Процедуры несостоятельности (банкротства): понятие, цели и основания введения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 15:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы обуславливается необходимостью детального изучения оснований и порядка банкротства юридических лиц, с целью недопущения искусственного банкротства, как со стороны самих юридических лиц, так и их конкурентов.
Государство, признавая себя равным участником гражданско-правовых отношений, гарантирует равенство всех субъектов права перед Гражданским законом, и обеспечивает свободное и естественное развитие экономических отношений (регулированию которых посвящен Гражданский кодекс).
Объектом исследования данной курсовой работы выступают гражданско-правовые отношения, возникающие в процессе несостоятельности юридических лиц.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 34.38 Кб (Скачать файл)

2) насколько легко должник  может добиться введения подобных  реабилитационных процедур;

3) доверяет ли законодательство  прежней администрации должника (в первую очередь руководителю  организации) осуществлять меры  по реабилитации должника, либо  для этих целей требуется назначение  арбитражного управляющего.                                                                                      1.3 Зарубежный опыт регулирования отношений банкротства Законодательство о банкротстве (несостоятельности) в странах, в которых развитие экономики основано на конкуренции и непрерывных структурных изменениях, нацелено на воспитание дисциплины и соблюдение правил делового финансового оборота, а также предназначено содействию реструктуризации неэффективных предприятий либо цивилизованному их выводу с рынка.                                                                                                     Задачи, решаемые при помощи законов о банкротстве в странах с рыночной экономикой, вполне конкретны. Самой важной из них является максимальное использование существующих возможностей "спасения" предприятия или его частей, которые посредством процедуры банкротства могут быть восстановлены, чтобы в последующем внести свой вклад в экономику страны. В то же время государство поддерживает защиту активов предприятия-должника в интересах кредиторов и распределение этих активов в соответствии с Законом в целях максимального удовлетворения требований кредиторов. Закон определяет порядок возврата долгов кредиторам посредством распределения выручки от продажи активов и/или в виде акций реорганизованного действующего предприятия, либо использование отсрочки или сокращения долга предприятия в случае наличия возможности восстановления его платежеспособности (мировое соглашение). И, наконец, законодательно обеспечен механизм рассмотрения дел о нарушениях и злоупотреблениях в управлении обанкротившимися предприятиями и аннулирования неправомерных сделок. В соответствии с применяемой концепцией банкротства, процедуры, реализующие вышеописанные задачи, обеспечивают интересы и должников, и кредиторов. Должник или его бизнес может быть освобожден от долгов, возникших вследствие убыточной хозяйственной практики, а также от продолжения реализации прежней управленческой стратегии. Кредиторы же заинтересованы в установлении ответственного контроля или наблюдения за делами должника, в сокращении его убытков и, - если бизнес должника удается сохранить, - в сохранении деловых отношений с должником в будущем.

Как показывает практика большинства  стран с развитой рыночной экономикой (США, Канада, Великобритания, Австралия, Швеция, Нидерланды и др.), одним из ключевых элементов современной  системы экономической несостоятельности  является наличие специального государственного органа (ведомства) с конкретными  обязанностями по вопросам банкротства.

В правомочиях этого органа - контроль действия законодательства и подготовка соответствующих рекомендаций правительству относительно действий последнего в данной области. Другими  ключевыми элементами системы несостоятельности  являются законодательство, институт специалистов, судебная система и  понимание необходимости банкротства  в обществе.

Можно выделить несколько  часто встречающихся функций  и полномочий государственных органов  по банкротству в зарубежных странах:

-разработка законодательства по банкротству и выступление в этой сфере с законодательной инициативой;

-сбор, анализ и представление правительству статистической информации по делам о несостоятельности;

-сбор и анализ результатов осуществления и последствий различных решений по делам о банкротстве;

-выработка рекомендаций правительству относительно государственной политики в сфере несостоятельности;

-организация системы подготовки, оценки профессионального уровня и лицензирования специалистов по банкротству;

-разработка и обеспечение утверждения шкалы и правил вознаграждения арбитражных управляющих;

-организация контроля таких аспектов деятельности арбитражных управляющих, как: соблюдение профессионально-этического кодекса; отчетность по выявленным активам; соответствующее и своевременное инвестирование денежных поступлений; соответствующее распределение средств от реализации активов; правильное признание исков; сохранение или аннулирование бухгалтерской отчетности, утверждаемые судом; получение вознаграждения строго в соответствии с утвержденной шкалой и правилами его одобрения;

-консультирование судей, юристов и специалистов по банкротству;

-осуществление функций конкурсного управляющего в случае ликвидации предприятий с малыми активами;

-обеспечение выплат задолженностей по зарплате и выходным пособиям сотрудникам несостоятельных предприятий в случае нехватки конкурсной массы;

-контроль и обеспечение адекватности информации о предприятиях - должниках, представляемой судам;

-контроль качества управления несостоятельными предприятиями, выявление случаев недобросовестного или некомпетентного управления, принятие мер по дисквалификации недобросовестных директоров;

-защита интересов общества путем выявления серьезных нарушений в управлении предприятиями (например, подлога с инвестиционными средствами, манипуляций с акциями на бирже, незаконном отчуждении активов, ведение аморального или бесчестного бизнеса) и вмешательства в дела таких предприятий вплоть до возбуждения в судах дел об их банкротстве;

-защита интересов больших групп мелких кредиторов (вкладчиков, акционеров) при осуществлении процедур несостоятельности.

Таким образом, существующие в промышленно развитых странах  системы несостоятельности (банкротства) можно условно разделить на продолжниковские и прокредиторские.

Суть первой системы сводится к защите интересов должников, которые  по тем или иным причинам попали в тяжелое финансовое положение. Государство стремится создать  для таких субъектов все необходимые  условия по выходу из критической  ситуации, в том числе помочь должнику освободиться от долгов и получить возможность нового старта. Продолжниковские системы действуют, например, во Франции  и США.

Вторая система несостоятельности  применяется в Европе (за исключением  Франции). Для нее главной целью  является защита интересов кредиторов путем полного удовлетворения их требований в результате эффективного распределения активов должника среди кредиторов под жестким  контролем за сохранностью активов  должника и оперативной его ликвидацией. Однако такой подход нельзя считать  оптимальным. Структура производительных сил такова, что уже нельзя просто продать имущество должника и  распределить вырученное среди кредиторов. Сохранение в целостности технологического комплекса должника выгодно как  кредиторам, так и всей экономической  системе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Процедуры несостоятельности  (банкротства): понятие, цели и  основания введения

2.1 Понятие процедуры банкротства

Законодатель, реализуя попытку  придать адекватную правовую форму  отношениям, складывающимся между должником  и его кредиторами в связи  с несостоятельностью первого, структурировал нормы, помещенные в Закон о несостоятельности, на основе выделения процедур банкротства. Закон содержит отдельные главы, посвященные наблюдению, финансовому  оздоровлению и другим процедурам. Вместе с тем, используя понятие "процедура (процедуры) банкротства", основной нормативно-правовой акт в  рассматриваемой сфере не определяет его, ограничиваясь простым перечислением  этих процедур.

Пункт 1 ст.27 Закона о несостоятельности, которая так и именуется - "Процедуры  банкротства", закрепляет, что при  рассмотрении дела о банкротстве  должника - юридического лица применяются  следующие процедуры банкротства:

-наблюдение,

-финансовое оздоровление,

-внешнее управление,

- конкурсное производство,

-мировое соглашение.

Процедура банкротства - это  в первую очередь порядок осуществления, применения чего-либо в отношении  неисправного должника, воздействия  на него. Все многообразие отношений  в сфере банкротства можно  свести к трем группам:

а) определение того, имеются  ли основания для "помещения" субъекта в сферу действия законодательства о несостоятельности, или, другими  словами, имеются ли у него признаки банкротства;

б) при наличии последних - применение к нему определенных, предусмотренных  правовыми актами мер (охрана его  имущества, оказание финансовой помощи, прощение части долга, продажа и  раздел его активов и т.д.);

в) решение вопросов организационного характера (подготовка арбитражных  управляющих, координация деятельности государственных органов, уполномоченных представлять публично-правовые образования  в конкурсных процессах, и т.п.).

Воздействие на должника на разных этапах производства, по делу о  его банкротстве связано с  применением определенных, строго установленных (допускаемых) законом мер.

При принятии решения о  признании должника банкротом начинаются ликвидационные меры (выявление кредиторов и предоставление им возможности  заявить свои требования в конкурс, меры по формированию, реализации и  разделу конкурсной массы, прекращение  юридического лица - банкрота как субъекта права и др.). Реализация этих и  других мер в отношении должника происходит во взаимодействии участников конкурсного процесса: кредиторов, должника, его контрагентов, суда, арбитражного управляющего и других лиц, перечень которых содержится в Законе о  несостоятельности.

Говоря об основаниях введения процедур банкротства, можно выделить формальные и материальные основания. Формальным основанием для введения той или иной процедуры банкротства  является решение (определение, заявление, объявление) установленного законом  субъекта, а материальным основанием - факты, обстоятельства, выявление  которых и позволяет принять  такое решение. В частности, для  введения процедуры внешнего управления формальными основаниями являются решение первого собрания кредиторов или определение арбитражного суда (ст.75 Закона), а материальным основанием - реальная возможность восстановления платежеспособности, подтвержденная решением первого собрания кредиторов или  наличием оснований полагать это, выявленных арбитражным судом самостоятельно (абз.5 п.2 ст.75 Федерального закона "О  несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

2.2 Понятие наблюдения

Процедура Наблюдение, как указывает ст.2 Закона о несостоятельности, представляет собой процедуру банкротства, применяемую к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Данная процедура длится не белее чем семь месяцев с даты поступления заявления, открывающего дело (п.3 ст.62, ст.51 Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

Цель введения той или  иной процедуры банкротства - упорядочить, организовать применение тех или  иных мер к неисправному должнику. Закон четко указывает, применение каких мер к должнику возможно в рамках

определенной  процедуры несостоятельности (ст.67, 69, 70, 109 Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"), а также определяет, на достижение какой цели они должны быть направлены (п.1 ст.84).4

Наблюдение является его первой стадией. Оно оставляет возможность для выбора участниками производства варианта дальнейшего движения дела: либо это будет попытка восстановить финансы предпринимателя-должника, что повлечет введение финансового оздоровления или внешнего управления, либо процесс пойдет по пути ликвидации бизнеса, что будет поводом к открытию конкурсного производства.

Законодательное определение  этой процедуры банкротства позволяет  заключить, что это, во-первых, меры по сохранности имущества должника, во-вторых, меры по установлению истинного  финансового состояния должника, в-третьих, установление числа кредиторов и размера их требований и, наконец, в-четвертых, проведение первого собрания кредиторов.

Меры по сохранности имущества  должника в период наблюдения включают:

1. установление возможности предъявления имущественных претензий к должнику только в рамках конкурсного процесса; приостановление исполнения исполнительных документов по имущественным взысканиям с должника, а также приостановление производств в судах по искам о взыскании денег;

2. введение запрета удовлетворять требования о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников (п.1 ст.63 Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)");

3. установление запретов органам управления наблюдаемого юридического лица совершать определенные сделки без согласия временного управляющего (п.2 ст.64 Закона о несостоятельности), принимать названные в законе решения (п.3 ст.64 Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)";

4. отстранение арбитражным судом руководителя должника от должности в случае нарушения им банкротного законодательства (ст.69 Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)") и др.

Меры по установлению истинного  финансового состояния должника представляют собой анализ корпоративных  финансов должника (бухгалтерской отчетности, показателей рентабельности, структуры  затрат, генерации денежного потока, налогового долга, возможности снижения затрат на обслуживание полученных банковских кредитов и т.д.). Это входит в обязанности  временного управляющего (п.1 ст.67, ст.70 Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)) и главным образом  направлено на решение вопроса, в  состоянии ли должник восстановить в будущем свою платежеспособность.

Закон предписывает, что не позднее, чем за десять дней до даты окончания процедуры наблюдения должно быть созвано и проведено  первое собрание кредиторов (п.1 ст.72 Федеральный  закон "О несостоятельности (банкротстве)"). Организует и проводит собрание временный  управляющий.

Информация о работе Процедуры несостоятельности (банкротства): понятие, цели и основания введения