Регулирование реорганизации коммерческих банков в форме присоединения и слияния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение регулирования деятельности коммерческих банков и их ликвидация.
На достижение указанной цели направлено решение следующих задач:
- исследовать сущность реорганизации и ликвидации юридических лиц, выработать определения понятий «реорганизация юридического лица» и «ликвидация юридического лица»;
- исследовать основания и порядок проведения реорганизации и ликвидации юридических лиц в РФ;
- выявить пробелы и противоречия в законодательном регулировании процедур реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...…..с.3-4
1. Реорганизация юридических лиц
1.1 Понятие и признаки реорганизации юридического лица……………с.5-7
1.2 Формы и порядок реорганизации юридических лиц.........................с.8-14
1.2.1. Реорганизация путем слияния........................................................с.15-16
1.2.2.Реорганизация путем присоединения.............................................с.17-19
2. Ликвидация юридических лиц
2.1 Понятие и виды ликвидации юридических лиц……………...……с.20-24
2.2 Основания и порядок ликвидации…………………………..….…..с.25-32
Заключение………………………………………………………………с.33-34
Список использованных источников и литературы…………………с.35-36

Файлы: 1 файл

курсовик).docx

— 67.93 Кб (Скачать файл)

В то же время, согласно учению о юридических фактах в гражданском  праве юридические акты подразделяются на односторонние сделки, а также  на сделки двух- и многосторонние (договоры). Анализ оснований добровольной ликвидации юридических лиц различных организационно-правовых форм показывает, что основанием добровольной ликвидации могут быть и односторонние  сделки, и договоры. Объясняется  это тем, что и в основе существования  некоторых юридических лиц лежит  двух- или многосторонняя сделка (учредительный  договор), а в основе существования  других юридических лиц лежит  кем-либо утвержденный устав, сам факт утверждения которого более походит  на одностороннюю сделку, а некоторые юридические лица существуют и на основании учредительного договора, и устава одновременно,

Отсюда, в тех юридических  лицах, где единственным или одним  из учредительных документов является учредительный договор, ликвидация представляет собой ни что иное, как расторжение данного договора. Именно поэтому законодательство предусматривает, что решение о ликвидации в  таких юридических лицах принимается  по единогласному решению всех участников. Прежде всего, это положение конечно  же характерно для тех юридических  лиц, в которых велико значение личности того или иного участника для  самого факта существования юридического лица. Классическим примером такого юридического лица является товарищество, в котором  со времен римского частного права  личный элемент преобладает над  имущественным участием. Достаточно указать лишь на то, что сам по себе факт изменения личного состава  участников такого юридического лица по общему правилу влечет и прекращение  самого юридического лица. Из этого  также следует, что решение о  ликвидации является в данном случае многосторонней сделкой (договором).

Законодатель детально регламентирует порядок ликвидации разных юридических  лиц.

Согласно ГК полное товарищество, ликвидируется в случае, когда  в товариществе остается единственный участник и если он в течение шести  месяцев не преобразует товарищество или не примет новых участников. В случаях выхода или смерти кого-либо из участников полного товарищества, признания одного из них безвестно  отсутствующим, недееспособным или  ограниченно дееспособным, либо банкротом  или обращения кредитором одного из участников взыскания на имущество, соответствующее его доле в уставном капитале, товарищество может продолжить свою деятельность, если это предусмотрено  учредительными документами товарищества или соглашением остающихся участников.

Если один из участников выбыл из товарищества по основаниям, указанным выше, доли оставшихся участников в уставном капитале товарищества увеличиваются  пропорционально их вкладам, если иное не предусмотрено учредительными документами. Ликвидация производится по общим основаниям ликвидации юридических лиц.

В соответствии с ГК акционерное  общество может быть ликвидировано  по решению общего собрания акционеров. Иные основания и порядок ликвидации акционерного общества определяются настоящим  кодексом и иными законодательными актами.

Акционерное общество вправе преобразоваться в товарищество с ограниченной ответственностью или  производственный кооператив.

В соответствии с действующим  законодательством процедура ликвидации юридического лица включает в себя следующие этапы:

1) принятие собственником,  уполномоченным органом или судом  решения о ликвидации и образование  ликвидационной комиссии (назначение  конкурсного управляющего) с определением  в нем порядка и сроков ликвидации;

2) передача ликвидационной  комиссии (конкурсному управляющему) всех полномочий по управлению  имуществом и делами (хозяйственной  деятельностью) ликвидируемого юридического  лица;

3) составление плана ликвидации  юридического лица;

4) письменное уведомление  о принятом решении о ликвидации  юридического лица территориальных  государственного регистрирующего  органа и налогового комитета;

5) опубликование информации  о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке  заявления претензий его кредиторами  в центральных печатных изданиях.

Ликвидационной комиссией  публикуется информация о ликвидации юридического лица в официальных  печатных изданиях центрального органа юстиции. Срок заявления претензий не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

6) направление письменных  извещений о ликвидации персонально  всем кредиторам юридического  лица.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и оплате им имеющейся задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После истечения срока  для предъявления претензий кредиторами (2 месяца) ликвидационной комиссией  составляется промежуточный баланс, который содержит сведения о составе  имущества ликвидируемого юридического лица, перечень заявленных кредиторами  претензий и результаты их рассмотрения.

7) открытие ликвидационного  счета в банке и смена подписей  должностных лиц в карточкам  по расчетным и валютным счетам  ликвидируемого юридического лица;

8) проведение комплекса  мер по извещению и увольнению  сокращаемых работников, расчетов  с ними и оказание содействия  в их трудоустройстве;

9) принятие мер к выявлению  и получению дебиторской задолженности;

10) составление реестров  кредиторской и дебиторской задолженности;

11) сверка расчетов по  налогам и другим обязательным  платежам в бюджет с территориальным  налоговым комитетом.

12) выход из состава  учредителей (участников) других  юридических лиц путем продажи  акций или долей (вкладов) в  их уставных капиталах;

13) проведение инвентаризации  активов и обязательств, составление  и утверждение промежуточного  ликвидационного баланса;

14) реализация имущества  (конкурсной массы) на торгах (тендерах, аукционах) и проведение расчетов  с кредиторами в порядке очередности,  предусмотренной действующим законодательством. При этом погашается задолженность не только самого юридического лица, но и его структурных подразделений (филиалов, представительств и др.).

При ликвидации юридического лица выплата денег кредиторам осуществляется в следующей очередности:

1) в первую очередь  - удовлетворяются требования граждан,  перед которыми ликвидируемое  юридическое лицо несет ответственность  за причинение вреда жизни  или здоровью (если таковые имеются);

2) во вторую очередь  - производятся расчеты по оплате  труда с лицами, работающими по  трудовому договору;

3) в третью очередь  - удовлетворяются требования кредиторов  по обязательствам, обеспеченным  залогом имущества ликвидируемого  юридического лица;

4) в четвертую очередь  - погашается задолженность по  налогам и другим обязательным  платежам в бюджет и внебюджетные  фонды;

5) в пятую очередь - производятся расчеты с другими  кредиторами.

Требования каждой очереди  удовлетворяется после полного  удовлетворения требований предыдущей очереди (ГК РФ).

Если у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждения) недостаточно денег для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества  юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для  исполнения судебных решений;

15) уплата налогов и  других обязательных платежей  в бюджет, отражаемых в ликвидационной  налоговой отчетности, производится  в течение десяти рабочих дней  со дня ее представления. Налоговая  задолженность ликвидируемого юридического  лица, а также его структурных  подразделений погашается за  счет его денег, в том числе  полученных от реализации его  имущества, в порядке очередности. Налоговое обязательство, возникающее в период ликвидации, исполняется по мере возникновения в сроки и порядке, установленные налоговым законодательством РФ.

Если имущества ликвидируемого юридического лица недостаточно для  погашения в полном объеме налоговой  задолженности, то остающаяся часть  налоговой задолженности, погашается учредителями (участниками) ликвидируемого юридического лица в случаях.

Если ликвидируемое юридическое  лицо имеет суммы излишне уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет, то указанные суммы подлежат зачету в счет погашения налоговой  задолженности ликвидируемого юридического лица в следующем порядке:

1) в счет погашения  пени и штрафов по данному  виду налога;

2) в счет погашения  пени и штрафов по другим  видам налогов;

3) в счет погашения  недоимки по другим видам налогов;

4) в счет предстоящих  платежей по данному и другим  видам налогов.

Сумма излишне уплаченного  налога в бюджет не подлежит зачету в счет погашения налоговой задолженности  другого налогоплательщика. При  отсутствии у ликвидируемого юридического лица налоговой задолженности сумма  излишне уплаченных налогов и  других обязательных платежей в бюджет подлежит возврату этому юридическому лицу;

16) сдача лицензиарам имеющихся  у юридического лица государственных  лицензий;

17) распределение оставшегося  после удовлетворения требований  всех кредиторов имущества среди  акционеров или участников, а  в случае их отказа передача  этого имущества на баланс  или в собственность любых  третьих лиц;

18) составление и утверждение  окончательного ликвидационного  баланса;

19) подготовка отчета о  завершении процедуры ликвидации (конкурсного производства) перед  собственником, уполномоченным им  органом или судом;

20) получение справки налоговых  органов об отсутствии задолженности  юридического лица перед бюджетом  и снятие с налогового учета;

21) закрытие счета (счетов) в обслуживающем банке;

22) получение справки в  территориальном органе внутренних  дел о приеме печати юридического  лица для уничтожения;

23) представление пакета  документов о проведении процедуры  ликвидации юридического лица  в территориальное управление  юстиции.

Орган, осуществляющий регистрацию  юридических лиц, получив решение  о ликвидации или реорганизации  юридического лица, проверяет соблюдение порядка ликвидации или реорганизации, предусмотренного законодательными актами РФ.

Для регистрации прекращения  деятельности юридического лица по основанию  ликвидации представляются:

- заявление о регистрации  ликвидации по форме, установленной  Министерством юстиции;

- решение собственника  имущества юридического лица  или уполномоченного собственником  органа либо органа юридического  лица, уполномоченного на то учредительными  документами, скрепленное печатью  юридического лица;

- учредительные документы,  свидетельство о государственной  регистрации (перерегистрации) и  статистическая карточка;

- ликвидационный баланс;

- решение собственника  имущества юридического лица  или иного органа, принявшего  решение о ликвидации юридического  лица, об утверждении промежуточного  и ликвидационного балансов, скрепленное  печатью юридического лица;

- документ об уничтожении  печати юридического лица;

- документ, подтверждающий  снятие с учета филиалов и  представительств ликвидируемого  юридического лица (при их наличии);

- справка об отсутствии  налоговой задолженности;

- справка таможенных органов  об отсутствии задолженностей  по таможенным платежам и незавершенных  внешнеторговых сделок;

- уведомление уполномоченного  органа об аннулировании выпуска  акций (для акционерных обществ);

- квитанция или документ, подтверждающие уплату в бюджет  сбора за государственную регистрацию  юридических лиц.

Регистрация прекращения  деятельности субъекта рынка, занимающего  доминирующее (монопольное) положение  на соответствующем рынке товаров (работ, услуг), а также субъектов  естественной монополии осуществляется регистрирующим органом с предварительного согласия антимонопольного органа. Регистрация  прекращения деятельности юридического лица, ликвидированного по решению  суда, осуществляется на основании  решения суда. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое  лицо - прекратившим существование  после внесения об этом записи в  государственный регистр юридических  лиц;

Информация о работе Регулирование реорганизации коммерческих банков в форме присоединения и слияния