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения; признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими; равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации; право каждого на объединение для защиты своих интересов; гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.
Межотраслевые: обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, запрещение принудительного труда и др.
Внутриотраслевые принципы касаются отдельных институтов отраслей права (принципы пенсионного обеспечения, социального обслуживания, обязательного медицинского страхования и др.).
В отношении отраслевых принципов следует отметить, что ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному их формулируют и указывают их количество.
В данной курсовой работе раскрыто содержание следующих отраслевых принципов права социального обеспечения:
БИБЛИОГРАФИЯ
11. В. П.Глагонов «Право социального обеспечения» стр.83
12. Лившиц Р. З. Теория права. М., 1994. С. 196.
13. Российское трудовое право / Под ред. А.Д. Зайкина. М., 1997. С. 45.
14. Федеральном законе « Об основах социального обслуживания населения в РФ»
15. Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г.
16. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Ст. 17,18.
Закона о медицинском страховании граждан в Российской Федерации
1 Лившиц Р. З. Теория права. М., 1994. С. 196.
2 Российское трудовое право / Под ред. А.Д. Зайкина. М., 1997. С. 45.
1Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения. М., 2004. С. 116.
1Федеральном законе « Об основах социального обслуживания населения в РФ»
5 О государственных пенсиях в Российской Федерации: Закон РФ от 20 ноября 1990 г.//
1 Конституция РФ1993 г. принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993 – 25 декабря.
2 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан: Федеральный закон от
Закона о медицинском страховании граждан в Российской Федерации
8 Сулейманов Г. В. 2 Издание. 2007 г .С. 67.
9 Конституция РФ 12.31.1993
9 ФЗ от 24.10.1997 г. « О прожиточном минимуме в РФ».
10 ФЗ от 17.12.2001 г. « О трудовых пенсиях в РФ».
11 ФЗ РФ от 25.10.2007 г. № 233
12 Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г.
13 Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г.
14 Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» Ст. 8.
15 Закон РФ «О социальной защите инвалидов» Ст. .