Проблемы правового регулирования оптовой торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 18:23, реферат

Описание работы

Цель данной работы заключается в раскрытии темы, определение её сущности, значения на данном этапе экономики российской Федерации, а также выявлении проблем, связанных с оптовой торговлей.
Руководствуясь учебной и научной литературой, нормативными правовыми актами, для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:
провести комплексное исследование сущности и правовой природы оптовой торговли, ее субъектного состава;
обосновать роль оптовой торговли в условиях рыночных отношений и концепции ее дальнейшего развития;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…3
Глава 1. Понятие и значение оптовой торговли………………………..6
Глава 2. Проблемы правового регулирования оптовой торговли…
Заключение………

Файлы: 1 файл

гп курсовая.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3

Глава 1. Понятие и значение оптовой торговли………………………..6

Глава 2. Проблемы правового регулирования оптовой торговли…

Заключение………………………………………………………………

Приложение 1……………………………………………………………

 

Введение

Рыночные отношения, движущей силой которых является конкуренция, должны опираться на хорошо развитую структуру товарного рынка, важнейшим элементом которой является оптовая торговля. Как свидетельствует опыт экономически развитых государств (США, Германия, Япония и др.), в современных условиях существование внутреннего рынка страны немыслимо без участия оптовой торговли, в которых она стала подлинным организатором рыночной системы товародвижения и обеспечения товарами и услугами потребителей. При этом наблюдается такая тенденция: чем выше уровень развития производства и сложнее, разветвленнее структура договорных связей в экономике, тем значительнее роль оптовых организаций и разнообразнее формы их деятельности. Это обусловливается теми радикальными преобразованиями, которые произошли на товарных рынках ряда европейских стран на рубеже 60-70 годов прошлого века, когда приоритет во взаимоотношениях сторон по купле-продаже был перенесен с производителей (поставщиков) на покупателей. Теперь покупатель становится главным действующим лицом на рынке, а продаваться стал не только сам товар, но и удобства по его приобретению, которые в полном объеме способны предложить лишь крупные оптовые организации в силу своего профессионализма и функциональной специализации.

У нас в стране на современном этапе развития рыночных отношений осуществление подобных функций оптовой торговле не под силу вследствие ее деформированного состояния в результате проведенных в 90-годах прошлого века непродуманных, без достаточного теоретического обоснования и правового обеспечения преобразований. Из единой целостной системы она в одночасье превратилась в хаотичную и неуправляемую массу множества мелких и средних (за небольшим исключением) «фирмочек» без необходимой материально-технической базы, с числом работающих в несколько человек и различного рода посредников (комиссионеров, агентов, дилеров и пр.).

Серьезную опасность представляет и стихия, царящая на оптовом рынке страны (беспорядочное размещение оптовых организаций, диспропорциональность функциональных видов, огромное количество посредников и перекупщиков, а также «перерождение» оптовой торговли – большинство ее субъектов занимается не реальным продвижением товаров, а многократной их перепродажей, осуществлением других «выгодных» им операций, дающих быструю прибыль и не требующих каких-либо ощутимых материальных затрат). При этом такая направленность деятельности оптовой торговли с каждым годом приобретает все более ярко выраженную тенденцию.

Такое состояние оптовой торговли сегодня дорого обходится обществу – значительный рост торговых  наценок и цен, замедление товарооборота, ухудшение качества товаров, проникновение на рынок опасной, некачественной продукции и пр.

Предметом исследования является оптовая торговля, как важнейший сектор рыночного распределения и продвижения товаров из сферы производства в сферу обращения, ее понятие, экономическая и правовая сущность, функциональные особенности, структурное построение, правовое регулирование, роль в условиях рыночных отношений, перспективы дальнейшего развития и совершенствования правовой базы.

Весьма актуальными представляются проблемы, связанные с классификацией правоотношений в сфере оптовой торговли, проблемы совершенствования законодательства об участниках этих правоотношений. Важное практическое значение имеет также разработка понятия и основных условий договора оптовой купли-продажи как основного регулятора общественных отношений оптовой торговли.1

Цель данной работы заключается в раскрытии темы, определение её сущности, значения на данном этапе экономики российской Федерации, а также выявлении проблем, связанных с оптовой торговлей.

Руководствуясь учебной и научной литературой, нормативными правовыми актами, для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:

  1. провести комплексное исследование сущности и правовой природы оптовой торговли, ее субъектного состава;
  2. обосновать роль оптовой торговли в условиях рыночных отношений и концепции ее дальнейшего развития;
  3. выявить и проанализировать проблемы оптовой торговли;
  4. изучить и проанализировать правовое регулирование оптовой торговли;

 

 

 

  1. Понятие и значение оптовой торговли.

Значение оптовой торговли в экономической жизни современного общества невозможно переоценить. Она является важнейшей "артерией", необходимым связующим звеном между товаропроизводителями и конечными потребителями товаров. Сказанное относится к любой стране, но особенно актуально для России с её огромным экономическим пространством, разительными различиями климатических условий и экономического развития отдельных регионов, значительной удалённостью многих товаропроизводителей, нередко единственных в отношении отдельных товаров, от своих потребителей. Специфика экономических условий в России заключается также в необходимости создания разветвлённой товаропроводящей сети, от "супермаркетов" до ларьков в трудно доступных условиях, что влечёт за собой необходимость дробления крупных партий товаров на минимальные, исчисляемые штуками.  
Отношения в сфере оптовой торговли как часть экономических отношений в сфере товарного обращения по своему характеру являются волевыми отношениями, а потому не только способны испытывать на себе правовое воздействие, не только поддаются правовому регулированию, но и нуждаются в нём. Тем не менее, ни в одном ГК России, включая действующий, не назван даже термин "оптовая торговля", не говоря уже об определении его понятия и регламентации общественных отношений в этой сфере. Основная причина такого положения в том, что продолжающееся в течение многих десятилетий действие планово-распределительной административно-командной системы, в которой единственно возможными были отношения поставки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления, прекратилась; условия рынка диктуют необходимость разнообразия в правовом регулировании отношений в сфере оптовой торговли. Более того, создана надёжная конституционная основа правового регулирования этих отношений: Российская Федерация представляет собой единое экономическое пространство со свободным перемещением товаров, услуг и финансовых средств.2 Это конституционное положение создаёт весьма благоприятную среду для развития текущего законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере оптовой торговли.

Тем не менее, правовое регулирование общественных отношений в указанной сфере в известной мере находится в состоянии застоя; по традиции, а также за неимением альтернативы, к данным отношениям применяются нормы о поставках, что далеко не всегда соответствует их надлежащему регулированию и, в конечном счете, правильному развитию. Основная причина таких застойных явлений в праве заключается в отсутствии чёткого представления о системе правового регулирования этих отношений; разработка целостной системы взглядов на правовое регулирование отношений в области оптовой торговли не просто является актуальной, а не терпит отлагательства.

Прежде всего, весьма сложным и мало разработанным, особенно в науке гражданского права, является вопрос о понятии оптовой торговли.

С позиции словаря Даля В. И, оптовая торговля – «продажа товаров партиями (крупными партиями), в большом количестве, обобщаемом в русском языке словом "оптом" (трансформировавшимся из слов "оптъ", "обът", в свою очередь, происходящих от "общего.3

В сформулированных в Законе о торговле определениях понятий оптовой торговли связи с указанными количественными характеристиками нет, что придает некоторую атавистичность слову "оптовая".4

Определения договора оптовой купли-продажи нет до сих пор ни в одном Федеральном законе. До 1 февраля 2010 года, также не было в законодательстве определения оптовой торговли. Впрочем, оптовая торговля была определена и раньше, но лишь в нормативных актах. Понятие «оптовая торговля» стало юридически определено в Федеральном законе от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», вступившим в силу 1 февраля 2010 года. «Оптовая  торговля  -  вид  торговой  деятельности,  связанный  с приобретением    и    продажей    товаров    для   использования   их   в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях,  не  связанных  с  личным,  семейным,  домашним  и  иным  подобным использованием».5 Но этот закон имеет ограниченную сферу применения (статья 1), и в статье 3 делается прямая отсылка к нормам ГК РФ.

В ГК РФ единственное упоминание слова «оптовая» присутствует в статье 1030, в контексте определения вознаграждения по договору коммерческой концессии, в составе фразы «наценки на оптовую цену  товаров».6 Но если есть оптовая цена, то должно же быть и юридически определено понятие договора оптовой купли-продажи. Но в федеральном законодательстве нет такого определения.

Можно сделать предположение, что договором оптовой купли-продажи будет считаться любой договор купли-продажи, который по своим критериям не может быть отнесён к договору розничной купли-продажи. Но это предположение будет ошибочным. Не все виды договоров купли-продажи, определённые Главой 30 ГК РФ, можно отнести к оптовой торговле.

По своему определению, и исходя из определения оптовой торговли, однозначно можно отнести к договору оптовой купли-продажи только договор поставки. Статья 506 ГК РФ «Договор поставки»: «По договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары  покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием».7

Теперь мы можем сравнить определения розничного и оптового договоров купли-продажи. В них, оказывается, много общего. И при розничной и при оптовой торговле, продавцом может быть только лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. И при розничной и при оптовой купле-продаже не имеют значения ни форма расчётов (оплаты товара), ни количество товара.

А вот покупателем при оптовой торговле может быть только индивидуальный предприниматель или организация. Поскольку только они могут использовать купленный товар в предпринимательских целях, либо в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Физическое лицо, не осуществляющее предпринимательскую деятельность, не может по определению быть стороной в договоре поставки, иными словами при оптовой купле-продаже. На практике же, это всё не так просто. И чаще слово «оптом», ассоциируется и покупателями и продавцами со словом «много».

Нынешний гражданский кодекс Российской федерации не содержит вообще понятия договора оптовой купли-продажи, хотя логично было бы поставить его третьим параграфом после договора розничной купли-продажи. Надеемся, что революция в гражданском праве – новый гражданский кодекс внесёт свою лепту в данный вопрос оптовой торговли. Хотя посмотрев проект, договора оптовой купли-продажи мы не увидели.

В заключение представляется интересным сравнение определений понятий "оптовая торговля", сформулированных в законах и законопроектах соседних государств. Как видно из сравнительной таблицы (приложение 1) юридико-логическая безупречность, на наш взгляд, также не достигнута.

 

 

2. Проблемы правового  регулирования оптовой торговли.

Развивающиеся рыночные отношения существенно смещают устоявшиеся в экономике приоритеты. Как известно, в течение длительного времени торговля, в том числе оптовая, находясь в исключительной монополии государства, какой-либо существенной роли в хозяйственном механизме страны не играла и ее роль в таких условиях сводилась лишь к доведению уже распределенных свыше товаров от производителя к потребителю.

С переходом страны к рыночной экономике, отменой планово-распределительной системы, формированием нового хозяйственного механизма, ориентированного на потребителя, роль и место оптовой торговли претерпевают существенные изменения.

Вместе с тем научное ее обеспечение (как и торговли в целом) на сегодняшний день практически отсутствует.

Дореволюционные отечественные труды по торговому праву (А.И. Каминка, Г.Ф. Шершеневич, П.П. Цитович и др.) уже в значительной степени устарели. В советский период вопросами торговли занимались лишь отдельные ученые-правоведы (Я.А. Куник, В.А. Язев и другие), но все их научные исследования базируются на законодательстве, ныне уже не действующем.

Правовая наука западных экономически развитых стран на сегодняшний день для нас неприемлема, поскольку она отражает особенности торговой деятельности в условиях развитого товарного рынка (а у нас он только еще только складывается).

Что же касается исследований в современной отечественной правовой науке, то они являются единичными.

Отсутствие теоретической базы не смогло не сказаться и на правовом регулировании деятельности торговли, особенно оптовой.

Так, в отличие от экономически развитых стран, где уже не одно десятилетие существует мощное правовое обеспечение торгового оборота (в виде самостоятельно существующих торговых кодексов или хорошо разработанного торгового законодательства), в нашей стране правовая база в сфере торговли еще только складывается, причем не в качестве отраслевого, а в рамках гражданского законодательства.

Как известно, основой правового регулирования, юридической базой всего действующего законодательства в стране является Конституция РФ, которая закрепила все основополагающие предпосылки и гарантии для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности - верховенство закона, многообразие форм собственности и равная их защита, экономическая свобода, свобода договоров, единство экономического пространства и пр.

Эти общие конституционные положения развиваются и конкретизируются в гражданском законодательстве, безоговорочно признанном в юридической науке правовым фундаментом регулирования рыночных отношений.8 Так, ГК РФ и принятые на его основе федеральные законы дают понятие, признаки и формы предпринимательской деятельности, определяют правовой статус участников гражданского оборота, их организационно-правовые формы, пределы и способы защиты гражданских прав, в том числе предпринимателей, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав. Значительное место отведено в нем отношениям, возникающим из сделок, договоров и обязательств, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности и ответственности их участников.

Информация о работе Проблемы правового регулирования оптовой торговли