Развитие конституционных прав и свобод граждан ( на примере нескольких зарубежных стран ) ( на примере нескольких зарубежных стран )

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 12:20, контрольная работа

Описание работы

Наряду с позитивными процессами расширения конституционныx гарантий прав и свобод, демократизации и стабилизации конституционного правопорядка возникли глобальные проблемы обеспечения человеческой жизнедеятельности. Например, конституционное пространство стран Евразии адаптируется к современным условиям развития, к вызовам и угрозам современности, обуславливающим необходимость модернизации и трансформации государственности и общественной жизни. Среди доминирующих тенденций конституционного развития можно обозначить повсеместное утверждение системы прав и свобод человека, соответствующей требованиям международно-правовых стандартов; cоциализацию конституций, то есть повышение роли государства в регулировании и защите общественных интересов; дальнейшую гуманизацию конституционного регулирования; демократизацию режимов власти, государственного и общественного строя; формирование «экономической конституции»; создание на конституционном уровне механизмов противодействия современным вызовам и угрозам.

Содержание работы

Введение_______________________________________________________________________ 3
1. Конституционное развитие зарубежных стран_______________________________________4
2. Права и свободы граждан. Общая характеристика___________________________________9
3. Виды прав и свобод граждан _____________________________________________________12
4.Развитие конституционных прав и свобод граждан на примере зарубежных стран_________14
Заключение______________________________________________________________________16
Список использованной литературы_________________________________________________17

Файлы: 1 файл

конт. ра., кп заруб стран.docx

— 65.08 Кб (Скачать файл)

   Наряду с позитивными тенденциями имеется и ряд проблем, связанныx c утверждением принципа равноправия. Ущемление прав национальныx меньшинств по-прежнему остается серьезной проблемой реализации принципа равноправия. Таких гарантий нет в конституциях многих стран Азии, и попытки улучшить ситуацию не всегда успешны. К примеру, в 2000 году президент Шри-Ланки Чандрика Кумаратунга внесла в парламент проект новой конституции, предусматривающий предоставление более широких прав тамилам, однако документ не получил поддержки необходимого количества депутатов. В Европе страны Прибалтики проявляют правовую недоброжелательность к русскоязычному населению. К примеру, сейм Латвии неоднократно отклонял поправки в Конституцию Латвии 1922 г. (в ред. 1993 г.), предусматривающие предоставление русскоязычным негражданам права участвовать в местных выборах наравне с живущими в Латвии гражданами стран ЕС.

   Расширение прав человека как общая тенденция, параллельно развивающаяся в национальных государственно-правовых системах, обуславливает повышение роли государства в регулировании и защите общественных интересов. Применительно к исследуемому вопросу речь идет об отмеченной государствоведами тенденции социализации конституционного права и дальнейшем ее расширении в современный период. Социализация конституционного права связана с усилением места и роли государства в экономической и социальной жизни общества, расширением социальных и экономических прав. Как замечает германский конституционалист К.Штерн, «современная конституция не может больше отказывать в установлении основных принципов устройства жизни общества, иначе она может утратить свои функции стабилизации и порядка».

   Большинство государств Евразии закрепляют в своих конституциях социальный характер государства. Ярко выраженный социальный характер присущ многим конституциям Европы. Так, Конституция Португальской Республики 1976 г. провозглашает одной из целей португальского народа создание социалистического общества. В Конституции Венгрии 1949 г. прописывается право на «равную зарплату за равный труд», «на зарплату, соизмеримую с количеством и качеством выполненной работы», на социальное обеспечение и безопасные условия труда. Статья 1 Конституция Италии 1947 года определяет страну как «демократическую республику, основанную на труде». Трудовые отношения урегулированы очень подробно, включая основы деятельности профсоюзов.

   Изменения, вносимые в конституции в последние годы, еще более расширяют перечень социальных и экономических прав. В частности, поправки в Конституцию Республики Словения 1991 г., вносимые в 2000-х годах, добавили право граждан Словении на получение пенсии и право иностранцев на приобретение недвижимости.

   На постсоветском пространстве новые конституции государств, несмотря на отказ от некоторых социальных гарантий, придают существенное значение закреплению социальных прав и гарантий социального развития. К примеру, Конституция Беларуси 1994 г. возлагает на государство множество обязанностей в отношении граждан: «создать условия для полной занятости», «охранять сбережения граждан», предоставить нуждающимся жилище бесплатно или за доступную для них плату. Конституция Армении 1995 г. закрепляет за гражданами Армении «право на удовлетворительный уровень жизни». Конституция Таджикистана 1994 г. провозглашает страну социальным государством, обеспечивающим каждому достойную жизнь и свободное развитие, закрепляет за каждым право на зарплату не ниже прожиточного минимума, на отдых, на бесплатную медицину в государственных учреждениях.

   Несмотря на общую позитивную динамику социализации государств, сохраняется немало проблем подлинного утверждения социальных прав. Одно из очевидныx противоречий – диспропорции между содержанием социальных прав и отсутствием гарантий иx реализации. Иногда конституции изначально содержат противоречивые нормы. Так, Конституция Албании 1998 г. помимо стандартного набора прав граждан закрепляет «социальные цели» государства, например «обеспечение работой всего трудоспособного населения», «создание экологически здоровой среды для нынешних и будущих поколений», «самый высокий по возможности уровень физического и душевного здоровья», «развитие спорта» и др. В этой же статье оговаривается, что граждане не могут через суд добиваться от властей выполнения этих обещаний.

   Другая общая тенденция, обусловленная генеральным процессом качественного и количественного роста конституционных прав и свобод, – расширение конституционного регулирования духовно-культурных отношений, что позволяет говорить о гуманизации конституций последнего полувека, иx стремлении укрепить нравственную основу развития общества. Ярким примером тому является новая Конституция Швейцарии. В ней весьма тщательно прописываются отношения между государством, человеком, обществом и природой не только с точки зрения законов управляемости обществом, но и с позиции нравственности. В частности, запрещаются клонирование человека и животных, жестокие эксперименты над человеком, животными и природой в целом. Идеология, определяющая отношения между человеком, общественными структурами и государственными органами, пронизана призывом к взаимоуважению, солидарности, сотрудничеству и терпимости. В последние годы в текст Конституции Швейцарии были добавлены статьи о пожизненном содержании под стражей опасных преступников-насильников (2004 г.) и пятилетнем моратории на использование генных технологий в сельском хозяйстве (2005 г.).

   Все большее число стран Евразии отказывается от применения смертной казни. Для стран – членов Совета Европы действуют жесткие правила – 3 мая 2002 года в Вильнюсе был открыт для подписания Протокол № 13 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, который предусматривает отмену смертной казни при любых обстоятельствах, не признавая никаких исключений. Этот протокол вступил в силу 1 июля 2003 года. Более ранний протокол № 6 предусматривал отмену смертной казни, но не исключал ее применение за действия, совершенные во время войны или неизбежной угрозы войны.[10] Россия является единственной страной Совета Европы из 46, которая не ратифицировала протокол №6 об отмене смертной казни, так как общественные настроения в стране, особенно в связи с непрекращающимися террористическими актами на юге, складываются пока не в пользу ратификации. В то же время в России и Казахстане, где смертная казнь пока не отменена, наложен мораторий на данный вид наказания. Единственной страной в Европе, где применяется смертная казнь сегодня, является Белоруссия.

   На Востоке также растет число стран, отменяющих смертную казнь. С 1990 года данный вид наказания отменили в Кыргызстане, Узбекистане, Туркменистане, Непале, Гонконге. В 2004 году мораторий на смертную казнь был введен в Таджикистане. В программу Правительства Монголии 2008 года включена задача по отмене в будущем смертной казни в стране.[11] В то же время в Индии был прерван мораторий на смертную казнь, действовавший в стране с 1997 года, после убийства 14 летней девочки. На Востоке страны с трудом отказываются от смертной казни из-за нестабильной политической и социальной обстановки, продолжения террористическиx актов и наличия локальныx вооруженных конфликтов.

   Важное значение в современный период придается конституционным гарантиям укрепления семьи и ее нравственной основе, свободе брака и ответственности за воспитание детей. В частности, в соответствии с Конституцией Ирландии 1937 г. (с последующими поправками) государством гарантирована защита брака и семьи, которая признается «естественным первоисточником и объединяющей основой общества». Отдельно оговаривается, что «женщина ее домашней жизнью оказывает государству поддержку, без которой нельзя достигнуть общего блага». Государство обязуется прилагать усилия к тому, «чтобы матери не были вынуждены экономической необходимостью заниматься работой в ущерб своим домашним обязанностям». Поправками 1996 г. в Конституцию Ирландии был отменен запрет на развод.

   Ряд государств однозначно выразили свое отношение к однополым бракам. В частности, в Европе Конституция Польши 1997 г. характеризует брак как «союз мужчины и женщины», тем самым исключая возможность легализации однополых браков. В 2005 г. в Конституцию Латвии 7 ноября 1922 г. (в ред. 1993 г.) было внесено определение брака как «союза между мужчиной и женщиной», что фактически исключило легализацию однополых браков.

 

2. Права и свободы граждан. Общая характеристика.

         В  современных условиях некоторые  основы правового статуса личности, а в определенных аспектах  и гражданина, в значительной  степени определяются международным  правом, его общепризнанными принципами  и нормами. В конституциях многих  государств содержатся ссылки  на Всеобщую декларацию прав  человека ООН 1948 г., на Международные  пакты о правах человека 1966 г. (вступили в силу в 1976 г). Международные  акты, рати­фицированные государством, могут действовать непосредственно и применяться судами страны как ее национальное, внутреннее законодательство, причем некоторые конституции устанавливают верховенство международного акта над внутренним.

         Международное  право устанавливает: 1) внутреннее  законодательство не может противоречить  зафиксированным в международных  актах основным правам человека  и общечеловеческим ценностям; 2) нет абсолютной свободы и абсолютных  прав, они могут быть ограничены, но только на основе закона  и в той части, в какой  это допускает конституция в  соответствии с требованиями  международного пава и в точно  определенных целях (сохранение  общественного порядка, публичной  морали, здоровья населения и  т.д.); 3)запрещается злоупотреблять  правами, т.е. использовать их  с целью нанесения ущерба правам  и законным интересам других  физических или юридических лиц;  4) права личности ограничены правами других лиц.

 

Исследователи выделяют три периода  развития прав и свобод:

         первый  — с конца XVIII до середины XX в. Начинают формироваться и  закрепляться свободы граждан,  первые акты, фиксирующие права  и свободы личности, закрепили  права в сфере физического  существования человека. Очевидно, первым таким актом был Habeas corpus act — английский закон, принятый в XVII в., главным содержанием которого является защита от необоснованного ареста. Согласно этому закону человек, которого арестовывали, имел право обратиться в суд, а судья должен был объяснить причину ареста (сформулировать повод для ареста). Этот закон ограничил произвол абсолютизма, феодального государства.

         В  этом периоде можно выделить  внутренние этапы, поскольку сначала  появились гарантии на неприкосновенность  личности, а потом запреты на  вмешательство в личную жизнь,  позднее — права, связанные  с участием в управлении государством. Это естественно, поскольку человек,  получая определенный минимум  свободы, пользовался ею, и эта  свобода развивалась и расширялась:  от гарантии от произвольного  ареста до права участия в  управлении государством;

второй — с 50-х до 90-х  гг. XX в. Дальнейшее развитие прав и  свобод личности, связанное с сильным  влиянием социалистических идей. Это  права, которые невозможно реализовать  без участия государства. Они  находятся в широко понимаемой сфере  экономики и в социальной сфере, поэтому их чаще всего называют социально-экономическими. Первоначально они были сформулированы в советских конституциях (1918 и        1936 гг.): права на труд, на отдых, на безопасные условия труда, на забастовку (правда, в советских конституциях оно  отсутствовало), на материальное обеспечение. К социальным правам относятся также права на материальную поддержку лиц, нуждающихся в этом (инвалиды, престарелые, пенсионеры и т.д.), на защиту семьи, охрану здоровья и ряд других, включая сравнительно недавно появившиеся «культурные» права (на образование, на пользование достижениями науки, культуры, свободы на исследования в области науки, искусства и т.д.). Многие из них стали общепризнанными и появились в международных актах, например во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;

         третий  — 90-е гг. XX в., хотя необходимость  в таких правах возникла во  второй половине XX в., потому что  в это время появилось много  серьезных проблем: здоровая и  чистая окружающая среда, свобода  информации, разница в техническом  развитии государств. Развивающиеся  страны инициировали иные права,  которые относятся не к отдельным  гражданам, а к социальным группам.  Так, стали признаваться права  народа на самоопределение, охрана  этнических, языковых, религиозных  меньшинств, права на пользование  природными богатствами, на безопасность, на определенный уровень жизни  и т.д. Эти совершенно новые  требования мирового сообщества  стали формулироваться и в  нормативных актах. Кроме того, появились специальные нормы,  касающиеся отдельных групп людей,  например принята Конвенция о правах ребенка.

         Современная  классификация прав и свобод  достаточно прочно устоялась,  чаще всего она состоит из  двух или трех групп. Исторически  права и свободы делились на  личные и политические, иногда  то же самое обозначают как  личные права и гражданские  права.

         Личные  права — это те права, которые  относятся к сфере личной жизни,  т.е. права человека, который ощущает  себя просто членом семьи, участником  какого-то микроколлектива, жителем конкретного дома, улицы, села и т.д. Для того чтобы человек мог нормально существовать, необходимы гарантии неприкосновенности личности, от произвольного вмешательства в его дела, от покушений на его семейную жизнь, чтобы он мог свободно общаться с другими людьми. Личные права — это то, что ближе всего человеку: права человека как отца, мужа, сына, брата (матери, дочери, сестры, жены) и т.д. Это прежде всего семейные ценности.

Информация о работе Развитие конституционных прав и свобод граждан ( на примере нескольких зарубежных стран ) ( на примере нескольких зарубежных стран )