Процесс делился на 3 этапа (стадии).
Первый – заклич – означал объявление
о совершившемся преступлении, например,
о пропаже имущества. Он производился
в людном месте, "на торгу", где объявлялось
о пропаже вещи, обладавшей индивидуальными
признаками, которую можно было опознать.
Если пропажа обнаруживалась по истечении
трех дней с момента заклича, тот, у кого
она находилась, считался ответчиком (ст.32,
34 ПП).
Вторая стадия процесса – свод
(ст.35-39 ПП) – напоминала очную ставку.
Свод осуществлялся либо до заклича, либо
в срок до истечения трех дней после него.
Лицо, у которого обнаружили пропавшую
вещь, должно было указать, у кого эта вещь
была приобретена. Свод продолжался до
тех пор, пока не доходил до человека, не
способного дать объяснение, где он приобрел
эту вещь. Таковой и признавался татем.
Если свод выходил за пределы населенного
пункта, где пропала вещь, он продолжался
до третьего лица. На него возлагалась
обязанность уплатить собственнику стоимость
вещи, и ему предоставлялось право далее
самому продолжать свод.
Третья стадия судебного процесса
– гонение следа – заключалась в поиске
доказательств и преступника (ст.77 ПП).
При отсутствии в Древней Руси специальных
розыскных органов и лиц гонение следа
осуществляли потерпевшие, их близкие,
члены общины и добровольцы.
Система доказательств по "Русской
Правде" состояла из свидетельских
показаний («видоков» - очевидцев преступления
и «послухов» - свидетелей доброй славы,
поручителей); вещественных доказательств
(«поличное»); «ордалий»; присяги. На практике
существовал также судебный поединок,
не упоминавшийся в «Русской Правде».
В законе ничего не говорится
о собственном признании и письменных
доказательствах.
Значение
Русской Правды как памятника права
Русская Правда – крупнейший
правовой акт периода ранней
русской государственности, который играет
важную роль в развитии правовых институтов
в зарождающемся русском обществе.
Русская Правда является одним
из важнейших источников сведений о жизни
Древней Руси на самом раннем периоде
ее развития. Представленные законодательные
нормы позволяют составить достаточно
полное представление о традициях и укладе
жизни всех слоев населения русской земли.
Русская Правда впервые официально закрепила
сословные отношения на Руси. Кроме того,
Русская Правда стала одним из самых первых
нормативно-правовых документов, который
использовался в качестве основного общегосударственного
судебника.
Создание Русской Правды заложило
основы будущей нормативно-правовой системы. Насколько
хорошо удовлетворяла она потребности
княжеских судов, свидетельствует включение
ее в юридические сборники XIII—XV вв. - Кормчие,
Мерило Праведное. Она широко распространилась
во всех землях Древней Руси
как основной источник светского
права и стала основой юридических
норм, включенных в договоры
XII—XIV вв. Новгорода, Смоленска
с немецкими и ливонскими
городами, островом Готландом, а также
законодательства XIV -XV вв.
Списки Русской Правды активно распространялись
еще в XV - XVI вв. Только в 1497 году
был издан в Московском централизованном
государстве судебник, который
заменил Русскую Правду в качестве основного
нормативного акта светского писаного
права на территориях, объединенных
в составе централизованного Русского
государства. При этом Русская Правда
оставалась основным источником, который
брался законотворцами за основу в качестве
образца единого правового документа.
Долгий период использования
Русской Правды свидетельствует о том,
что в первой трети XII в. был создан совершенный
по содержанию судебник, нормы которого
в судебной практике стали важным
орудием государства и класса
феодалов в целом по правовому
регулированию социально-экономических
отношений в стране.
Перечень использованной литературы:
Свердлов М.Б. От Закона русского к Русской
Правде. М.: Юрид. лит-ра, 1988.
Зимин А.А. Правда Русская. М.: Древлехранилище,
1999.
Ключевский В.О. Курс русской истории,
ч.1. М.: Соцэкгиз, 1937.
Хрестоматия по истории государства
и права СССР. Дооктябрьский период/Титов
Ю.П., Чистяков О.И. М.: Юрид. лит., 1990.
Юшков С.В. Русская Правда. М.: Гос. издание
юрид. лит., 1950.