Развитие конституционных прав и свобод граждан ( на примере нескольких зарубежных стран ) ( на примере нескольких зарубежных стран )

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 12:20, контрольная работа

Описание работы

Наряду с позитивными процессами расширения конституционныx гарантий прав и свобод, демократизации и стабилизации конституционного правопорядка возникли глобальные проблемы обеспечения человеческой жизнедеятельности. Например, конституционное пространство стран Евразии адаптируется к современным условиям развития, к вызовам и угрозам современности, обуславливающим необходимость модернизации и трансформации государственности и общественной жизни. Среди доминирующих тенденций конституционного развития можно обозначить повсеместное утверждение системы прав и свобод человека, соответствующей требованиям международно-правовых стандартов; cоциализацию конституций, то есть повышение роли государства в регулировании и защите общественных интересов; дальнейшую гуманизацию конституционного регулирования; демократизацию режимов власти, государственного и общественного строя; формирование «экономической конституции»; создание на конституционном уровне механизмов противодействия современным вызовам и угрозам.

Содержание работы

Введение_______________________________________________________________________ 3
1. Конституционное развитие зарубежных стран_______________________________________4
2. Права и свободы граждан. Общая характеристика___________________________________9
3. Виды прав и свобод граждан _____________________________________________________12
4.Развитие конституционных прав и свобод граждан на примере зарубежных стран_________14
Заключение______________________________________________________________________16
Список использованной литературы_________________________________________________17

Файлы: 1 файл

конт. ра., кп заруб стран.docx

— 65.08 Кб (Скачать файл)

 

Контрольная  работа




 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ /МУБиНТ/

Кафедра теории права и гражданско-правовых дисциплин 

 

по дисциплине: Конституционное право зарубежных стран

Тема: Развитие конституционных прав и свобод граждан ( на примере нескольких зарубежных стран )

 

 

                                                                                                                          Выполнила:  студентка группы 2ЗБ3ЮР-13

Видова Любовь Валерьевна

№ зачетной книжки 113-з-649

                                                                                                                                      ________________________________                                                                                                                                                                                                                                                  (подпись студента)

                                                                                                                        «25» мая 2013 г.

                                                 Преподаватель:  

                                                                        кандидат юридических наук

Барахоева Алла Руслановна 

                                                                                  _______________________________

(подпись   руководителя)  

                   «___» _____________ 2013 г. 

  Оценка ___________________________

Ярославль  2013

 

Содержание

 

 

Введение_______________________________________________________________________ 3

 

1. Конституционное развитие  зарубежных стран_______________________________________4

 

2. Права и свободы граждан.  Общая характеристика___________________________________9

 

3. Виды прав и свобод  граждан _____________________________________________________12

 

4.Развитие конституционных прав и свобод граждан на примере зарубежных стран_________14

 

Заключение______________________________________________________________________16

 

Список использованной литературы_________________________________________________17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

   Современный этап конституционного развития характеризуется расширением масштабов конституционного регулирования, развитием тенденций, обозначенных в двух прошлых столетиях, с одной стороны, и существенными изменениями его содержания, трансформацией приоритетов конституционного регулирования, с другой стороны.

   По-прежнему доминирующей тенденцией конституционного развития является расширение прав человека, постепенное и повсеместное утверждение системы прав и свобод человека и гражданина, соответствующей требованиям международно-правовых стандартов.

   Тенденция утверждения прав и свобод ярко проявляла себя в Европейской части континента в XIX – середине XX века. Повсеместно закреплялся принцип равноправия,  всеобщее избирательное право, расширялись личные свободы, социальные и экономические права, формировалась система судебной защиты.

   Для конституций третьего и четвертого поколений характерно присутствие специальных глав, посвященных правам и свободам человека, их основным гарантиям. Большинство современных конституций содержит не только личные и политические, но и социально-экономические и дуxовно-культурные права. Все больший акцент делается на коллективных правах, на гарантировании прав и свобод. Например, в Конституцию КНР 1982 г. при последнем пересмотре в 2004 г. было внесено положение, согласно которому «государство соблюдает и гарантирует права человека».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Конституционное развитие зарубежных стран

   Расширение прав человека как общая тенденция, параллельно развивающаяся в национальных государственно-правовых системах, обуславливает повышение роли государства в регулировании и защите общественных интересов. Применительно к исследуемому вопросу речь идет об отмеченной государствоведами тенденции социализации конституционного права и дальнейшем ее расширении в современный период. Социализация конституционного права связана с усилением места и роли государства в экономической и социальной жизни общества, расширением социальных и экономических прав. Как замечает германский конституционалист К.Штерн, «современная конституция не может больше отказывать в установлении основных принципов устройства жизни общества, иначе она может утратить свои функции стабилизации и порядка».

 Большинство государств Евразии закрепляют в своих конституциях социальный характер государства. Ярко выраженный социальный характер присущ многим конституциям Европы. Так, Конституция Португальской Республики 1976 г. провозглашает одной из целей португальского народа создание социалистического общества. В Конституции Венгрии 1949 г. прописывается право на «равную зарплату за равный труд», «на зарплату, соизмеримую с количеством и качеством выполненной работы», на социальное обеспечение и безопасные условия труда. Статья 1 Конституция Италии 1947 года определяет страну как «демократическую республику, основанную на труде». Трудовые отношения урегулированы очень подробно, включая основы деятельности профсоюзов.

   Изменения, вносимые в конституции в последние годы, еще более расширяют перечень социальных и экономических прав. В частности, поправки в Конституцию Республики Словения 1991 г., вносимые в 2000-х годах, добавили право граждан Словении на получение пенсии и право иностранцев на приобретение недвижимости.

   На постсоветском пространстве новые конституции государств, несмотря на отказ от некоторых социальных гарантий, придают существенное значение закреплению социальных прав и гарантий социального развития. К примеру, Конституция Беларуси 1994 г. возлагает на государство множество обязанностей в отношении граждан: «создать условия для полной занятости», «охранять сбережения граждан», предоставить нуждающимся жилище бесплатно или за доступную для них плату. Конституция Армении 1995 г. закрепляет за гражданами Армении «право на удовлетворительный уровень жизни». Конституция Таджикистана 1994 г. провозглашает страну социальным государством, обеспечивающим каждому достойную жизнь и свободное развитие, закрепляет за каждым право на зарплату не ниже прожиточного минимума, на отдых, на бесплатную медицину в государственных учреждениях.

   Несмотря на общую позитивную динамику социализации государств, сохраняется немало проблем подлинного утверждения социальных прав. Одно из очевидныx противоречий – диспропорции между содержанием социальных прав и отсутствием гарантий иx реализации. Иногда конституции изначально содержат противоречивые нормы. Так, Конституция Албании 1998 г. помимо стандартного набора прав граждан закрепляет «социальные цели» государства, например «обеспечение работой всего трудоспособного населения», «создание экологически здоровой среды для нынешних и будущих поколений», «самый высокий по возможности уровень физического и душевного здоровья», «развитие спорта» и др. В этой же статье оговаривается, что граждане не могут через суд добиваться от властей выполнения этих обещаний.

   Другая общая тенденция, обусловленная генеральным процессом качественного и количественного роста конституционных прав и свобод, – расширение конституционного регулирования духовно-культурных отношений, что позволяет говорить о гуманизации конституций последнего полувека, иx стремлении укрепить нравственную основу развития общества. Ярким примером тому является новая Конституция Швейцарии. В ней весьма тщательно прописываются отношения между государством, человеком, обществом и природой не только с точки зрения законов управляемости обществом, но и с позиции нравственности. В частности, запрещаются клонирование человека и животных, жестокие эксперименты над человеком, животными и природой в целом. Идеология, определяющая отношения между человеком, общественными структурами и государственными органами, пронизана призывом к взаимоуважению, солидарности, сотрудничеству и терпимости. В последние годы в текст Конституции Швейцарии были добавлены статьи о пожизненном содержании под стражей опасных преступников-насильников (2004 г.) и пятилетнем моратории на использование генных технологий в сельском хозяйстве (2005 г.).

    Все большее число стран Евразии отказывается от применения смертной казни. Для стран – членов Совета Европы действуют жесткие правила – 3 мая 2002 года в Вильнюсе был открыт для подписания Протокол № 13 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, который предусматривает отмену смертной казни при любых обстоятельствах, не признавая никаких исключений. Этот протокол вступил в силу 1 июля 2003 года. Более ранний протокол № 6 предусматривал отмену смертной казни, но не исключал ее применение за действия, совершенные во время войны или неизбежной угрозы войны.[10] Россия является единственной страной Совета Европы из 46, которая не ратифицировала протокол №6 об отмене смертной казни, так как общественные настроения в стране, особенно в связи с непрекращающимися террористическими актами на юге, складываются пока не в пользу ратификации. В то же время в России и Казахстане, где смертная казнь пока не отменена, наложен мораторий на данный вид наказания. Единственной страной в Европе, где применяется смертная казнь сегодня, является Белоруссия.

   На Востоке также растет число стран, отменяющих смертную казнь. С 1990 года данный вид наказания отменили в Кыргызстане, Узбекистане, Туркменистане, Непале, Гонконге. В 2004 году мораторий на смертную казнь был введен в Таджикистане. В программу Правительства Монголии 2008 года включена задача по отмене в будущем смертной казни в стране.[11] В то же время в Индии был прерван мораторий на смертную казнь, действовавший в стране с 1997 года, после убийства 14 летней девочки. На Востоке страны с трудом отказываются от смертной казни из-за нестабильной политической и социальной обстановки, продолжения террористическиx актов и наличия локальныx вооруженных конфликтов.

   Важное значение в современный период придается конституционным гарантиям укрепления семьи и ее нравственной основе, свободе брака и ответственности за воспитание детей. В частности, в соответствии с Конституцией Ирландии 1937 г. (с последующими поправками) государством гарантирована защита брака и семьи, которая признается «естественным первоисточником и объединяющей основой общества». Отдельно оговаривается, что «женщина ее домашней жизнью оказывает государству поддержку, без которой нельзя достигнуть общего блага». Государство обязуется прилагать усилия к тому, «чтобы матери не были вынуждены экономической необходимостью заниматься работой в ущерб своим домашним обязанностям». Поправками 1996 г. в Конституцию Ирландии был отменен запрет на развод.

   Ряд государств однозначно выразили свое отношение к однополым бракам. В частности, в Европе Конституция Польши 1997 г. характеризует брак как «союз мужчины и женщины», тем самым исключая возможность легализации однополых браков. В 2005 г. в Конституцию Латвии 7 ноября 1922 г. (в ред. 1993 г.) было внесено определение брака как «союза между мужчиной и женщиной», что фактически исключило легализацию однополых браков.

     Однако в  современном мире не только  признаются неписаные естественные  права, но и перечисляются конкретные  права и свободы по принципу  «все, что закреплено, то разрешено». Так, первые десять поправок  Конституции США фиксируют перечень  личных и политических прав  граждан и в то же время  допускают, что «перечисление  в Конституции определенных прав  не должно толковаться как  отрицание или умаление других  прав, сохраняемых народом».

   Весьма сложным оказалось утверждение принципа равноправия мужчин и женщин. Как отмечает С.В.Поленина, по-прежнему в обществе у власть предержащих и, следовательно, в законодательстве и судебной практике господствовали старые патриархальные представления о ролевых функциях каждого из полов и, соответственно, обусловленных этим традиционных («естественных») правах и обязанностях мужчин и женщин. Даже в весьма прогрессивных в этом отношении Скандинавских странах термин «кормилец» отождествлялся вплоть до семидесятых годов XX в. в законах и в правоприменительной практике только с лицом мужского пола – мужем и отцом.[8] В Швейцарии принцип равноправия был признан в отношении избирательного права лишь в 1968 г.,[9] а в Люксембурге только в 2006 г. в действующую Конституцию было внесено положение о равноправии мужчин и женщин.

   Принцип равноправия мужчины и женщины постепенно утверждается и в странах Азии. Современные конституции стран Востока стремятся подчеркнуть эту черту конституционного строя. Так, Конституция Туркменистана 1992 г. специально предусматривает, что «нарушение равноправия по признаку пола влечет ответственность по закону». Конституция Бахрейна 1973 г. в редакции 2002 г. предоставила женщинам и мужчинам равные права в политической, социальной, экономической и культурной сферах, включая право голосовать и выставлять свою кандидатуру на выборах. Конституция Катара 2003 года запрещает дискриминацию по признаку пола.

   Консерватизм конституционныx режимов стран Азии ярко проявляется тем не менее в определенных ограничениях прав и свобод, обусловленных прежде всего идеологией ислама. К примеру, Конституция Йемена 1991 года предусматривает, что «женщины являются сестрами мужчин» и их права определены и гарантированы шариатом. Одновременно Конституция запрещает президенту иметь жену-иностранку.

    Другой, конкретизируемый на конституционном уровне аспект равноправия, – обеспечение равноправия по национальному, религиозному, кастовому и иному социальному признаку. Утверждение равноправия в этом контексте все более интенсивно происходит в новом столетии не только в Европе, но и в Азии. Например, в Конституции Ирана 1979 г. указывается, что «мусульмане обязаны с добротой и исламской справедливостью обращаться с немусульманами и соблюдать их человеческие права», если те не выступают против ислама. В Конституции Ливана 1926 г. (в редакции 1990 г.) предусмотрено равное представительство христиан и мусульман в парламенте. В 2004 г. в Конституцию Индии была внесена поправка, предусматривающая выделение квот на бесплатное обучение в частных вузах для представителей низших каст. Конституция Афганистана 2004 г. учитывает разнообразный состав нации, предусматривая, что афганцами называются представители всех проживающих на его территории племен. Государственными языками признаются пушту и дари. В областях, где большинство населения говорит на каком-нибудь другом языке Афганистана (узбекский, туркменский, пашаи, белуджский, языки нуристанской и памирской групп), этот язык признается третьим официальным языком. Не забыты и кочевники, за которыми закреплены два места в парламенте. В 2007 г. в Конституцию Египта 1971 г. был введен запрет на создание партий по религиозному принципу. В 2005 году из текста Конституции Туркменистана 1992 г. было исключено положение, позволяющее претендовать на пост президента только этническим туркменам.

Информация о работе Развитие конституционных прав и свобод граждан ( на примере нескольких зарубежных стран ) ( на примере нескольких зарубежных стран )