Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 14:42, реферат
Конституция Российской Федерации (1993 г.) провозгласила, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10).
В системе государственной власти прокуратура Российской Федерации занимает неоднозначное положение. Согласно Федеральному закону прокуратура Российской Федерации представляет единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих, наряду с другими функциями, прежде всего надзор за соблюдением Конституции РФ, и законов, действующих на территории Российской Федерации.
1. Прокуратура в государственно-правовой системе Российской Федерации
3
2. Концепция прокурорского надзора на современном этапе
9
Список литерературы
Поэтому правильно поступил Верховный Совет РФ, принимая 17 января 1992 г. Закон "О прокуратуре Российской Федерации", сохранив органы прокуратуры в качестве самостоятельного государственного органа.
Конституция РФ обеспечивает
прокуратуре независимое
Раскрывая концепцию прокурорского
надзора, необходимо определить предмет
и пределы прокурорского
Когда речь идет о надзоре прокурора за соблюдением законности, следует иметь в виду, что понятие "законность", как было сказано выше, шире, нежели понятие "закон".
По нашему мнению, максимально
точно определен предмет
Полномочия прокуроров по осуществлению надзора за исполнением законов распространяются на распорядительные и исполнительные органы местного самоуправления, иные органы государственного и хозяйственного управления и контроля, предприятия, учреждения и организации, объединения, вне зависимости от их подотчетности, на общественные организации и движения, а также на должностных лиц.
Закон о прокуратуре РФ, регламентируя деятельность органов прокуратуры, конкретизирует предмет надзора применительно к каждой из его отраслей.
Необходимо подчеркнуть,
что Закон о прокуратуре РФ
весьма строго ограничивает пределы
прокурорского надзора, указывая, что
"прокуратура не подменяет органы
государственного и хозяйственного
управления и контроля и не вмешивается
в оперативно-хозяйственную
В законодательных актах, в том числе и в Законе о прокуратуре, употребляются понятия "цель" и "задачи" прокурорского надзора. Эти понятия - отнюдь не идентичны. Задача - это "то, что требует исполнения, разрешения"; цель - это "то, к чему надо стремиться, что надо осуществить'".
На практике надлежит различать цели ближайшие и конечные2. Принятие прокурором мер по установлению конкретного нарушения закона и восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан - это ближайшая цель прокурорского надзора. К такого рода актам прокурорского надзора относится решение прокурора о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении закона. Конечная цель прокурорского надзора состоит в том, чтобы создать условия, обеспечивающие обстановку, исключающую нарушение закона.
Генеральный прокурор РФ и
подчиненные ему прокуроры
Весьма характерно, что за последнее время существенно расширяется круг объектов прокурорского надзора. К их числу следует отнести местные органы власти, объединения, движения, партии и иные массовые организации. Иначе говоря, прокурорский надзор распространяется отныне на объекты, которые ранее не были поднадзорны органам прокуратуры. Это обстоятельство еще более укрепляет правовую основу деятельности органов прокуратуры и их устойчивость в системе государственных органов.
Говоря о законодательном
регулировании прокурорского
"Надзор" прокурора
- "присмотр, проверка" - это наиболее
активная форма его
"Наблюдение" за исполнением
законов содержит в себе
Одной из проблем прокурорского
надзора является определение его
уровня, то есть является ли он высшим
надзором за исполнением законов. Проблема
высшего надзора органов
Однако и после этого
полемика вокруг этой проблемы не только
не прекратилась, но еще больше разгорелась,
а в последние годы была перенесена
в стены Верховного Совета. В полемику
были втянуты не только правоведы',
но и работники органов
Генеральный прокурор СССР и сотрудники центрального аппарата Прокуратуры Союза ССР не смогли отстоять позицию, выработанную научно-практической конференцией ученых и практиков о стабильности действующего законодательства о прокурорском надзоре и повышении его эффективности.
Многолетняя дискуссия закончилась тем, что из Конституций СССР и РСФСР, а также из Закона "О прокуратуре СССР" было исключено понятие высшего надзора за исполнением законов.
Противники высшего надзора
прокуратуры в дискуссии, которая
велась еще до распада СССР, выдвигали
следующие доводы: надзор за исполнением
законов осуществляет не только прокуратура,
но и Президент, Правительство, Советы
народных депутатов, суд, органы МВД, Министерство
юстиции и т.д. Определяя предмет
и пределы прокурорского
Приведенные доводы являются
несостоятельными. Прокуратура является
государственным органом, главное
предназначение которого состоит в
надзоре за исполнением законов
в государстве. На органы суда, внутренних
дел и юстиции возложены
В условиях правовой реформы
не исключена возможность внесения
в действующее законодательство
о прокурорском надзоре соответствующих
корректив, в том числе и закрепления
понятия высшего надзора
Понятие высшего надзора органов прокуратуры появилось впервые и было закреплено в Конституции СССР 1936 г. (ст. 113). К тому же времени были сформированы государственные органы и общественные организации, в обязанности которых входило осуществление контроля за исполнением законов и иных нормативных актов. В системе ЦИК и СНК СССР, а также в местных органах власти действовала система таких органов и организаций. В связи с этим необходимо было определить полномочия органов прокуратуры таким образом, чтобы характеризовать его в иной плоскости. Осуществление прокурором надзора - это не ведомственный или вневедомственный контроль, это деятельность государственного органа, подотчетного высшему органу государственной власти, экономически не связанного ни с каким-либо государственным органом и общественными организациями.
Прокуратура как в центре, так и на местах выступает как блюститель законности, действует от имени держателя верховной власти в государстве.
Другой признак, определяющий прокурорский надзор как высший, - это то, что прокуратура осуществляет надзор и за законностью деятельности всех общественных организаций и государственных органов, в обязанности которых входит надзор или контроль за соблюдением законов, подзаконных актов, различного рода ведомственных предписаний.
При обсуждении проблемы о высшем надзоре органов прокуратуры возникает вопрос: было ли свойственно органам прокурорского надзора дореволюционной России осуществление высшего надзора?
Ответ на этот вопрос можно дать только положительный. Как известно, в соответствии с "Основными положениями о прокуратуре" 1862 г. на Генерал-прокурора возлагался "верховный надзор".
В этом правовом акте были заложены
основы для осуществления "верховного
надзора": единство и строгая централизация
органов прокуратуры, возглавляемых
Генерал-прокурором; прокурор любого ранга
действовал от имени всей системы
органов прокуратуры; прокуратура
как государственное
"Верховный надзор" органов прокуратуры с годами укреплялся, в особенности в период царствования Александра III. Таковым прокурорский надзор оставался вплоть до 1917 г.
Поэтому сама идея провозглашения прокурорского надзора надзором высшим для советского законодательства не является чем-то экстраординарным.
Прокурорский надзор за точным
и единообразным исполнением
законов по своей сущности и содержанию
- един и неделим. Именно в таком
виде надзор осуществляется прокурорами
городов и районов. Эти структурные
подразделения органов
Осуществление надзора по отдельным отраслям в крупных городах и районах возложено на помощников или заместителей прокурора по этой отрасли. Подавляющее большинство прокуратур городов и районов такой возможности не имеют, и там эти обязанности выполняет прокурор района и его помощник.
Лишь вышестоящие прокуратуры
- областей, краев, республик в составе
РФ в соответствии с установленной
для них структурой имеют специальные
подразделения, осуществляющие надзор
по традиционно сложившимся
Деление прокурорского надзора по отраслям имеет весьма условный характер, задачи и цели прокурорского надзора едины: обеспечение исполнения законов. С точки зрения практической весьма целесообразно, что объем прокурорского надзора поделен на отрасли. Но, с другой стороны, когда прокурорский надзор как единое целое и неделимое "растащен по кабинетам", мы не имеем полного представления о состоянии законности в республике, области, крае.
Отсюда выдвигается задача:
устранить разобщенность в
Соблюдение этих требований
обеспечит планомерность и
Одна из актуальных проблем
в концепции прокурорского
Выдвигались предложения
о создании единого следственного
аппарата в виде Следственного комитета
при Кабинете Министров СССР и
его органах на местах. Однако эта
идея осталась нереализованной по двум
причинам: этому помешал распад СССР,
и, конечно, эта реформа оказалась
не под силу государству по финансовым
и экономическим причинам. Решено
было сохранить следствие в
В настоящих, весьма сложных условиях требуется организовать прокурорский надзор в стадии дознания и предварительного следствия таким образом, чтобы каждое совершенное преступление было быстро и полно раскрыто, и, кроме того, полно, объективно и всесторонне расследовано.
Одной из перспективных задач
является правильное определение взаимоотношений
прокурора и суда. Закрепленное в
Законе "О прокуратуре СССР"
процессуальное положение прокурора
в суде как органа надзора за исполнением
законов при рассмотрении судами
гражданских и уголовных дел (ст.
31) кануло в прошлое. В настоящее
время достаточно четко определяется
иная концепция. Она была заложена еще
в "Основах законодательства Союза
ССР и союзных республик о
судоустройстве", принятых 16 ноября
1989 г., где в ст. 16 указано: "Генеральный
прокурор СССР и подчиненные ему
прокуроры участвуют в
Информация о работе Прокуратура в государственно-правовой системе Российской Федерации