Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 06:29, контрольная работа
Реорганизация юридического лица связана с переходом всех прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица в порядке универсального правопреемства к существующему юридическому лицу (при присоединении) или к вновь созданным юридическим лицам (при слиянии, выделении, разделении и преобразовании).
Тема А.
Реорганизация юридического лица связана с переходом всех прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица в порядке универсального правопреемства к существующему юридическому лицу (при присоединении) или к вновь созданным юридическим лицам (при слиянии, выделении, разделении и преобразовании).
Законодатель при этом предусматривает
составление передаточного акта или разделительного
баланса. Передаточный акт составляется
при присоединении, слиянии или преобразовании,
а при выделении или разделении - разделительный
баланс. В передаточном акте и разделительном
балансе должны содержаться положения
о правопреемстве по всем правам и обязанностям
реорганизованного юридического лица
в отношении всех его кредиторов и должников,
включая и оспариваемые сторонами обязательства
(п. 1 ст. 59 ГК).
Перед составлением передаточного
акта и разделительного баланса необходимо
провести инвентаризацию имущества и
обязательств с целью установления их
наличия, состояния и оценки (ст. 12 Федерального
закона "О бухгалтерском учете").
Передаточный акт и разделительный
баланс представляются вместе с учредительными
документами для государственной регистрации
вновь возникших юридических лиц или внесения
изменений в учредительные документы
существующих юридических лиц. Непредставление
передаточного акта или разделительного
баланса влечет за собой отказ в государственной
регистрации вновь возникших юридических
лиц (п. 2 ст. 59 ГК).
Для защиты прав кредиторов
реорганизуемого юридического лица на
учредителей (участников) юридического
лица или на орган, принявший решение о
реорганизации юридического лица, возложена
обязанность письменно уведомить кредиторов
о предстоящей реорганизации (п. 1 ст. 60
ГК).
Сроки уведомления определяются
законодательством, нормативно-правовыми
актами об отдельных видах юридических
лиц. Так, например, согласно п. 6 ст. 15 Федерального
закона "Об акционерных обществах"
не позднее 30 дней с даты принятия решения
о реорганизации акционерного общества,
а при реорганизации общества в форме
слияния или присоединения - с даты принятия
решения об этом последним из обществ,
участвующих в слиянии или присоединении,
акционерное общество обязано письменно
уведомить об этом кредиторов общества
и опубликовать в печатном издании, предназначенном
для публикации данных о государственной
регистрации юридических лиц, сообщение
о принятом решении. При этом кредиторы
общества в течение 30 дней с даты направления
им уведомлений или в течение 30 дней с
даты опубликования сообщения о принятом
решении вправе письменно потребовать
досрочного прекращения или исполнения
соответствующих обязательств общества
и возмещения им убытков.
Аналогичная норма предусмотрена и п. 5 ст. 51 Федерального
закона "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Универсальное правопреемство
влечет за собой переход не только прав,
но и обязанностей. При этом перевод долга возможен лишь при согласии кредитора
(ст. 391 ГК). Однако при реорганизации кредитор не может воспрепятствовать переходу
долга. В связи с этим при реорганизации
кредитор получает право потребовать
прекращения или досрочного исполнения
обязательства, а также возмещения причиненных
ему убытков (п. 2 ст. 60 ГК).
Вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного
юридического лица перед его кредиторами
независимо от их вины в случае, если разделительный
баланс не дает возможности определить
правопреемника реорганизованного юридического
лица (п. 3 ст. 60 ГК).
Ликвидация юридического
лица - это есть прекращение деятельности
юридического лица без правопреемства,
т.е. без перехода его прав и обязанностей
к другому лицу (лицам).
Ликвидация юридического
лица состоит из следующих этапов:
1) принятие решения о ликвидации;
2) формирование ликвидационной комиссии;
3) публикация сообщения о ликвидации;
4) составление промежуточного ликвидационного
баланса;
5) осуществление расчетов с кредиторами и по окончании расчетов
составление ликвидационного баланса;
6) государственная регистрация юридического
лица в связи с его регистрацией.
Юридическое лицо может
быть ликвидировано добровольно или принудительно.
Добровольно юридическое лицо может быть
ликвидировано по решению его учредителей
(участников) либо органа юридического
лица, уполномоченного на то учредительными
документами, в частности с достижением
целей, ради которых оно создавалось (например,
после ввода в эксплуатацию объекта прекращает
свое существование организация, которая
была специально создана для его строительства).
Возможна и принудительная
ликвидация юридического лица в соответствии
с судебным решением (п. 2 ст. 61 ГК). Она наступает
в случае признания судом недействительной
регистрации юридического лица в связи
с допущенными при его создании нарушениями
закона или иных правовых актов, если эти
нарушения носят неустранимый характер; в случае осуществления деятельности
без надлежащего разрешения (лицензии),
либо деятельности, запрещенной законом,
либо с иными неоднократными или грубыми
нарушениями закона или иных правовых
актов, либо при систематическом осуществлении
общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или
иным фондом деятельности, противоречащей
его уставным целям, а также в иных случаях,
предусмотренных ГК.
Согласно ст. 21.1 Федерального
закона "О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
юридическое лицо, которое в течение последних
12 месяцев, предшествующих моменту принятия
регистрирующим органом соответствующего
решения, не представляло документы отчетности,
предусмотренные законодательством Российской
Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло
операций хотя бы по одному банковскому
счету, признается фактически прекратившим
свою деятельность.
Регистрирующий орган, в этом случае, принимает
решение о предстоящем исключении юридического
лица из Единого государственного реестра
юридических лиц. Указанное решение публикуется
в органах печати, в которых печатаются
данные о государственной регистрации
юридического лица, в течение 3 дней с момента
принятия такого решения. При этом публикуются
также сведения о порядке и сроках направления
заявлений данным юридическим лицом, его
кредиторами, а также иными лицами, чьи
права и законные интересы затрагиваются
в связи с исключением такой организации
из Единого государственного реестра
юридических лиц, с указанием адреса, по
которому могут быть направлены соответствующие
заявления.
Заявления могут быть направлены в срок
не позднее чем 3 месяца со дня опубликования
решения о предстоящем исключении. В случае
направления заявлений в указанный срок
решение об исключении данного юридического
лица из Единого государственного реестра
не принимается, и такая организация может
быть ликвидирована в установленном гражданским
законодательством порядке. Если в течение
данного срока заявления не направлены,
регистрирующий орган исключает подобное
юридическое лицо из Единого государственного
реестра.
Лица или орган, принявшие
решение о ликвидации юридического лица,
должны сообщить об этом в письменном
виде органу, осуществляющему государственную
регистрацию, для того, чтобы тот внес в Единый государственный
реестр юридических лиц сведения о том,
что данное юридическое лицо находится
в процессе ликвидации. Затем эти лица
или орган, принявшие решение о ликвидации
юридического лица, назначают по согласованию
с органом, осуществляющим государственную
регистрацию юридических лиц, ликвидационную
комиссию (ликвидатора) и устанавливают
в соответствии с ГК порядок и сроки ликвидации.
С момента назначения ликвидационной
комиссии к ней переходят полномочия по
управлению делами юридического лица
(ст. 62 ГК).
Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются сведения о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее 2 месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия
принимает меры к выявлению кредиторов
и к получению дебиторской задолженности,
а также письменно уведомляет кредиторов
о ликвидации юридического лица. После
окончания срока для предъявления требований
кредиторами комиссия составляет промежуточный
ликвидационный баланс, который содержит
сведения о составе имущества ликвидируемого
юридического лица, перечне предъявленных
кредиторами требований, а также о результатах
их рассмотрения. Этот баланс утверждается
учредителями (участниками) юридического
лица или органом, принявшим решение о
его ликвидации, по согласованию с органом,
осуществляющим государственную регистрацию
юридических лиц.
Если у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) недостаточно денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов. Выплата денежных сумм кредиторам осуществляется в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК.
В первую очередь удовлетворяются
требования граждан, перед которыми ликвидируемое
юридическое лицо несет ответственность
за причинение вреда жизни или здоровью,
путем капитализации соответствующих повременных платежей.
Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате
труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате
вознаграждений по авторским договорам.
В третью очередь удовлетворяются требования
кредиторов по обязательствам, обеспеченным
залогом имущества ликвидируемого юридического
лица.
В четвертую очередь погашается задолженность
по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.
В пятую очередь производятся
расчеты с другими кредиторами в соответствии
с законом.
Требования каждой последующей
очереди удовлетворяются после полного
удовлетворения требований предыдущей
очереди. При недостаточности имущества
ликвидируемого юридического лица оно
распределяется между кредиторами соответствующей
очереди пропорционально суммам требований,
подлежащих удовлетворению, если иное
не установлено законом.
После завершения расчетов
с кредиторами ликвидационная комиссия
составляет ликвидационный баланс, который
утверждается учредителями (участниками)
юридического лица или органом, принявшим
решение о ликвидации юридического лица,
по согласованию с органом, осуществляющим
государственную регистрацию юридических
лиц.
Оставшееся после удовлетворения
требований кредиторов имущество юридического
лица передается его учредителям (участникам),
имеющим вещные права на это имущество или обязательственные
права в отношении юридического лица,
если иное не предусмотрено законом, иными
правовыми актами или учредительными
документами юридического лица.
Ликвидация юридического
лица считается завершенной, а юридическое
лицо - прекратившим существование после
внесения об этом записи в Единый государственный
реестр юридических лиц (ст. 63 ГК).
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального
закона "О несостоятельности (банкротстве)" юридические лица, за исключением казенных предприятий,
учреждений, политических партий и религиозных
организаций, ликвидируются также в случае
признания их судом несостоятельными
(банкротами).
Перейдем к рассморению
понятия несостоятельности – банкротства
юридического лица. Под несостоятельностью
(банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном
объеме удовлетворить требования кредиторов
по денежным обязательствам и (или) исполнить
обязанность по уплате обязательных платежей
(абз. 1 ст. 2 Федерального закона "О несостоятельности
(банкротстве)").
В отношении юридического
лица арбитражным судом может быть возбуждено
дело о банкротстве при наличии одновременно
двух условий:
неспособность удовлетворить требования
кредиторов по денежным обязательствам
и (или) исполнить обязанность по уплате
обязательных платежей в течение трех
месяцев с даты, когда они должны были
быть исполнены; требования к должнику
- юридическому лицу в совокупности составляют
не менее 100000 рублей.
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом
обладают должник, конкурсный кредитор
(т.е. кредитор по денежному обязательству,
за исключением уполномоченных органов,
граждан, перед которыми должник несет
ответственность за причинение вреда
жизни или здоровью, морального вреда,
имеет обязательства по выплате вознаграждения
по авторским договорам, а также учредителей
(участников) должника по обязательствам,
вытекающим из такого участия), уполномоченные
органы.
Процедурами банкротства
являются: наблюдение, финансовое оздоровление,
внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение (ст. 27 Федерального закона "О несостоятельности
(банкротстве)").
Наблюдение применяется
к должнику - юридическому лицу, в отношении
которого возбуждено производство по делу о банкротстве. Наблюдение применяется
в целях обеспечения сохранности имущества
должника, проведения анализа финансового
состояния должника, составления реестра
требований кредиторов и проведения первого
собрания кредиторов. Реализация указанной
процедуры возлагается на внешнего управляющего.
Финансовое оздоровление
- процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления
его платежеспособности и погашения задолженности
в соответствии с графиком погашения задолженности. Срок проведения
процедуры финансового оздоровления не
может превышать двух лет. Финансовое
оздоровление реализуется административным
управляющим, который назначается арбитражным
судом. Вместе с тем следует отметить,
что полномочия по управлению должником
такому управляющему не передаются.