Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 15:47, курсовая работа
Актуальность курсовой работы обуславливается необходимостью детального изучения оснований и порядка банкротства юридических лиц, с целью недопущения искусственного банкротства, как со стороны самих юридических лиц, так и их конкурентов.
Государство, признавая себя равным участником гражданско-правовых отношений, гарантирует равенство всех субъектов права перед Гражданским законом, и обеспечивает свободное и естественное развитие экономических отношений (регулированию которых посвящен Гражданский кодекс).
Объектом исследования данной курсовой работы выступают гражданско-правовые отношения, возникающие в процессе несостоятельности юридических лиц.
Введение
Юридическое лицо - это организация, имеющая обособленное имущество (на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления), отвечающая им по своим долгам и способная от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Такая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету.
Юридическое лицо является субъектом гражданского права и обладает правоспособностью и дееспособностью. Юридическое лицо приобретает правоспособность и дееспособность в момент регистрации, а теряет их в момент ликвидации.
Банкротство − признанная уполномоченным государственным органом неспособность должника (физического либо юридического лица) удовлетворить в полном объеме требования кредиторов и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных государственных платежей.
Актуальность курсовой работы
обуславливается необходимостью детального
изучения оснований и порядка
банкротства юридических лиц, с
целью недопущения
Государство, признавая себя
равным участником гражданско-правовых
отношений, гарантирует равенство
всех субъектов права перед
Объектом исследования данной курсовой работы выступают гражданско-правовые отношения, возникающие в процессе несостоятельности юридических лиц.
Предметом исследования являются нормы, регулирующие отношения возникновения и прекраще6ния юридического лица.
В качестве цели данной работы
был выделен анализ отношений
при несостоятельности
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать понятие и выявить основные характеристики несостоятельности (банкротства) юридического лица;
исследовать правовые возможности юридического лица при защите своих интересов.
на основе действующих нормативных документов, сложившейся арбитражной практики, мнения ведущих юристов и иных материалов, проанализировать действующее законодательство о несостоятельности (банкротстве).
Теоретической основой данной
работы является изучения и анализа
специальной юридической
1. Несостоятельность (
1.1 Понятие и общие признаки банкротства
Понятие "банкротство" определено статьей 2 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
"Несостоятельность (
Банкротство в строго юридическом
смысле слова есть юридический факт,
наступающий после признания
данного факта арбитражным
В соответствии со статьей 65 ГК РФ: "Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию".
Основания признания судом
юридического лица несостоятельным (банкротом),
порядок ликвидации такого юридического
лица, а также очередность
ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" №127-ФЗ регулирует порядок, и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона №127-ФЗ действие его распространяется на все юридические лица, за исключением:
-казенных предприятий;
-учреждений;
-политических партий;
-религиозных организаций.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила проведения процедуры банкротства, чем те, которые предусмотрены Законом №127-ФЗ, применяются правила международного договора. В частности, к регулируемым Законом №127-ФЗ отношениям с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения данного Закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (пункты 4-5 статьи 1 Закона №127-ФЗ).
Решения судов иностранных
государств по делам о несостоятельности
(банкротстве) признаются на территории
Российской Федерации в соответствии
с международными договорами Российской
Федерации, при отсутствии которых
решения судов иностранных
Юридическое лицо, являющееся
коммерческой организацией, а также
юридическое лицо, действующее в
форме благотворительного или иного
фонда, может совместно с кредиторами
принять решение объявления о
своем банкротстве и о
Общие признаки банкротства организаций определены в статье 3 ФЗ №127-ФЗ. Признаком банкротства юридического лица является неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.
Кроме того, для определения наличия признаков банкротства должника (юридического лица) должны учитываться состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, установленных пунктом 2 статьи 4 Закона №127-ФЗ.
Задолженность перед кредиторами делится на две группы:
Первая группа платежей включает
в себя денежные обязательства и
обязательные платежи, возникшие до
подачи в арбитражный суд заявления
о признании должника банкротом.
Такие требования кредиторов подлежат
включению в реестр требований кредиторов
в качестве требований конкурсных кредиторов
и удовлетворяются в порядке,
предусмотренном Законом №127-
Вторая группа платежей включает
в себя текущие платежи это
денежные обязательства и обязательные
платежи, возникшие после принятия
заявления о признании должника
банкротом, а также денежные обязательства
и обязательные платежи, срок исполнения
которых наступил после введения
соответствующей процедуры
Для определения наличия признаков банкротства должника учитываются:
-размер задолженности за переданные товары;
-выполненные работы;
-оказанные услуги;
-суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником;
-размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения;
-размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов (за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью);
-обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору;
-обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам;
-обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия.
При определении признаков банкротства не учитываются пени и штрафы, проценты за просрочку платежей, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства.
Размер обязательных платежей определяется без учета штрафов, пеней и других финансовых санкций.
Дела о банкротстве рассматриваются в арбитражном суде, и могут быть возбуждены арбитражными судами при условии, что требования к должнику (юридическому лицу) в совокупности составляют не менее 100 000 рублей.
Подать заявление в арбитражный суд о банкротстве имеет право:
-уполномоченные органы;
-конкурсный кредитор;
-сам должник.
В случае возникновения признаков банкротства, руководитель организации должника обязан направить учредителям (участникам) должника сведения о наличии признаков банкротства (статья 30 Закона №127-ФЗ).
Учредители (участники) должника в свою очередь могут принять своевременные меры, по восстановлению платежеспособности организации и не допустить ее банкротства.
Например, учредители (участники) должника могут использовать досудебную санацию, предусмотренную статьей 31 Закона №127-ФЗ:
1. Учредителями (участниками)
должника, собственником имущества
должника - унитарного предприятия,
кредиторами и иными лицами
в рамках мер по
2. Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь".
Статья 31 Закона №127-ФЗ предусматривает право на процедуру досудебной санации, а не обязанность учредителей (участников) организации-должника.
1.2 Современное регулирование
В России в настоящее время банкротство определяется и регламентируется федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (действует с 3 декабря 2002 года). 3
В результате процедуры банкротства
кредиторы в России получают меньше
10% необходимой суммы, в то время
как за рубежом - около 50%. Так происходит
по многим причинам. Но можно выделить
основные: продажа активов по заниженным
ценам и прямое или косвенное
воздействие основного
В рамках "антикризисного пакета" в декабре 2008 года был принят Федеральный закон № 296-ФЗ. Сделанные им изменения по своему объему сопоставимы с текстом закона "О банкротстве" и направлены на смещение баланса защиты интересов в пользу кредиторов. Самое важное - они получили право на обращение в арбитражный суд со вступления в силу решения суда (а не спустя 30 дней с момента направления исполнительного документа в службу судебных приставов, как раньше). Закон № 296-ФЗ подготовил правовой "плацдарм" для последующих более значимых изменений, которые последовали через несколько месяцев в виде закона № 73-ФЗ. В преддверии банкротства в России должники, как правило, любыми доступными им способами уменьшают имущество, которое должно входить в конкурсную массу. После вступления в силу закона № 73-ФЗ процедура доказывания недействительности подобных сделок максимально упростилась.
Среди ключевых изменений, внесенных в декабре 2008 г., апреле и июле 2009 г., в Закон о банкротстве стоит отметить следующие:
1. Расширился перечень
случаев, когда руководитель
2. Введены новые основания
для оспаривания сделок
3. Установлена ответственность
"контролирующих должника лиц"
(к которым относятся не
4. Предусматривается создание единого федерального реестра о банкротстве.
5. Запрет на взыскание на заложенное имущество в судебном порядке с даты, введения наблюдения.
Законодательство о
Пути (способы) достижения этой цели задаются направленностью национального законодательства, определяющей приоритеты в защите интересов кредиторов и должника и зависящей от правовых традиций, экономического, политического и социального положения в стране.
Основными критериями оценки
всякого правового
1) в какой степени та
или иная система
Информация о работе Процедуры несостоятельности (банкротства): понятие, цели и основания введения