Референдум – форма непосредственной демократии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:01, контрольная работа

Описание работы

Конституционное право зарубежных стран знает много иных форм народного волеизъявления помимо выборов. Для этого в различных странах более или менее широко используются и такие формы, как референдум, или плебисцит, всенародный опрос и всенародное обсуждение. При всей близости этих форм народного волеизъявления надо видеть и различие между ними. Наибольшее распространение среди них получил референдум.

Содержание работы

Введение 3 стр.
Понятие референдума 4 стр.
Виды референдумов 5 стр.
Предмет и формула референдума 11 стр.
Принципы референдума 12 стр.
Референдум в зарубежных странах 13 стр.
Порядок проведения референдума в Украине 17 стр.
Плебисцит как разновидность референдума 19 стр.
Вывод 21 стр.
Список литературы 22 стр.

Файлы: 1 файл

дмитриев.docx

— 43.02 Кб (Скачать файл)

      Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал в г. Горячий Ключ

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По конституционному праву

Тема: Референдум – форма  непосредственной демократии

 

 

Выполнила студентка 2 курса  ЗФО

Специальность ГМУ филиала  КубГУ

В г. Горячий Ключ

Плеханова Кристина Евгеньевна

Проверил: Дмитриев О.В.

 

 

 

Горячий Ключ 2013

 

 

Содержание

Введение 3 стр.

  1. Понятие референдума 4 стр.
  2. Виды референдумов 5 стр.
  3. Предмет и формула референдума 11 стр.
  4. Принципы референдума 12 стр.
  5. Референдум в зарубежных странах 13 стр.
  6. Порядок проведения референдума в Украине 17 стр.
  7. Плебисцит как разновидность референдума 19 стр.

Вывод 21 стр.

Список литературы 22 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Конституционное право зарубежных стран знает много иных форм народного  волеизъявления помимо выборов. Для  этого в различных странах  более или менее широко используются и такие формы, как референдум, или плебисцит, всенародный опрос и всенародное обсуждение. При всей близости этих форм народного волеизъявления надо видеть и различие между ними. Наибольшее распространение среди них получил референдум.

Референдум (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено) — механизм правления, предусматривающий решение наиболее важных для общества вопросов (решения по конституционным, законодательным или иным внутри- и внешнеполитическим вопросам) посредством всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми государственными органами.

Референдум — важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум — это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомленностью (информированностью) по данному вопросу.

Условия проведения референдума  и его процедура регулируются конституциями и законодательством  соответствующих стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие референдума

 

Референдум — это способ принятия политического решения при помощи голосования избирателей.

Цель референдума следует  отличать от цели выборов. Референдум проводится для принятия закона, решения территориального вопроса, ратификации международного договора. Например, Маастрихтский договор был ратифицирован в Ирландии и Франции (в соответствии с конституциями этих стран) при помощи референдума.

Референдум (от лат. referendum — то, что следует сообщить) — один из важнейших институтов непосредственной, прямой демократии, выражающийся в голосовании избирателей по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни, посредством которого принимается государственное или самоуправденческое решение. Решения, принимаемые на референдуме, обычно считаются окончательными и обладающими высшей легитимностью. Они имеют силу закона, а часто и более высокую силу, поскольку достаточно общепризнанным является мнение, что итоги референдума не могут и не должны изменяться обычным законом парламента.

Считается, что решение, принятое на референдуме, — это решение самого народа, а не его представителей. В отличие от голосования на выборах голосование на референдуме решает вопрос не о получении какого-либо мандата (например, депутата, президента др.). а об одобрении или неодобрении каких-либо планов, программ, действий, мер и др., имеющих общенациональный или местный характер. В некоторых странах вне зависимости от последствий любое голосование избирателей называется референдумом. Но такое понимание не является характерным для большинства стран.

Референдум является современной  формой непосредственной демократии, хотя у него были исторические предшественники. В Древнем Риме  в   период  республики  существовала  практика  плебисцитов  (лат. plebiscitum), то есть решений плебеев, которые принимались собраниями членов соответствующего сословия. Сегодня термин «плебисцит» , считается синонимом термина «референдум» либо служит для обозначения одной из разновидностей референдума.

Сам термин «референдум» заимствован  из опыта государственного  властвования XVII – XVIII ст. в Швейцарии, когда эта страна существовала как союз независимых кантонов. Одним из органов такого союза было собрание представителей от кантонов. Во многих кантонах это фактически были представители от общин, их составлявших. В случае, когда на этом собрании рассматривались вопросы, для решения которых представители не имели полномочий, решения постановлялись ad referendum (лат. - к дальнейшему рассмотрению), то есть с условием их последующей передачи на рассмотрение в кантоны (общины). На следующем собрании выясняли факт одобрения упомянутых решений в кантонах и признавали их утвержденными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды референдумов

Референдумы можно классифицировать по различным признакам. В зависимости  от его предмета можно выделить обязательный и факультативный референдумы.

Обязательным считается такой референдум, посредством которого и можно решить данный вопрос: ни один иной орган не вправе принимать по нему решение.

Факультативным признается референдум, который проводится по усмотрению компетентного органа. Наряду с референдумом есть альтернативная возможность принять решение иным субъектом власти.

Различают конституционный и законодательный референдумы. К первому относятся те, на которых рассматривается вопрос, связанный с принятием конституции, внесением в нее изменении либо дополнений. Широкое распространение они получили в нынешних условиях, когда в республиках бывшего Советского Союза, некоторых странах Восточной Европы активно пошла работа над новыми конституциями Путем референдума были приняты конституции Эстонии Литвы Румынии, России, Таджикистана, Польши и многих других государств

Законодательный референдум проводится для принятия новых или  изменения действующих законов. В зависимости от цели проведения законодательные референдумы могут  быть утверждающие и отменяющие.

Особую группу референдумов составляют консультативные референдумы. В результате их проведения выясняется воля граждан для решения важных вопросов. В отличие от решающего референдума, т.е. обязательных для исполнения итогов референдума, консультативный референдум имеет преимущественно рекомендательный характер и нуждается в утверждении соответствующего органа. В скандинавских странах около 50% референдумов имеют консультативный характер.

По инициаторам проведения референдумы можно классифицировать на парламентские, президентские, правительственные, народные и т.п.

В зависимости от времени  и степени участия парламента в решении вопроса референдумы  могут быть подразделены на допарламентский и послепарламентский и внепарламентский.

В зависимости от территории, на которой проводится референдум, различают общегосударственный и местный референдумы.

Инициаторы референдума  и органы, его назначающие, вправе формулировать вопросы для народного  голосования.

Содержание института  референдума в разных странах  делает возможной классификацию соответствующей формы непосредственной демократии. Одним из ее критериев является круг участников голосования на референдуме, по которому выделяют общенациональный (общегосударственный) к местный референдумы. На общенациональном референдуме может голосовать весь избирательный корпус, а на местном - его часть, которую составляют избиратели - жители конкретной административно-территориальной единицы.

В условиях федеративного  государства третьей разновидностью, классифицированной по критерию круга  участников голосования, выступает референдум субъекта федерации (в субъекте федерации). Иногда референдум субъектов федерации также определяют как местный.

Еще одним критерием классификации  референдумов является содержание вопросов, выносимых на голосование, или предмет референдума. По предмету прежде всего выделяют конституционный и законодательный референдумы. На конституционном референдуме принимают или утверждают новый основной закон либо изменения в действующий, а законодательный референдум обычно служит принятию или отмене «обычных» законов.

Конституционный и законодательный  референдумы объективно являются общенациональными по характеру, хотя в условиях федеративного государства они могут быть предусмотрены и в субъектах федерации. В США проведение конституционного и законодательного референдумов возможно только на уровне субъектов федерации - штатов.

Более распространенной является практика проведения референдума относительно внесения изменений в основной закон. Во многих странах такому референдуму (обязательному или факультативному) предшествует одобрение изменений парламентом или учредительным собранием.

По времени проведения различают предварительный и  последующий законодательные референдумы. На предварительном референдуме голосование происходит относительно внесенного в парламент законопроекта до принятия как закона или относительно принятого парламентом закона, еще не вступившего в силу. Предметом последующего референдума является действующий закон, который на таком референдуме может быть отменен.

Предварительный законодательный  референдум нередко характеризуется  как допарламентский, а последующий – послепарлментский.

Существуют также законодательные  референдумы, проведение которых не связано с процессом и результатами парламентского законотворчества. Такие референдумы определяются как внепарламентские, так как соответствующие голосования проводятся относительно законопроектов, которые не были внесены в парламент. В частности, внепарламентский референдум предусмотрен во Франции и в большинстве франкоязычных развивающихся стран.

Одной из разновидностей референдума, определяемой по критерию содержания вопросов, которые выносятся на голосование, является референдум относительно досрочного прекращения полномочий президента или парламента. Впервые возможность проведения такого референдума относительно президента (по решению парламента) была предусмотрена в Конституции Германии 1919 г. При этом такой референдум практически не проводился в странах, где он предусмотрен, из-за его «радикальности», которая может стать причиной дестабилизации всей политической системы общества.

Особенностями отличается референдум, проводимый в реализацию так называемого  права народного роспуска. По содержанию института народного роспуска - впервые введенного в XIX ст. в ряде кантонов Швейцарии, установленное количество граждан, которые имеют право голоса, может инициировать проведение референдума по вопросу досрочного прекращения полномочий законодательного органа. В случае, если по результатам такого референдума соответствующая инициатива будет поддержана, полномочия законодательного органа досрочно прекращаются и проводятся выборы его нового состава.

Референдум, проводимый в  реализацию права народного роспуска является уникальным способом (средством) властвования.

По основаниям назначения различают обязательный и факультативный.

Обязательный референдум безальтернативно назначается при  наличии установленных оснований. В свою очередь, основаниями назначения такого референдума является возникновение определенных юридических фактов, с которыми связан его предмет. При этом вопросы, которые по существу составляют предмет обязательного референдума, не могут быть решены другим способом, кроме референдума.

Само же решение уполномоченного  государственного органа или должностного дина о назначении обязательного  референдума можно рассматривать  как своеобразную констатацию наличия  установленных для этого оснований.

Обязательный референдум, посредством которого, в частности, утверждают предварительно одобренные изменения в конституцию, иногда классифицируют как контрольный.

Факультативный референдум также назначается при наличии  установленных оснований, но само их наличие не влечет обязанности уполномоченного органа или должностного лица назначить референдум. Отсутствие такой обязанности прежде всего связано с тем, что существует иной, кроме референдума, способ решения вопросов, составляющих его предмет.

К тому же решение уполномоченного  органа или должностного лица о назначении факультативного референдума не зависит от их усмотрения и обусловлено  инициативой иного, чем такой  орган или должностное лицо, субъекта конституционного права.

Референдумы можно классифицировать по особенностями порядка их назначения. В основу соответствующих классификаций положены отличия в круге субъектов, которые уполномочены по собственному усмотрению назначать референдум, отличия в круге субъектов, уполномоченных назначать референдум по инициативе других субъектов, а также отличия в круге субъектов, наделенных правом такой инициативы. Названные критерии обычно объединяют, что приводит к путанице.

Почти во всех странах субъектом, который уполномочен по собственному усмотрению назначать референдум, определены парламент (нижняя палата) или президент.

Информация о работе Референдум – форма непосредственной демократии