Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование признания гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть понятие и правовое регулирование признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим; исследовать теоретические и практические проблемы данного правового института; определить последствия признания гражданина без вести пропавшим; рассмотреть основания объявления гражданина умершим; изучить процедуру судебного разбирательства.
Объектом исследования являются правовые отношения, возникающие в процессе реализации норм о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим.

Содержание работы

Введение 3
Глава I Общая характеристика безвестного отсутствия и объявление гражданина умершим как институтов гражданского права : 5
1.1 Понятие и основания признания гражданина безвестно отсутствующим 5
1.2 Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим 8
1.3 Условия объявления умершим гражданина в гражданском праве 11
Глава II Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим: 14
2.1 Подача заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении его умершим 14
2.2 Процедура судебного разбирательства 16
2.3 Последствия явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим 19
Глава III Статистика пропавших без вести за 2011 год 22
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, правоспособность, будучи правовой категорией, неразрывно связана с жизнью гражданина и, как и жизнь, лишь единожды возникает и лишь единожды прекращается – в момент его смерти.

Разбирательство дела о  признании гражданина безвестно  отсутствующим или об объявлении гражданина умершим заканчивается вынесением решения. В решении суд указывает: фамилию, имя, отчество гражданина; год и место его рождения; последнее известное место жительства; начало безвестного отсутствия или дату смерти гражданина, если она известна.

2.3 Последствия явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим

Существуют два основания  для отмены решения суда о признании  гражданина безвестно отсутствующим: явка гражданина или обнаружение  места его пребывания.

В случае явки или обнаружения  места пребывания гражданина, признанного  безвестно отсутствующим или  объявленного умершим, суд по заявлению  самого гражданина, а также по заявлению  заинтересованных лиц, по инициативе которых  рассматривалось дело о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, возобновляет производство по делу и выносит новое решение в том же производстве, в котором гражданин был признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим.

Новое решение суда является соответственно основанием для отмены управления имуществом гражданина и для аннулирования записи о смерти в книге государственной регистрации актов гражданского состояния (ст. 280 ГПК РФ). Однако отмена судебного решения об объявлении гражданина умершим не может восстановить некоторые его права. Так, если супруг вступил в новый брак (ст. 26 СК РФ), то брачные отношения не могут быть остановлены, имущество, перешедшее по наследству, могло не сохраниться и т.д. Но возникает необходимость в восстановлении его субъективных прав, в первую очередь его права собственности. В данном случае большое значение имеет основание приобретения его имущества другими лицами – безвозмездно или на возмездных началах.

Согласно п. 2 ст. 46 ГК РФ независимо от времени своей явки гражданин может потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу после объявления гражданина умершим (например, к наследнику, к лицу, которому имущество было подарено, и т.п.). Это правило вполне соответствует принципу справедливости, поскольку граждане, к которым имущество перешло безвозмездно, в случае возвращения этого имущества собственнику материального ущерба, как правило, не несут.

Удовлетворяя требование об изъятии имущества у незаконного (хотя и добросовестного) приобретателя, суд решает и связанные с ним требования. В частности, добросовестный приобретатель в случае изъятия у него имущества вправе требовать возмещения произведенных на него необходимых затрат (при наличии условий, предусмотренных п. 2 ст. 303 ГК РФ). Кроме того, добросовестный владелец вправе оставить за собой произведенные им улучшения, если они могут быть отделены без повреждения имущества. Если отделение их невозможно, он вправе требовать компенсации затрат на улучшение имущества. Затраты не должны превышать размера увеличения стоимости имущества. Вместе с тем он обязан возвратить или возместить собственнику все доходы, которые он извлек или должен был извлечь со времени, когда он узнал или должен был узнать о неправомерности владения или получил повестку по иску собственника о возврате имущества.

Гражданин, ошибочно объявленный  умершим, вправе требовать возврата сохранившегося имущества от лиц, получивших его безвозмездно, при условии, что  это имущество принадлежало гражданину. Если он состоял в браке и имелось совместное нажитое супругами имущество, возможно требовать возврата только полагающейся ему части общего имущества. Некоторые виды имущества возврату не подлежат. Это деньги и ценные бумаги на предъявителя (п. 3 ст. 302 ГК РФ).

В случае явки гражданина, объявленного умершим, восстановлению (при наличии рассмотренных выше условий) подлежат лишь те его права, которые перешли к наследникам  и другим лицам. Права, которые прекратились, т.е. были аннулированы в связи с объявлением гражданина умершим, не могут быть восстановлены. Так, не восстанавливается действие обязательств личного характера (обязанности по выполнению какой-либо работы, совершению юридических действий, созданию произведения).

Требования о возврате имущества могут быть заявлены независимо от срока явки гражданина, объявленного умершим, при этом ему возвращается лишь сохранившееся в наличии имущество. Однако в тех случаях, когда имущество объявленного умершим перешло к государству по праву наследования (ст. 552, ст. 553 ГК РФ) и было реализовано, гражданину возвращается сумма, вырученная от реализации имущества.

 

Глава III Статистика пропавших без вести за 2011 год

В стране катастрофически  растет число людей, которые исчезли  без следа. Они пропадают внезапно, без объяснимых причин, многие - навсегда. За несколько лет количество пропавших без вести почти удвоилось и превысило астрономическую цифру в 120 тысяч человек. Так, за один только год уходит в никуда население немалого города.

Из 120 тысяч человек, которые пропали только в 2011 году, большинство мужчины - почти 59 тысяч. 38 тысяч - женщины, 23 тысячи - несовершеннолетние и малые дети. Большинство все-таки находят. Живыми. Иногда через месяц, иногда через несколько лет.

Самый безобидный - но не для родственников - вариант бесследного исчезновения связан с семейными конфликтами и бегством от долгов. Такая игра в прятки с родными или кредиторами в правовом смысле не наказуема.

По данным министерства внутренних дел, большая часть исчезнувших (примерно 80 процентов) - это взрослые люди, уехавшие из родных мест на заработки. Причины большинства пропаж укладываются в стандартные схемы. У многих надежды на быстрый заработок не сбываются, обрадовать родных нечем, поэтому и вестей домой не шлют. А близкие дома с ума сходят, подают заявления на розыск.

В последние годы участились случаи похуже, когда люди попадают к непорядочным работодателям, которые  месяцами кормят наемных рабочих  обещаниями и в конце концов выталкивают  их за ворота без копейки в кармане, а то и просто берут в настоящее рабство.

В МВД рост числа без  вести пропавших связывают, с  одной стороны, с усилением миграционных процессов, с другой - с неблагоприятной  криминогенной ситуацией.

Число бесследно исчезающих в России людей ежегодно прирастает на 12-15%. Без следа пропадают не только простые работяги. Если верить сводкам, то в год куда-то деваются не менее пяти высокопоставленных чиновников и около 200 людей в форме - военных и милиционеров.

Примерно четверть от общего списка пропавших - это люди, сделавшие первые шаги к жизни бездомного. Те, кто по разным причинам потерял всякую связь с родными и знакомыми. Остальные погибают при невыясненных обстоятельствах или становятся жертвами нераскрытых преступлений. Это трупы без следа.

Из-за несовершенства статистической отчетности точно сказать, какой процент из общего числа без вести пропавших гибнет, невозможно. Косвенное представление может дать такой показатель: например, в 2011 году из 118 тысяч разыскиваемых около 1200 человек стали жертвами преступлений - убийств, изнасилований, причинения тяжкого вреда здоровью. Это примерно один процент.

На специальных слушаниях  по пропавшим без вести, которые  провели в Мосгордуме, депутаты, прокуроры, сотрудники милиции с  помощью экспертов пытались найти  ключ к решению этой проблемы. Постарались выяснить, что нужно для эффективного поиска - новые правовые нормы или дополнительные средства. Оказалось, ни то ни другое - инструкций и циркуляров, а также денег и технических средств ведомствам хватает, мешают несогласованность и пресловутое нежелание искать. Ежегодно в каждом из городов-миллионников пропадает от 2 до 3 тысяч человек. Их по закону ищут специализированные и оперативные службы. Но информация о пропавших разбросана между милицией, больницами и моргами. А у тех договориться между собой об обмене сведениями чаще всего не получается.

В особую группу риска  среди пропавших входят глубокие старики, больные люди и маленькие  дети. Те, кто не может назвать  и вспомнить свою фамилию и  адрес. Бывает, что в домах престарелых или в интернатах подолгу живут люди, которых годами ищут близкие.10

 

Заключение

Таким образом, делая  выводы по своей курсовой работе, я  хочу сказать, что институт признания  гражданина безвестно отсутствующим  и объявление его умершим обладает специфичными чертами, присущими только ему и отличающего его от других правовых институтов в гражданском праве.

В данной работе были рассмотрены  процессы признания гражданина безвестно  отсутствующим и объявление его умершим; определены последствия признания гражданина без вести пропавшим; рассмотрены основания объявления гражданина умершим.

Анализируя и исследуя источники гражданского законодательства, я выделила признаки, которые характеризуют  данные правовые институты и придают  им определенную индивидуальность.

Безвестное отсутствие – удостоверенный в судебном порядке  факт длительного отсутствия гражданина в месте его жительства, если не удалось установить место его  пребывания.

Объявление гражданина умершим – судебное признание  умершим гражданина, о котором  в месте его постоянного жительства нет никаких сведений в течение установленного законом срока.

Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц  признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте  его жительства нет сведений о  месте его пребывания.

Имущество гражданина, признанного  безвестно отсутствующим, при необходимости  постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки  и попечительства и действует  на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом.

Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте  его жительства нет сведений о  месте его пребывания в течение  пяти лет, а если он пропал без вести  при обстоятельствах, угрожавших смертью  или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, – в течение шести месяцев.

В случае явки или обнаружения  места пребывания гражданина, объявленного умершим, суд отменяет решение об объявлении его умершим.

Заявление о признании  гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица.

Следовательно, данный правовой институт является защитой интересов заинтересованного лица путем вынесения законного и обоснованного судебного решения, направленного на устранение неопределенности в семейных, гражданских, жилищных и других правоотношениях, которыми безвестно отсутствующий гражданин связан с физическими лицами и организациями.

Таким образом, я считаю, что возможность признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим не является самоцелью. Она необходима в целях обеспечения устойчивости гражданских правоотношений и защиты прав и законных интересов их участников.

 

Список использованной литературы

1. Гражданский кодекс  Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ с изменениями от 8 декабря 2011 года;

2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. №138-ФЗ с изменениями от 14 июня 2011 года;

3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ с изменениями от 4 мая 2011 года;

4. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. №188-ФЗ с изменениями от 4 июня 2011 года;

5. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» с изменениями от 1 июля 2011 года;

6. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» с изменениями от 7 февраля 2011 года;

7.  "Российская газета" - Федеральный выпуск №4781 от 20 января 2012 года;

8. Буряков Е.В., Черкасов Р.В. Безвестное исчезновение граждан и его причины. // Российский следователь. – 2004. - № 3. – С. 23;

9. Ерошенко А. Безвестное отсутствие гражданина и его правовые последствия // Социалистическая законность. - М.: Известия. – 1981. - № 10. – С 27;

10. Исмаилов Ч. Безвестно отсутствующий и безвестно исчезнувший // Законность. – 2008. - № 6. – С. 42;

11. Кулешова А.Ю. Правовая природа дел о признании граждан безвестно отсутствующими и объявление их умершими // Вестник Тверского государственного университета. – 2007. - № 4. – С. 18;

12. Кузнецов Е. Доверительное управление имуществом безвестно отсутствующего лица // Человек и закон. – 2004. - № 5. – С. 16;

13. Майоров В.А. Доказывание при рассмотрении дел о признании граждан безвестно отсутствующими и объявлении их умершими. // Вестник СТАП. - 1999. - № 1. – С. 38;

14. Михайлова И.А. Теоретические и практические проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим // Наследственное право. - 2006. - № 2. – С. 15;

15. Никитин Д.Ю. Особенности договора доверительного управления имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим // Российский судья. – 2006. – № 10. – С. 25;

Информация о работе Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим