Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 11:50, контрольная работа
Порядок прекращения деятельности юридического лица заслуживает особого рассмотрения в силу того, что вследствие указанного события такое лицо выбывает из числа субъектов гражданского права, и приходится решать вопрос о судьбе обязательств, участником которых было прекращающее существование юридическое лицо.
В литературе реорганизация юридического лица рассматривается как один из способов прекращения его деятельности, отличающийся от ликвидации организации наличием правопреемства(1). При реорганизации юридическое лицо либо прекращает свою деятельность как субъект права, либо продолжает существовать с изменением имущественного положения. Происходит переход прав и обязанностей к вновь возникшему юридическому лицу или лицам, являющимся правопреемниками реорганизованного юридического лица.
1. Введение………………………………………………………………………..……………...2
2. Понятие и формы реорганизации юридических лиц……………………………………….4
2.1. Понятие реорганизации юридических лиц………………………………………………..4
2.2. Формы реорганизации………………………………………………………………………6
2.3.Процедура реорганизации…………………………………………………………………...8
3. Проблемы правопреемства и налогообложения при реорганизации…………………….12
3.1. Правопреемство при реорганизации………………………………………………….…..12
3.2. Гарантии прав кредиторов и акционеров……………………………………………..…16
3.3. Уплата налогов при реорганизации………………………………………………………20
4. Заключение…………………………………………………………………………….….….22
5. Список использованной литературы
Содержание.
1. Введение…………………………………………………………
2. Понятие и формы реорганизации юридических лиц……………………………………….4
2.1. Понятие реорганизации юридических лиц………………………………………………..4
2.2. Формы реорганизации……………………………………………
2.3.Процедура реорганизации……………………………………………
3. Проблемы правопреемства и налогообложения при реорганизации…………………….12
3.1. Правопреемство при реорганизации……………………………………………
3.2. Гарантии прав кредиторов и акционеров……………………………………………..…
3.3. Уплата налогов при реорганизации……………………………………………
4. Заключение……………………………………………………
5. Список использованной литературы……………………………………………………
1. Введение.
Порядок прекращения деятельности юридического лица заслуживает особого рассмотрения в силу того, что вследствие указанного события такое лицо выбывает из числа субъектов гражданского права, и приходится решать вопрос о судьбе обязательств, участником которых было прекращающее существование юридическое лицо.
В литературе реорганизация юридического лица рассматривается как один из способов прекращения его деятельности, отличающийся от ликвидации организации наличием правопреемства(1). При реорганизации юридическое лицо либо прекращает свою деятельность как субъект права, либо продолжает существовать с изменением имущественного положения. Происходит переход прав и обязанностей к вновь возникшему юридическому лицу или лицам, являющимся правопреемниками реорганизованного юридического лица.
Как справедливо указывал Б.Б. Черепахин, при изменении субъектного состава правоотношений всегда происходит правопреемство. Благодаря правопреемству имеет место связь между старым и новым правоотношением, а благодаря этому известное правопреемство в деятельности старого и нового субъектов передаваемых прав и обязанностей(2).
Правопреемство - это переход прав и обязанностей от одного лица - правопредшественника к другому лицу - правопреемнику, заменяющему его в правоотношении(3). Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 57) предусматривает следующие формы реорганизации юридических лиц: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Процедура реорганизации имеет большое значение для любого юридического лица, поскольку именно она оформляет переход не только обязательств, но и имущественных, а также неимущественных прав реорганизуемого юридического лица.
Реорганизация, как правило, проводится по решению участников юридического лица (или собственника его имущества), т.е. добровольно. Однако в отношении коммерческих организаций закон предусматривает и такие случаи, когда реорганизация может быть произведена принудительно. Причем, если участники юридического лица не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении
___________________
1. «Реорганизация как способ прекращения деятельности юридических лиц» Телюкина М.В. // Законодательство. 2000. N 1. С. 40.
2. «Труды по гражданскому праву» Черепахин Б.Б. - М., 2001. С. 321.
3. Гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. 1 / Отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: БЕК, 1998. С. 127.
уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного
органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица (4).
По смыслу действующего законодательства реорганизация представляет собой специфический способ прекращения действующих и образования новых юридических лиц (кроме случаев реорганизации в формах присоединения и выделения), влекущий переход прав и обязанностей от ранее действовавших юридических лиц к вновь возникшим.
Поскольку реорганизация всегда связана с имущественным правопреемством между юридическими лицами, при ее проведении существенное значение имеет вопрос об объеме прав и обязанностей, переходящих к правопреемнику. В результате реорганизации права и обязанности реорганизованных юридических лиц могут переходить:
а) в полном объеме только к одному правопреемнику (при слиянии, присоединении и преобразовании);
б) в полном объеме, но к нескольким правопреемникам в соответствующих частях (при разделении);
в) частично как к одному, так и к нескольким правопреемникам (при выделении).
Таким образом, цель данной работы проанализировать порядок прекращения деятельности юридических лиц, согласно действующему гражданскому законодательству.
Данная цель реализуется посредством решения следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть понятие и формы, особенности процедуры реорганизации юридических лиц;
- осветить проблемы правопреемства и налогообложения при реорганизации
- раскрыть способы защиты прав кредиторов и акционеров реорганизуемого юридического лица.
________________
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 27.07.2006) // СЗ РФ от 05.12.1994, № 32, ст. 3301, СЗ РФ от 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3437.
2. Понятие и формы реорганизации юридических лиц.
2.1. Понятие реорганизации юридических лиц.
Реорганизация представляет собой одну из форм прекращения деятельности юридических лиц и создания новых. Реорганизация не означает погашения обязательств юридического лица, прекращающего деятельность.
Все его права и обязанности переходят к вновь образованным юридическим лицам - его правопреемникам.
Правопреемство при реорганизации носит универсальный (общий) характер. Предполагается, что, во-первых, правопреемникам передаются не отдельные права и обязанности, а весь их комплекс. И, во-вторых, организация-правопреемник не вправе отказаться от принятия каких-либо обязательств реорганизуемого юридического лица.
В некоторых случаях при реорганизации следует предварительно получить согласие государственных органов. Необходимость такого согласия (точнее, необходимость представления особых документов) может быть установлена законом. В настоящее время закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (5) предусматривает либо получение согласия Государственного антимонополистического комитета, либо его обязательное уведомление.
Согласие указанного органа необходимо в следующих случаях:
а) при слиянии или присоединении любых объединений (ассоциаций и союзов) коммерческих организаций;
б) при слиянии или присоединении коммерческих организаций, общая сумма активов которых составляет более 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда;
в) при разделении или выделении унитарных предприятий, стоимость активов которых превышает 50 тыс. МРОТ, если в результате появится хозяйствующий субъект, доля которого на рынке превысит 35%.
Уведомление антимонопольных органов о состоявшейся реорганизации должно быть осуществлено, если в результате слияния или присоединения стоимость активов организации превысит 50 тыс. МРОТ.
__________________
5. «О защите конкуренции» Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ // СЗ РФ от 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3434.
Судебная практика уточняет, что при отсутствии согласия Антимонопольного комитета РФ (его территориального управления) на создание союза, ассоциации или другого объединения предприятий (акционерного общества) акт государственной регистрации этого объединения должен быть признан недействительным.
Обращает на себя внимание тот факт, что при реорганизации происходит только общее (а не сингулярное) правопреемство, т.е. к образовавшимся в результате реорганизации юридическим лицам переходят все права и обязанности реорганизуемого юридического лица.
В связи с этим в процессе реорганизации необходимо решить все вопросы, связанные с определением субъектов, к которым переходят конкретные права и обязанности. Наиболее актуальна эта проблема, безусловно, для реорганизации в формах разделения и выделения, поскольку при слиянии, присоединении и преобразовании возникает одно юридическое лицо, которое и является правопреемником всех реорганизованных.
При реорганизации составляется разделительный баланс (в случаях разделения и выделения) или передаточный акт (в случаях слияния, преобразования и присоединения)(6).
Разделительный баланс должен содержать однозначный ответ на вопрос о том, к какому именно юридическому лицу перешло каждое конкретное обязательство.
Разделительный баланс и передаточный акт должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами (п.1 ст.59 ГК РФ). В акционерных обществах передаточный акт и разделительный баланс должны также содержать сведения о порядке определения правопреемства в связи с изменениями вида, состава, стоимости имущества реорганизуемого общества, а также в связи с возникновением, изменением и прекращением прав и обязанностей реорганизуемого общества, которые могут произойти после даты, на которую составлены передаточный акт и разделительный баланс (п.6 ст.15 ФЗ «Об акционерных обществах»)(7).
________________
6. Реорганизация в форме выделения (Д.В.Жданов, "Законодательство", N 5, май 1999 г.).
7. «Об акционерных обществах» Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 27.07.2006) // СЗ РФ от 01.01.1996, № 1, ст. 1, СЗ РФ от 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3454.
2.2. Формы реорганизации.
В Гражданском кодексе выделено пять форм реорганизации слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.
Реорганизация юридического лица в форме слияния означает укрупнение вновь возникающего субъекта гражданского права за счет прекращения нескольких юридических лиц. При этом все права и обязанности каждого из них суммируются организацией, возникающей в результате слияния, в соответствии с передаточным актом (п.1 ст.58 ГК РФ).
Реорганизация юридического лица в форме присоединения заключается в том, что существующая организация за счет того, что одна или несколько других организаций вливаются в нее, сами, утрачивая признаки юридического лица. Это способ реорганизации, при котором права и обязанности одного ранее существовавшего юридического лица, переходят к другому юридическому лицу. Права и обязанности переходят к укрупняющемуся юридическому лицу в соответствии с передаточным актом (п.2 ст. 58 ГК РФ).
Разделение означает дробление одного юридического лица, прекращающего свое существование, на несколько более мелких организаций. Следовательно, права и обязанности прекращаемого юридического лица тоже дробятся: они переходят ко вновь возникшим организациям на основании данных разделительного баланса (п.3 ст. 58 ГК РФ).
Выделение - это, как и разделение, способ разукрупнения юридических лиц; в отличие же от разделения, при этом способе разукрупнения организация не перестает существовать, но уменьшаются объемы ее характеристик как юридической личности: уменьшается закрепленный за ней имущественный комплекс, численность ее участников, объем гражданской правоспособности. Все это как бы "вычитывается" из нее и переходит ко вновь возникающим на такой основе другим юридическим лицам. Документом, фиксирующим подробности данного процесса, является составляемый при этом разделительный баланс (п.3 ст. 58 ГК РФ).
В соответствии с п.5 ст.58 ГК РФ еще одним способом реорганизации юридических лиц признано их преобразование, т.е. изменение их организационно-правовой формы юридического лица. При этом сама организация, ее участники и ее имущество в количественном плане могут остаться неизменными; но изменяется совокупность определенных признаков, характеризующих тип соответствующего юридического лица: его назначение как объединение других лиц и их имущества; правовой режим имущества, закрепленного за ним; методы решения тех или иных вопросов, возникающих в деятельности данной организации; объем требований, предъявляемых к учредительным документам данного юридического лица и к величине его уставного капитала; зависящий от всего этого способ образования и прекращения данного юридического лица. При преобразовании юридического лица ко вновь возникшему субъекту переходят права и обязанности преобразуемого юридического лица в соответствии с передаточным актом.
2.3.Процедура реорганизации.
В случаях, предусмотренных законом, реорганизация общества в форме слияния или присоединения может быть проведена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.