Проблемы единого гражданства в Союзе Беларуси и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 21:50, контрольная работа

Описание работы

В соответствии со ст. 1 Закона РБ «О гражданстве РБ», гражданство – это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека [8].
Гражданство Республики Беларусь является неотъемлемым атрибутом государственного суверенитета РБ. Вопросы гражданства в РБ регулируются Конституцией РБ, законом «О гражданстве РБ», другими актами законодательства и международными договорами.
Базовыми началами института гражданства являются принципы. Принципы гражданства – это сущностные черты отношений по поводу состояния в гражданстве [1, с. 288].

Содержание работы

ГЛАВА 1. Гражданство как конституционно-правовой институт ……………3
ГЛАВА 2. Проблемы единого гражданства в Союзе Беларуси и России……………………………………………………………………………...6
ГЛАВА 3. Задача………………………………………………………………...12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………13

Файлы: 1 файл

К.П. контрольная.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1. Гражданство как конституционно-правовой институт ……………3

ГЛАВА 2. Проблемы единого гражданства в Союзе Беларуси и России……………………………………………………………………………...6

ГЛАВА 3. Задача………………………………………………………………...12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Гражданство как конституционно-правовой институт

В соответствии со ст. 1 Закона РБ «О гражданстве РБ», гражданство – это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека [8].

Гражданство Республики Беларусь является неотъемлемым атрибутом государственного суверенитета РБ. Вопросы гражданства в РБ регулируются Конституцией РБ, законом «О гражданстве РБ», другими актами законодательства и международными договорами.

Базовыми началами института  гражданства являются принципы. Принципы гражданства – это сущностные черты отношений по поводу состояния  в гражданстве [1, с. 288].

В соответствии со ст. 3 Закона «О гражданстве РБ», гражданство Республики Беларусь основывается на следующих принципах:

1) каждый имеет право на гражданство; 2) гражданство РБ является равным для всех граждан РБ независимо от оснований его приобретения; 3) гражданство РБ не может быть предоставлено против воли лица; 4) никто не может быть лишен гражданства РБ или права изменить гражданство; 5) РБ стремится к избежанию случаев безгражданства [8].

Также к принципам  гражданства относятся: 1)принцип единого гражданства (вытекает из унитарного государства); 2) принцип неотъемлимости (т.е. за гражданами РБ сохраняется гражданство, даже если они находятся вне пределов РБ); 3) принцип защиты и покровительства гражданства за рубежом; 4) заключение или расторжение брака гражданином РБ с гражданином другого государства или лицом без гражданства, само по себе не влечет изменения гражданство супругов; 5) непризнание двойного гражданства.

Конституция РБ в ст. 10 фиксирует еще 1 принцип гражданства:  гражданин РБ не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами РБ [6].

Гражданами  Республики Беларусь являются: 1) лица, состоящие в гражданстве Республики Беларусь на день вступления в силу Закона РБ «О гражданстве РБ»; 2) лица, которые приобрели гражданство Республики Беларусь в соответствии с  Законом РБ «О гражданстве РБ».

В РБ предусмотрено 3 основания приобретения гражданства:

 1) по рождению; 2) в результате приема в гражданство РБ; 3) в порядке регистрации.

В соответствии со ст.  13 Закона «О гражданстве РБ», ребенок приобретает гражданство РБ по рождению, если на день рождения ребенка:

1) хотя бы один из родителей ребенка состоит в гражданстве РБ независимо от места рождения ребенка;

2) родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории РБ, являются лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РБ;

3) родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории РБ, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории РБ, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства[8]

Находящийся на территории РБ ребенок, родители которого неизвестны, становится гражданином РБ.

Для того, чтобы получить гражданство РБ в результате приема, необходимо соблюдать 5 условий: 1) соблюдать Конституцию и законы РБ; 2) иметь законный источник существования; 3) знать в пределах общения один из государственных языков РБ; 4) постоянно проживать на территории РБ после получения разрешения в течение 7 лет непрерывно; 5) не иметь гражданства другого государства.

В соответствии со ст. 15 Закона РБ «О гражданстве РБ», любое лицо, достигшее 18-летнего  возраста, постоянно проживающее  на территории РБ, состоящее в гражданстве бывшего СССР и не состоявшее в гражданстве РБ, вправе обратиться с заявлением о приобретении гражданства РБ в порядке регистрации, если оно:

1) родилось или постоянно проживало на территории РБ до 12 ноября 1991 года; 2) является супругом лица, которое имеет право на приобретение гражданства в порядке регистрации; 3) является потомком лица, которое имеет право на приобретение гражданства в порядке регистрации [8].

 Гражданство РБ прекращается: 1) вследствие выхода из гражданства; 2) вследствие утраты гражданства.

В соответствии со ст. 1 Закона «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в РБ», иностранный гражданин – это лицо, не являющееся гражданином РБ и имеющее доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) другого государства. Лицо без гражданства – это лицо, не являющееся гражданином РБ и не имеющее доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства [9].

Иностранные граждане и лица без гражданства на территории РБ пользуются правами и свободами наравне с гражданами РБ, если иное не определено Конституцией, законами, международными договорами.

Таким образом, гражданство – это многоаспектное правовое явление, многогранность которого проявляется в том, что гражданство выступает как особое устойчивое правоотношение, комплексный институт конституционного права и субъективное право. На основании изучения определения гражданства можно сделать вывод, что оно содержит все необходимые юридически значимые признаки и отражает установившуюся концепцию взаимоотношений человека и государства, основанных на праве и признании приоритета общечеловеческих ценностей, где человек и государство выступают равноправными и равнообязанными субъектами. 

ГЛАВА 2. Проблемы единого гражданства  в Союзе Беларуси и России

2 апреля 1997 г.  в Москве был заключен Договор о Союзе Беларуси и России, а также подписан Устав Союза Беларуси и России. В соответствии с договором два государства решили на добровольной основе образовать Сообщество Беларуси и России в целях объединения материального и интеллектуального потенциалов своих государств для подъема экономики, создания равных условий повышения уровня жизни народов и духовного развития личности [1, с.165].

Сообщество  Беларуси и России было преобразовано  в Союз с наделением его полномочиями согласно Уставу Союза. При этом каждое государство — участник Союза сохранило государственный суверенитет, независимость и территориальную целостность, Конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности.

В соответствии с Уставом установлено гражданство Союза: каждый гражданин Республики Беларусь и каждый гражданин Российской Федерации является одновременно гражданином Союза.

25 декабря 1998 г. в г. Москве был заключен  Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан.

8 декабря 1999 г. был подписан Договор о создании Союзного государства. С его ратификации законом от 24 декабря 1999 г. и обмена ратификационными грамотами, прекратили действие Договор об образовании Сообщества Беларуси и России от 2 апреля 1996 г. и Договор о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г. Ранее принятые акты в рамках Сообщества и Союза продолжают действовать в части, не противоречащей Договору о создании Союзного государства [1, с.178].

Создание союзного государства знаменует новый этап в процессе единения народов двух стран в демократическое правовое государство.

По мере становления  Союзного государства будет рассмотрен вопрос о принятии его Конституции.

Предусмотрено, что граждане государств-участников являются одновременно гражданами Союзного государства.

В Союзном государстве  признаются и гарантируются права  и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Вопросы приобретения и утраты гражданства государств-участников регулируются их национальным законодательством. Никто не может стать гражданином Союзного государства без приобретения гражданства государства-участника.

Граждане Союзного государства пользуются равными правами и несут равные обязанности на территории другого государства-участника, если иное не предусмотрено законодательными актами государств-участников, договорами между ними.

До принятия союзного нормативно-правового  акта в области гражданства правовое положение граждан союзного государства регулируется национальными законодательными актами государств-участников.

Граждане Союзного государства  имеют право избирать и быть избранными в Парламент Союзного государства, а также назначаться на должности  в органы Союзного государства.

Граждане Союзного государства имеют право на создание союзных общественных объединений.

До введения единого образца  документов, удостоверяющих личность гражданина Союзного государства, на его  территории одинаково признаются документы, выданные государственными органами и органами местного самоуправления государств-участников, а также документы, признаваемые в соответствии с законодательством государств-участников и международными договорами.

Каждый гражданин  государства-участника имеет право  на защиту на территории третьего государства, где не имеется представительства государства-участника, гражданином которого он является, со стороны дипломатических представительств или консульских учреждений другого государства-участника на тех же условиях, что и граждане этого государства-участника.

Государства-участники  создают единое экономическое пространство. В Союзном государстве действует унифицированное, а затем и единое законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность, в том числе гражданское и налоговое законодательство.

  Прежде всего,  понимание гражданства неотделимо  от социальной деятельности людей,  от способов бытия, от существа  всей совокупности отношений,  в которых участвует индивид  и от которых зависит уклад его жизни. В свою очередь, гражданство является предтечей всех отношений, в которые вступают индивиды, объединившиеся в государство, в рамках созданной ими государственной организации. Можно сказать, что гражданство является воплощением традиционных технологий формирования состава населения будущего государства, населения как обязательного признака государства. Гражданство свидетельствует связь лица с населением государства, состояние индивида в системе отношений, характеризующих население как человеческую субстанцию, как социальный феномен, без которого невозможно существование государства, предшествующий возникновению последнего и составляющий основу человеческого фактора в его характеристике.

   Связь  гражданства как правовой категории с населением как признаком государства отмечает профессор О.О. Миронов. Именно гражданство способно придать Союзному государству статус государства, а не международной региональной организации. Поэтому в документах, регламентирующих развитие сотрудничества России и Беларуси, вопросы гражданства рассматриваются с позиции дальнейшей интеграции отношений этих стран [4, с.34-35].

   Однако  понятие союзного гражданства  в современной юридической литературе  следует отнести к числу неразработанных.  Тому есть свои причины. В их числе, во-первых, нужно назвать многообразие определений российского и белорусского гражданства, во-вторых, неоднозначное отношение российских и зарубежных ученых к надгосударственному гражданству — как к его существованию, так и к определению его понятия.

 Проблемы и сложности реализации союзного гражданства не только не были решены Уставом, а наоборот, несколько обострились, поскольку механизм приобретения союзного гражданства и документального его подтверждения, Уставом не предусмотрен.

   Нормы некоторых правовых документов развивают идею союзного гражданства тем, что право на упрощенный (регистрационный) порядок приобретения гражданства возникает при наличии одного из условий: 1) состояния в гражданстве одной из Сторон соглашения; 2) факта рождения или проживания на территории Стороны приобретаемого гражданства до 21 декабря 1991 года; 3) наличия у заявителя близких родственников, постоянно проживающих на территории Стороны приобретаемого гражданства и являющихся ее гражданами; 4) снятия временных ограничений для постоянного проживания на территории Стороны приобретаемого гражданства [2, с.63].

   Кроме  этого, законодательными актами гарантируется недопустимость состояния двугражданства и безгражданства, регламентируются вопросы гражданства детей. Допускаются и более льготные условия приобретения гражданства, если они предусмотрены национальным законодательством Стороны или международными соглашениями, участником которых она является.

   Весьма  непростую и противоречивую конструкцию  института гражданства Союзного государства предлагает Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года. Специфика данного института по указанному Договору обусловлена сохранением Россией и Беларусью  своего собственного суверенитета, независимости, территориальной целостности, символики и других атрибутов и признаков самостоятельного государства с одновременным провозглашением названных атрибутов Союзного государства. Особая форма объединения России и Беларуси отразилась на содержании правовых институтов, обеспечивающих учреждение признаков и статуса в целом нового государства [1, с.178].

Информация о работе Проблемы единого гражданства в Союзе Беларуси и России