Реорганизация юридического лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 11:50, контрольная работа

Описание работы

Порядок прекращения деятельности юридического лица заслуживает особого рассмотрения в силу того, что вследствие указанного события такое лицо выбывает из числа субъектов гражданского права, и приходится решать вопрос о судьбе обязательств, участником которых было прекращающее существование юридическое лицо.
В литературе реорганизация юридического лица рассматривается как один из способов прекращения его деятельности, отличающийся от ликвидации организации наличием правопреемства(1). При реорганизации юридическое лицо либо прекращает свою деятельность как субъект права, либо продолжает существовать с изменением имущественного положения. Происходит переход прав и обязанностей к вновь возникшему юридическому лицу или лицам, являющимся правопреемниками реорганизованного юридического лица.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………………..……………...2
2. Понятие и формы реорганизации юридических лиц……………………………………….4
2.1. Понятие реорганизации юридических лиц………………………………………………..4
2.2. Формы реорганизации………………………………………………………………………6
2.3.Процедура реорганизации…………………………………………………………………...8
3. Проблемы правопреемства и налогообложения при реорганизации…………………….12
3.1. Правопреемство при реорганизации………………………………………………….…..12
3.2. Гарантии прав кредиторов и акционеров……………………………………………..…16
3.3. Уплата налогов при реорганизации………………………………………………………20
4. Заключение…………………………………………………………………………….….….22
5. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Что касается  взыскания  сумм  финансовых  санкций,  то здесь, напротив, важно, когда выявлены  нарушения  налогового законодательства. Согласно  ст.  11  Закона  РФ  "Об  основах налоговой системы в  Российской  Федерации" налогоплательщик должен   сообщить    налоговому    органу    о    предстоящей реорганизации в десятидневный срок со дня  принятия  решения.

Если  налоговый  орган,  несмотря  на  такое  сообщение,   до окончания     реорганизации     не      выявил      нарушений законодательства,  к  вновь   созданным   юридическим   лицам впоследствии  не   может   применяться   ответственность   за нарушения,  допущенные  реорганизованным  юридическим  лицом.

Если  же  финансовые  санкции  наложены   до   реорганизации, соответствующие  суммы  должны  быть  уплачены  организацией- правопреемником наряду с недоимкой.

При всех формах реорганизации (кроме выделения) налоговые органы принимают решения о документальной проверке. Указанное исключение вызвано тем, что при выделении реорганизуемое общество не ликвидируется, а продолжает существовать, и, следовательно, государство может потребовать исполнения обязательств перед бюджетом непосредственно у должника, а не у его правопреемника. При реорганизации в форме выделения реорганизуемое общество также не должно сниматься с учета в налоговых органах, однако в этом случае необходимо внести соответствующие изменения в карту постановки на учет налогоплательщика.

Государство заинтересовано в том, чтобы проверить полноту уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты до момента снятия с учета налогоплательщика. Процедура снятия с учета считается завершенной после выдачи информационного письма о снятии с учета.

Получение такого информационного письма чрезвычайно важно. Налогоплательщик обязан встать на учет в налоговых органах. При постановке реорганизованного общества на учет в налоговых органах помимо разделительного баланса или передаточного акта (в зависимости от формы реорганизации) общество должно представить и упомянутое информационное письмо. При отсутствии последнего постановка на учет делается с письменным уведомлением о необходимости завершения процедуры снятия с учета и с соответствующей отметкой65. Важность постановки на учет в налоговых органах не подвергается сомнению, так банки и кредитные учреждения открывают расчетные и иные счета только при предъявлении налогоплательщиком документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе.

Налоговые органы также обособляют выделение среди прочих форм реорганизации, так как только в этом случае реорганизуемое общество не ликвидируется, а следовательно, права и обязанности реорганизуемого общества распределяются между прежним и новым обществом, появляющимся в результате выделения. При прочих формах реорганизации права и обязанности реорганизуемой организации переходят к реорганизованной (реорганизованным) организации (организациям) в полном объеме.

Государство не ограничилось предоставлением налоговым органам исключительно контрольных функций, у них есть и право наложить санкции за нарушения. Так, налоговые органы могут предъявлять иски о признании регистрации предприятия недействительной (в случаях нарушения установленного порядка создания предприятия) и о взыскании доходов, полученных этим предприятием.

Государственный механизм контроля за реорганизацией предприятий построен таким образом, чтобы минимизировать риск ухода налогоплательщиков от уплаты налогов. Это проявляется в формальностях, соблюдение которых необходимо при регистрации общества.

Правопреемство по налоговым обязательствам является важным вопросом как для государства, так и для реорганизуемых обществ. Гарантией предотвращения ситуации, когда реорганизованное общество "неожиданно" оказывается должником по обязательствам предшественника, является точное соблюдение процедуры реорганизации, предписанной законодательством.

 

 

 

4. Заключение.

 

 

Гражданским кодексом РФ определены лишь общие моменты, относящиеся к реорганизации любых юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы. Так, Кодекс устанавливает формы реорганизации и круг лиц, имеющих право принимать решение о ее проведении, определяет момент завершения реорганизации, а также порядок оформления правопреемства и гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации.

При этом согласно п. 4 ст. 57 ГК РФ четыре из пяти форм реорганизации (слияние, присоединение, разделение и преобразование) предполагают прекращение реорганизуемого акционерного общества. Таким образом, три формы реорганизации (слияние, разделение и преобразование) предусматривают прекращение действующего юридического лица и создание нового - его правопреемника, в то время как присоединение влечет только прекращение присоединяемого субъекта, а выделение - только создание нового юридического лица(16).

Следовательно, невозможно говорить о создании и прекращении юридических лиц как об определяющих признаках реорганизации, поскольку они свойственны не всем ее формам, хотя в юридической литературе до сих пор встречается определение реорганизации как способа прекращения юридического лица.

Вследствие сказанного выше единственным общим критерием всех форм реорганизации, по мнению большинства исследователей, является правопреемство, то есть переход прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица к его правопреемникам. Правопреемство при реорганизации юридического лица, как и правопреемство при наследовании, именуется универсальным, поскольку в обоих случаях права и обязанности переходят от одного лица к другому (другим) в неизменном виде как единое целое в один и тот же момент(17). Некоторыми исследователями отмечалось, что сингулярное правопреемство, то есть преемство в отдельных правах и обязанностях, при реорганизации невозможно(18).

Вместе с тем правопреемство имеет свои особенности применительно к отдельным

_____________________

16. Телюкина М.В. Прекращение деятельности юридических лиц // Субъекты гражданского права. – М., 2000. – С. 39.

17. Черепахин Б.Б. Правопреемство по советскому гражданскому праву // Труды по гражданскому праву. – М., 2001. – С. 322.

18. Телюкина М.В. Прекращение деятельности юридических лиц // Субъекты гражданского права. – М., 2000. – С. 39.

формам реорганизации. Так, при проведении выделения реорганизуемое юридическое лицо не прекращает свое существование и, следовательно, сохраняет часть своих прав и обязанностей. Поэтому к правопреемникам юридического лица, реорганизованного в форме выделения, его права и обязанности не переходят как единое целое. В результате при проведении реорганизации в форме выделения возможны два варианта: во-первых, реорганизуемое юридическое лицо может передать правопреемникам определенный объем своих прав и обязанностей, сохранив за собой лишь их незначительную часть; во-вторых, ситуация может быть прямо противоположной, если к выделившимся правопреемникам переходят отдельные права и обязанности, а реорганизуемый субъект сохраняет основную их массу.

Таким образом, рассмотрев оба указанных варианта, можно сделать вывод о том, что при проведении выделения возможно как преемство в отдельных правах и обязанностях (сингулярное правопреемство), так и переход определенной совокупности прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, который также не является универсальным правопреемником. Поэтому в целом вывод об однозначно универсальном характере правопреемства реорганизации юридического лица представляется весьма спорным, и, по-видимому, в данном случае более уместно говорить о правопреемстве как таковом.


5. Список нормативных актов и использованной литературы.

 

 

I. Нормативные акты.

 

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 27.07.2006) // СЗ РФ от 05.12.1994, № 32, ст. 3301, СЗ РФ от 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3437.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.07.2006) // СЗ РФ от 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1, СЗ РФ от 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3452.

3. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 27.07.2006) // СЗ РФ от 03.08.1998, № 31, ст. 3824, СЗ РФ от 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3436.

4. «Об акционерных обществах» Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 27.07.2006) // СЗ РФ от 01.01.1996, № 1, ст. 1, СЗ РФ от 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3454.

5. «Об обществах с ограниченной ответственностью» Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 27.07.2006) // СЗ РФ от 16.02.1998, № 7, ст. 785, СЗ РФ от 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3437.

6. «О бухгалтерском учете» Федеральный закон  от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 30.06.2003) // СЗ РФ от 25.11.1996, № 48, ст. 5369, СЗ РФ от 07.07.2003, № 27 (ч. I), ст. 2700.

7. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 02.07.2005) // СЗ РФ от 13.08.2001, № 33 (часть I), ст. 3431, СЗ РФ от 04.07.2005, № 27, ст. 2722.

8. «О защите конкуренции» Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ // СЗ РФ от 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3434.

9. «О приватизации государственного и муниципального имущества» Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 27.07.2006) // СЗ РФ от 28.01.2002, № 4, ст. 251, СЗ РФ от 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3454.

 

 

 

 

 

II. Специальная литература.

 

1. Агапова О.И.  «Защита прав кредиторов при реорганизации юридических лиц» Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.

2. Бондарев А.К., Троценко С.А."Интересы кредиторов при правопреемстве юридических лиц", "Законодательство", 1998.

3. Брагинский М.И., Медведева Т.М., Тимофеев А.В. «Реорганизация и ликвидация юридических лиц по законодательству России и стран Западной Европы» - М., 2000.

4. Гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. 1 / Отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: БЕК, 1998.

5. Гражданское право: Учебник. Ч. 1 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: Проспект, 2004.

6.   Жданов Д.В. «Реорганизация в форме выделения», "Законодательство", N 5, май 1999 г.

7. Илюшина М.Н.   «Проблемы правопреемства при реорганизации юридических лиц» // Закон. 2006. N 9.

8. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. М., 1997.

9. Ломакин Д.В. «Некоторые вопросы размещения акций при реорганизации акционерных обществ», "Законодательство", N 4, апрель 2000 г.

10. Телюкина М.В.  «Прекращение деятельности юридических лиц» // Субъекты гражданского права. – М., 2000.

11. Телюкина М.В. «Реорганизация как способ прекращения деятельности юридических лиц» // Законодательство. 2000. N 1.

12. Черепахин Б.Б. «Труды по гражданскому праву» М., 2001.

13. Чубаров С.А. "Правопреемство при реорганизации юридических лиц", "Законодательство", 1998, N 7.

 

2

 



Информация о работе Реорганизация юридического лица