Процедуры несостоятельности (банкротства): понятие, цели и основания введения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 15:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы обуславливается необходимостью детального изучения оснований и порядка банкротства юридических лиц, с целью недопущения искусственного банкротства, как со стороны самих юридических лиц, так и их конкурентов.
Государство, признавая себя равным участником гражданско-правовых отношений, гарантирует равенство всех субъектов права перед Гражданским законом, и обеспечивает свободное и естественное развитие экономических отношений (регулированию которых посвящен Гражданский кодекс).
Объектом исследования данной курсовой работы выступают гражданско-правовые отношения, возникающие в процессе несостоятельности юридических лиц.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 34.38 Кб (Скачать файл)

Введение

Юридическое лицо - это организация, имеющая обособленное имущество (на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления), отвечающая им по своим долгам и  способная от своего имени приобретать  и осуществлять имущественные и  личные неимущественные права, нести  обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Такая организация должна иметь самостоятельный баланс или  смету.

Юридическое лицо является субъектом  гражданского права и обладает правоспособностью  и дееспособностью. Юридическое  лицо приобретает правоспособность и дееспособность в момент регистрации, а теряет их в момент ликвидации.

Банкротство − признанная уполномоченным государственным органом  неспособность должника (физического  либо юридического лица) удовлетворить  в полном объеме требования кредиторов и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных государственных  платежей.

Актуальность курсовой работы обуславливается необходимостью детального изучения оснований и порядка  банкротства юридических лиц, с  целью недопущения искусственного банкротства, как со стороны самих  юридических лиц, так и их конкурентов.

Государство, признавая себя равным участником гражданско-правовых отношений, гарантирует равенство  всех субъектов права перед Гражданским  законом, и обеспечивает свободное  и естественное развитие экономических  отношений (регулированию которых  посвящен Гражданский кодекс).

Объектом исследования данной курсовой работы выступают гражданско-правовые отношения, возникающие в процессе несостоятельности юридических  лиц.

Предметом исследования являются нормы, регулирующие отношения возникновения  и прекраще6ния юридического лица.

В качестве цели данной работы был выделен анализ отношений  при несостоятельности банкротстве  юридического лица, а также изучены  вопросы предупреждения несостоятельности  и банкротства как способа  сохранения правоспособности юридических  лиц.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

дать понятие и выявить  основные характеристики несостоятельности (банкротства) юридического лица;

исследовать правовые возможности  юридического лица при защите своих  интересов.

на основе действующих  нормативных документов, сложившейся  арбитражной практики, мнения ведущих  юристов и иных материалов, проанализировать действующее законодательство о  несостоятельности (банкротстве).

Теоретической основой данной работы является изучения и анализа  специальной юридической литературы, посвященной несостоятельности (банкротству) юридических лиц, законов и иных нормативных актов. Методологической основой данной работы является изучение арбитражной практики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Несостоятельность (банкротство)  юридических лиц

1.1 Понятие и общие признаки  банкротства

Понятие "банкротство" определено статьей 2 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"

"Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом  неспособность должника в полном  объеме удовлетворить требования  кредиторов по денежным обязательствам  и (или) исполнить обязанность  по уплате обязательных платежей"1

Банкротство в строго юридическом  смысле слова есть юридический факт, наступающий после признания  данного факта арбитражным судом  суда либо после официального объявления должника о своем банкротстве  при его добровольной ликвидации. 2

В соответствии со статьей 65 ГК РФ: "Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию".

Основания признания судом  юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается  Законом №127-ФЗ.

ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" №127-ФЗ регулирует порядок, и условия осуществления мер  по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия  проведения процедур банкротства и  иные отношения, возникающие при  неспособности должника удовлетворить  в полном объеме требования кредиторов.

Согласно пункту 2 статьи 1 Закона №127-ФЗ действие его распространяется на все юридические лица, за исключением:

-казенных предприятий;

-учреждений;

-политических партий;

-религиозных организаций.

Если международным договором  Российской Федерации установлены  иные правила проведения процедуры банкротства, чем те, которые предусмотрены Законом №127-ФЗ, применяются правила международного договора. В частности, к регулируемым Законом №127-ФЗ отношениям с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения данного Закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (пункты 4-5 статьи 1 Закона №127-ФЗ).

Решения судов иностранных  государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, при отсутствии которых  решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации на началах взаимности (пункт 6 статьи 1 Закона №127-ФЗ).

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, а также  юридическое лицо, действующее в  форме благотворительного или иного  фонда, может совместно с кредиторами  принять решение объявления о  своем банкротстве и о добровольной ликвидации.

Общие признаки банкротства  организаций определены в статье 3 ФЗ №127-ФЗ. Признаком банкротства  юридического лица является неспособность  удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить  обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства  и (или) обязанность не исполнены  им в течение трех месяцев с  даты, когда они должны быть исполнены.

Кроме того, для определения  наличия признаков банкротства  должника (юридического лица) должны учитываться  состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, установленных  пунктом 2 статьи 4 Закона №127-ФЗ.

Задолженность перед кредиторами  делится на две группы:

Первая группа платежей включает в себя денежные обязательства и  обязательные платежи, возникшие до подачи в арбитражный суд заявления  о признании должника банкротом. Такие требования кредиторов подлежат включению в реестр требований кредиторов в качестве требований конкурсных кредиторов и удовлетворяются в порядке, предусмотренном Законом №127-ФЗ. Такой же правовой режим распространяется и на суммы, присужденные кредитору  в связи с изменением способа  или порядка исполнения судебного  акта или постановления иного  органа. На это указано в Постановлении  Пленума ВАС от 15 декабря 2004 года №29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального Закона "О  несостоятельности (банкротстве)" №29.

Вторая группа платежей включает в себя текущие платежи это  денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства  и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим  платежам при проведении соответствующих  процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

Для определения наличия  признаков банкротства должника учитываются:

-размер задолженности за переданные товары;

-выполненные работы;

-оказанные услуги;

-суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником;

-размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения;

-размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов (за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью);

-обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору;

-обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам;

-обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия.

При определении признаков  банкротства не учитываются пени и штрафы, проценты за просрочку  платежей, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства.

Размер обязательных платежей определяется без учета штрафов, пеней и других финансовых санкций.

Дела о банкротстве  рассматриваются в арбитражном  суде, и могут быть возбуждены арбитражными судами при условии, что требования к должнику (юридическому лицу) в  совокупности составляют не менее 100 000 рублей.

Подать заявление в  арбитражный суд о банкротстве  имеет право:

-уполномоченные органы;

-конкурсный кредитор;

-сам должник.

В случае возникновения признаков  банкротства, руководитель организации  должника обязан направить учредителям (участникам) должника сведения о наличии  признаков банкротства (статья 30 Закона №127-ФЗ).

Учредители (участники) должника в свою очередь могут принять  своевременные меры, по восстановлению платежеспособности организации и  не допустить ее банкротства.

Например, учредители (участники) должника могут использовать досудебную санацию, предусмотренную статьей 31 Закона №127-ФЗ:

1. Учредителями (участниками)  должника, собственником имущества  должника - унитарного предприятия,  кредиторами и иными лицами  в рамках мер по предупреждению  банкротства должнику может быть  предоставлена финансовая помощь  в размере, достаточном для  погашения денежных обязательств  и обязательных платежей и  восстановления платежеспособности  должника (досудебная санация).

2. Предоставление финансовой  помощи может сопровождаться  принятием на себя должником  или иными лицами обязательств  в пользу лиц, предоставивших  финансовую помощь".

Статья 31 Закона №127-ФЗ предусматривает  право на процедуру досудебной санации, а не обязанность учредителей (участников) организации-должника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Современное регулирование банкротства  в России

В России в настоящее время  банкротство определяется и регламентируется федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (действует с 3 декабря 2002 года). 3

В результате процедуры банкротства  кредиторы в России получают меньше 10% необходимой суммы, в то время  как за рубежом - около 50%. Так происходит по многим причинам. Но можно выделить основные: продажа активов по заниженным ценам и прямое или косвенное  воздействие основного кредитора  на процедуру банкротства для  защиты своих интересов, что ущемляет права остальных заимодателей.

В рамках "антикризисного пакета" в декабре 2008 года был  принят Федеральный закон № 296-ФЗ. Сделанные им изменения по своему объему сопоставимы с текстом  закона "О банкротстве" и направлены на смещение баланса защиты интересов  в пользу кредиторов. Самое важное - они получили право на обращение  в арбитражный суд со вступления в силу решения суда (а не спустя 30 дней с момента направления  исполнительного документа в  службу судебных приставов, как раньше). Закон № 296-ФЗ подготовил правовой "плацдарм" для последующих более значимых изменений, которые последовали  через несколько месяцев в  виде закона № 73-ФЗ. В преддверии банкротства  в России должники, как правило, любыми доступными им способами уменьшают  имущество, которое должно входить  в конкурсную массу. После вступления в силу закона № 73-ФЗ процедура доказывания  недействительности подобных сделок максимально  упростилась.

Среди ключевых изменений, внесенных  в декабре 2008 г., апреле и июле 2009 г., в Закон о банкротстве стоит  отметить следующие:

1. Расширился перечень  случаев, когда руководитель должника  должен подавать заявление о  банкротстве в обязательном порядке.

2. Введены новые основания  для оспаривания сделок должника, заключенных до подачи заявления  о признании должника банкротом

3. Установлена ответственность  "контролирующих должника лиц" (к которым относятся не только  генеральные директора, но и  акционеры, участники, иные лица) за отсутствие или искажение  документов бухгалтерского учета,  за действия или бездействия,  которые привели к банкротству  должника.

4. Предусматривается создание  единого федерального реестра  о банкротстве.

5. Запрет на взыскание  на заложенное имущество в  судебном порядке с даты, введения  наблюдения.

Законодательство о несостоятельности, независимо от правовой системы, имеет  общую социально полезную цель - разрешение специфической кризисной  ситуации в отношении должника и  кредиторов, состоящей в неспособности  должника удовлетворить в полном объёме требования кредиторов.

Пути (способы) достижения этой цели задаются направленностью национального  законодательства, определяющей приоритеты в защите интересов кредиторов и  должника и зависящей от правовых традиций, экономического, политического  и социального положения в  стране.

Основными критериями оценки всякого правового регулирования  несостоятельности (банкротства) являются:

1) в какой степени та  или иная система законодательства  при регулировании реабилитационных  процедур посягает на права  конкретных кредиторов;

Информация о работе Процедуры несостоятельности (банкротства): понятие, цели и основания введения