Процесс становления древнерусского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 18:44, контрольная работа

Описание работы

Становление древнерусского права – длительный исторический процесс, который разделяют на два этапа. Первый можно условно назвать предысторией права, который совпадает с предысторией Русского государства. Формирование права на этой стадии (VI-IX в.в.) обозначилось господством обычного права, большинство норм которого носит казуистический характер. Правовое развитие на втором этапе (IX-X в.в.) представлено переходом от обычного (устного) права к писаному.

Файлы: 1 файл

Контрольная ИГиП.docx

— 32.72 Кб (Скачать файл)

 

 

Процесс становления древнерусского права

 

Становление древнерусского права – длительный исторический процесс, который разделяют на два этапа. Первый можно условно назвать предысторией права, который совпадает с предысторией Русского государства. Формирование права на этой стадии (VI-IX в.в.) обозначилось господством обычного права, большинство норм которого носит казуистический характер. Правовое развитие на втором этапе (IX-X в.в.) представлено переходом от обычного (устного) права к писаному.

Древнейшим источником права был обычай, который регулировал поведение людей в условиях первобытного общества. С возникновением государства господствующие слои начали приспосабливать обычаи к своим интересам, санкционировали и применяли их принудительно силой государственных органов. Так возникло обычное право, которое долгое время имело силу правового источника. Система норм обычного права существовала в устной форме, поэтому значительная часть обычаев не дошла до нас.

Вторым источником права были русско-византийские договоры 911, 944 и 971 г.г. Это международно-правовые акты, которые регулировали торговые, союзные и военные отношения между двумя государствами, устанавливали разные виды наказаний за преступления (убийство, кражи, увечья), совершенные на чужой земле, разрабатывали процедуру возмещения убытков, выкупа пленных, наследования и др.

В формировании права Киевской Руси определенную роль играла судебная деятельность князей. Она способствовала, с одной стороны, трансформации старых обычаев в нормы права, а с другой – созданию новых правовых норм (ссылки на судебный прецедент можно найти в Русской Правде, в Пространной редакции).

В X в. появляется княжеское законодательство. Особое значение приобретают уставы Владимира Великого и Ярослава Мудрого, которые определяли место церкви в общественно-государственной системе.

Устав Владимира Великого появился в 995-996 г.г. в виде грамоты, которая признавала право церкви на применение норм церковного законодательства. Позже документ был дополнен рядом статей, в  частности, здесь фиксируется факт крещения Руси, отражаются договорные отношения между княжеской и церковной властью, определяется место церковной организации в государстве, устанавливается право «десятины».

Устав князя Ярослава Мудрого составил следующий этап письменного оформления правового положения древнерусской церкви. Он был составлен князем совместно с митрополитом Илларионом в 1051-1054 г.г. Этот памятник правовой культуры Киевской Руси содержит систему правовых норм, регулирующих порядок заключения брака и брачные отношения, отношения церковной и светской власти, правовой статус служителей церкви, их привилегии.

Отдельно следует упомянуть о «Законе Русском». «Закон Русский» – обычное право в Древней Руси X века, упомянутый в договорах Руси и Византии, а также в «Русской правде». Восходит к древней племенной эпохе восточных славян. «Закон Русский» был сложным по составу источником права, применявшимся в судебной практике князей, правда, среди исследователей нет единого мнения, в каком виде (письменном или устном) он существовал. Нормы «Закона русского» использовались при составлении «Русской Правды» (Краткой и Пространной редакций). В основном это были нормы уголовного права (убийство, телесные повреждения, различные виды кражи, поджог и т.д.).

С введением христианства и превращением его в государственную религию большую роль играет каноническое право. В этой сфере значительное распространение приобретает византийское право и его источники - Закон судный людям (переработка некоторых византийских и еврейских законов), Номоканоны (на Руси их называли Кормчей книгой) - юридические сборники, содержащие как церковные правила, так и установки римских и византийских императоров относительно церкви); Эклога (кодекс византийского законодательства, изданный императором Львом III Исавром в VIII в.), Прохирон (сборник норм византийского гражданского, уголовного, судебного и церковного права, который являлся руководством для судей).

Источником канонического права, без сомнения, является Библия, которая является одним из первых писаных сводов правил поведения людей. Библия откровенно называет противоправными действия, за которые должно наказывать государство: убийство, предательство, воровство, разврат, лжесвидетельство и т.д.

Важнейшим памятником права Древнерусского государства является Русская Правда, сохранившая значение на протяжении веков.

 

Источники происхождения и развития Русской Правды

 

Русская Правда составлялась на протяжении длительного времени (в ХI-ХII вв.), но отдельные ее статьи уходят в языческую старину. Впервые ее текст был обнаружен В.Н.Татищевым в 1738 г. Русская Правда - первый свод законов Руси, которая вобрала в себя и обычное право, и право византийских источников, и законотворческую деятельность русских князей XI-XII вв. Русская Правда дошла до нас в более чем ста списках XIV-XVI вв., которые сильно отличаются друг от друга по составу, объёму, структуре. О происхождении этого законодательного памятника в литературе не выработано единого мнения, как, собственно, и о толковании его содержания. Учёные спорят об этом на протяжении более 250 лет, с того времени, когда в 1738 г. В.Н. Татищевым был обнаружен и подготовлен к печати первый список Русской Правды.

Все сохранившиеся тексты по содержанию принято делить на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращённую. Древнейшая из них Краткая Правда, состоящая из двух главных частей: Правды Ярослава и Правды Ярославичей. Правда Ярослава включает в себя первые 18 статей Краткой Правды и целиком посвящена уголовному праву. Вероятнее всего, она возникла во время борьбы за киевский престол между Ярославом и его братом Святополком (1015–1019 гг.). Пытаясь заручиться поддержкой новгородцев, конфликтовавших с его наёмной варяжской дружиной, Ярослав, стремясь задобрить новгородцев, «дал» им Правду, повелев им «по ее грамоте ходите».

Правда Ярославичей (ст. 19–43 Краткой Правды) вобрала в себя законодательную и судебную практику сыновей Ярослава Мудрого и может быть датирована временем между 1054 (годом смерти Ярослава) и 1072 - годом смерти одного из его сыновей. Правда Ярославичей включает следующие два десятка статей Краткой редакции (так называемый Академический список). Как явствует из ее заголовка, сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии ближайшего окружения. Составление текста относится примерно к середине XI в.

Со второй половины того же столетия стала формироваться Пространная редакция, сложившаяся в окончательном варианте в XII в. По уровню разработки правовых институтов это уже следующий этап в развитии древнерусского права, хотя наряду с новыми постановлениями Пространная Правда включает и видоизмененные нормы Краткой редакции. В ней представлено уголовное и наследственное право, основательно разработан правовой статус различных категорий населения. Создание второй редакции Русской Правды - Пространной Правды относят ко времени княжения Владимира Мономаха и его сына Мстислава Великого. Но и она не представляет собой созданного в одно и то же время единого свода законов. Её составляющие - Суд Ярослава Владимировича (ст. 1–52), обобщивший законодательную практику князя Ярослава Мудрого, и Устав Владимира Всеволодовича Мономаха (ст. 53-121), целиком состоящий из постановлений этого князя. В Пространной Правде представлено (в группах статей) не только уголовное право, но и право наследственное, основательно разработан юридический статус категорий населения, содержится банкротский устав, введенный в 1113 г., после известного киевского восстания, определяются нормы процессуального права и пр.

Сокращенная редакция считается сжатым вариантом Пространной Правды, возникшим позднее, в XIII-XIV вв., в условиях феодальной раздробленности. Но её происхождение ещё более туманно, чем происхождение двух предыдущих редакций. При столь однозначном выводе трудно объяснить, почему в ней присутствуют статьи, которых нет в Пространной Правде, и пропущены статьи, заимствованные в Пространную Правду из Краткой.

Сокращенная редакция представляет собой выборку из статей Пространной Правды, приспособленных для регулирования более развитых общественных отношений периода политической раздробленности на Руси.

 

Правовое положение различных социальных групп феодального общества (статус, личные и имущественные права) по Русской Правде

 

В «Русской Правде» содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения. Два критерия, особо выделяющие правящий слой и остальное население в составе общества, - нормы о повышенной уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя (ст.1 ПП) и нормы об особом порядке наследования недвижимости для представителей этого слоя (ст.91 ПП). Эти юридические привилегии распространялись на князей, бояр, княжьих мужей, княжеских тиунов и огнищан.

Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей. Юридически и экономически независимыми группами были посадские люди и смерды-общинники.

Свободный смерд-общинник обладает определенным имуществом, которое он может завещать детям: он мог передавать дочерям только движимое имущество (инвентарь), а участок земли и двор сыновьям (ст.100 ПП). При отсутствии наследников его имущество переходит общине. За совершенные проступки и преступления (напр. – ст.78 ПП), а также по обязательствам и договорам он несет личную и имущественную ответственность.

Более сложная юридическая фигура - закуп. В ПП есть специальный «Устав о закупах», согласно которому закуп – человек, работающий в хозяйстве феодала за "купу" (ст.57, 58 ПП), т.е. заем земли, денег и т.д. Закуп – неполноправное лицо: на суде он мог быть свидетелем только в незначительных тяжбах и только в случае нужды, когда не было свидетелей из свободных лиц (ст.66 ПП). Закон охраняет личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать его (ст.62 ПП) и отнимать имущество.

Холоп – наиболее бесправный субъект права. По утверждению Ключевского, «холопы, собственно, не сословие, даже не лица, а вещи, как и рабочий скот», поэтому за убийство чужого холопа взимались не вира и головничество, а только продажа в пользу князя и урок в пользу хозяина, а убийство своего холопа государственным судом совсем не наказывалось (ст.89 ПП). Личность холопа как субъекта права практически не защищалась законом.

Далее рассмотрим княжих мужей, простых людей и бояр. Первые лично служили князю, составляли его дружину, высшее привилегированное и военно-правительственное сословие, посредством которого князья правили своими княжествами, обороняли их от врагов; жизнь княжа мужа оберегалась двойною вирою (ст.11 ПП). Вторые платили князю дань, образуя податные общества, городские и сельские.

Бояре по «Русской Правде» - не придворный чин, а класс привилегированных землевладельцев.

Таким образом, «Русскую Правду» следует определить как кодекс частного права, так как все ее субъекты являются физическими лицами, а понятия юридического лица закон еще не знает. Кодекс строится на казуальной основе, законодатель стремится предусмотреть все возможные жизненные ситуации.

 

Система преступлений и наказаний по Русской Правде

 

Преступление по Русской Правде определяется термином «обида», т.е. причинение морального или материального ущерба лицу или группе лиц, а не нарушение закона или государственной воли. Преступление не отграничивается в законе от деликта.

Объект преступления - личность и имущество. Объективная сторона преступления делится на две стадии: покушение на преступление и оконченное преступление. В Русской Правде проявляются зачатки понятия «соучастие», но еще нет разделения на роли соучастников. Все соучастники преступления отвечают поровну. Имеется представление о превышении пределов необходимой обороны.

К смягчающим обстоятельствам относится состояние опьянения, к отягчающим - корыстный умысел.

Субъект преступления - все физические лица, за исключением рабов.

Субъективная сторона преступления включает умысел или неосторожность.

Русская Правда еще не знает возрастного ограничения уголовной ответственности, понятия невменяемости, разграничения мотивов преступления.

Среди имущественных преступлений наибольшее внимание Русская Правда уделяет краже (татьбе). Наиболее тяжким видом татьбы считалось конокрадство, ибо конь был важнейшим средством производства, а также и боевым имуществом. К имущественным преступлениям также относились разбой, уничтожение чужого имущества, угон, повреждение межевых знаков, поджог, злостная неуплата долга.

Преступления против личности: убийство, нанесение увечий и других телесных повреждений, оскорбление действием.

Система наказаний по Русской Правде довольно простая. Высшая мера наказания - «поток и разграбление», назначалась за убийство в разбое, поджог и конокрадство. Наказание заключалось в конфискации имущества и обращении преступника вместе с семьей в рабство.  

Следующим по тяжести видом наказания «Вира», то есть штраф в пользу князя, назначавшийся только за убийство, была одинарная вира (40 гривен) полагалась за убийство простого свободного человека, двойная (80 гривен) – за убийство привилегированного человека. Родственникам потерпевшего уплачивалось «головничество», равное вире.                                       

Существовало понятие «дикой виры». Если преступник не мог быть найден, а след подозрения приводил к конкретной общине, она налагалась на эту общину. Таким образом дикая вира связывала всех членов общины круговой порукой. За нанесение увечий, тяжких телесных повреждений назначались «полувиры».

Все остальные преступления наказывались «продажей» - штрафом, размер которого зависел от тяжести преступления (1, 3 или 12 гривен). Продажа поступала в казну, а потерпевший получал «урок» - денежное возмещение за причиненный ущерб.          

Смертная казнь в Русской Правде не упоминается, хотя применялась на практике.

Процесс судопроизводства

 

Древнейшей формой судебного процесса был суд общины. Процесс носил ярко выраженный состязательный характер. Ему присущи такие отличительные черты, как относительное равенство сторон и их активность при рассмотрении дела в сборе доказательств и улик. Одновременно в X-XI вв. укрепляется процесс, где ведущую роль играли князь и его администрация: они возбуждали процесс, сами собирали сведения и выносили приговор, часто сопряженный со смертным исходом.

Поводами к возбуждению процесса служили жалобы истцов, захват преступника на месте преступления, факт совершения преступления.

Информация о работе Процесс становления древнерусского права