Республика, как форма политического правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2015 в 18:52, реферат

Описание работы

Многие считают республику современной формой правления. Но это мнение ошибочно, так как основано на том, что исторически в мире было больше государств с монархической формой правления. А на самом же деле республика зародилась еще во времена Древней Греции и Древнего Рима как антипод монархии.
Следует вспомнить, что при монархии народ никак не участвует в осуществлении государственной власти, этим занимается один человек – монарх, которому люди этого государства обязаны подчиняться

Содержание работы

Введение
1.Разновидности республиканской формы правления
2.Президентская республика
3. Парламентская республика
4. Смешанная республика
5. Форма правления в России
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Правоведениет.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»   

(ФГБОУ ВПО  «ЧелГУ»)

Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования

Кафедра Экономики отраслей и рынков

 

 

 

 

 

 

Реферат

по предмету : « Правоведение»

на тему: «Республика, как форма политического правления»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                 Челябинск

2015

 

Оглавление

Введение

1.Разновидности республиканской формы правления

2.Президентская республика

3. Парламентская республика

4. Смешанная республика

5. Форма правления в России

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Введение

 

 

     Многие  считают республику современной  формой правления. Но это мнение ошибочно, так как основано на том, что исторически  в мире было больше государств с монархической формой правления. А на самом же деле республика зародилась еще во времена Древней Греции и Древнего Рима как антипод монархии.   

Следует вспомнить, что при монархии народ  никак не участвует в осуществлении  государственной власти, этим занимается один человек – монарх, которому люди этого государства обязаны подчиняться. Но при республиканской форме правления у людей появляется свобода, они всячески участвуют в государственных делах, а так же выбирают главу своего государства, который обязан действовать относительно интересов людей. Фактически республика становится синонимом слову «демократия» (от латинского demos – народ)…      

На  сегодняшний день большая часть  государств является республиками. Именно республиканская форма правления  удобна для народа, так как это наиболее демократичная форма правления, она наиболее адекватна социально-экономическим условиям индустриальной цивилизации, уровню культуры всех слоев населения, формальному равенству граждан и только республика способна обеспечить подлинное народовластие.     

Таким образом эта тема является актуальной, не только потому, что большая часть  населения земного шара живет  в республиках, а потому, что республика действует в интересах народа. Она дает им гораздо больше прав и свобод в отличии от монархии, где человек должен повиноваться воле своего хозяина. В республике все люди по рождению равны, нет деления на классы или сословия. В республике у любого человека гораздо больше возможностей развиваться, расти по карьерной лестнице, нежели в монархии, где развиваются только богатые.     

Предметом данной работы является республиканская  форма правления в целом (то есть республика в политико-правовой мысли  и в современном ее понимании).     

 

 

  
  
  
  
  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Разновидности республиканской формы правления

 

Республика ( от лат. Res publika – публичное, общенародное дело ) – это форма государственного правления, основанная на принципе выборности на определенный срок высших органов государственной власти.

Республике присущи следующие признаки:

- Существование единоличного и  коллегиального главы государства — президента и парламента. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента — возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.

- Выборность на определённый  срок главы государства и других  верховных органов государственной власти. Так, президент и парламент должны избираться народом на определённый срок.

- Юридическая ответственность  главы государства. Например, согласно  Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения  от должности президента за тяжкие преступления против государства.

В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.

- Преимущественный приоритет прав  личности над государственными. 
Юридическими свойствами республиканской формы правления являются:

1.  Ограничение власти главы государства, законодательных и исполнительных государственных органов конкретным сроком;

2.  Выборность главы государства и других верховных органов государственной власти;

3.  Ответственность главы государства в случаях, определенным законом;

4.  Представительство главы государства интересов государства в международных отношениях по поручению избирателей;

5.  Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

6.  Преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность.

В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.

Современные республики бывают трех видов:

- президентская республика;

- парламентская республика;

- парламентско-президентская (смешанная) республика.

Классификация республик связана с тем, каким именно образом осуществляется государственная власть, и кто из субъектов государственно-правовых отношений наделён большим количеством полномочий. Или, иначе говоря, республики разделяются по трем параметрам: 
как избирается парламент, как формируется правительство, какой объём правомочий принадлежит президенту.

2. Президентская республика

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.

Высшим должностным лицом в президентской республике является президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства. Основные признаки президентской республики:

- президент избирается  не парламентом, а в результате референдума или коллегиями выборщиков;

- президент назначает  правительство, перемещает и отстраняет  от должности его членов;

- президент имеет  право вето на законы, принимаемые  парламентом;

- президент является  главнокомандующим вооруженными  силами страны.

Отличительные черты такой формы правления: внепарламентский метод избрания президента (либо населением — Бразилия, Франция, либо коллегией выборщиков — США), внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и формально и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует как, например, в США), или он назначает главу правительства. Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку. В целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентарной республикой ( является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике президент, как правило, лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента).

К числу развитых демократических государств, с президентской формой правления относятся США, Аргентина, Мексика. Классической президентской республикой являются Соединённые Штаты Америки. В основе Конституции США лежит принцип разделения властей. Согласно данной конституции, законодательная власть принадлежит Конгрессу, исполнительная — президенту, судебная — Верховному Суду. Президент, избираемый коллегией выборщиков, формирует правительство из лиц, принадлежащих к его партии.

Президентские республики основаны на принципе жесткого разделения властей с четким разграничением предметной компетенции между органами государственной власти и действенной системой сдержек и противовесов (средствами взаимного воздействия властей друг на друга). Это делает практически невозможным неограниченное сосредоточение государственной власти в каком-либо одном государственном органе. При этой системе действует также институт несовместимости депутатского мандата с министерским портфелем.

В странах Латинской Америки встречается такая разновидность формы государственного правления, как суперпрезидентская республика. Характерной чертой ее являются чрезвычайно широкие полномочия главы государства, подчас в этих странах власть главы государства на деле выходит за конституционные рамки. Эта форма правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки.

Зачастую президент в суперпрезидентской республике возглавляет одновременно и правительство, будучи при этом лидером правящей партии (которая при этом может быть единственной или пользоваться значительными внеконституционными преимуществами перед другими партиями). При этом в суперпрезидентской республике предусматриваемый национальной конституцией «диапазон возможного использования президентом его чрезвычайных полномочий более обширен, чем в обычной президентской республике»: конституционные полномочия президента предусматривают издание указов, имеющих силу закона, возможность распускать парламент своим решением, смещать министров и руководителей административно-территориальных образований и т. д.

Установление в стране суперпрезидентской республики может приводить к замене периодического избрания нового главы государства установлением режима «пожизненного президентства» или фактическим назначением нового президента решением предыдущего, с последующим формальным утверждением этого решения на выборах.

 

3. Парламентская республика

Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несёт всю полноту ответственности за свою деятельность.

В такой республике правительство формируется парламентским путём из числа депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.  

Главной функцией парламента, помимо законодательной, является контроль за правительством. Помимо традиционного права - принимать законы, парламент наделяется еще одним важным правомочием – контролем за деятельностью правительства. Парламентский контроль может осуществляться в форме резолюций, выражающих отношение депутатов к тому или иному вопросу, касающемуся деятельности правительства, а также в форме парламентских расследований. Парламент вправе выразить правительству вотум недоверия; правительство, которому вынесен вотум недоверия, вынуждено уйти в отставку.

Кроме того, парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внутренней, внешней и оборонной политики государства.

Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью. В парламентских республиках (Австрия, Италия, ФРГ и др.) президент, как правило, избирается путем многостепенных выборов и получает свой мандат от парламента. В процедуре избрания президента участвуют либо только депутаты парламента (Турция, Израиль), либо избирательная коллегия, состоящая из депутатов парламента и представителей других органов (Италия).

При этой форме государственного правления говорят о «слабом» президенте. Обширные полномочия, которыми, порой, конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента. Тем не менее, глава государства при такой форме правления обладает довольно широкими полномочиями. Он обнародует законы, издаёт декреты, имеет право роспуска парламента, формально назначает главу правительства (только главу партии, победившей на выборах), является главнокомандующим вооружённых сил, имеет право амнистировать осуждённых.

Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти, то есть правительства. Премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и необязательно глава победившей партии. Необходимо заметить, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента.

 

 

 

4. Смешанная республика

Смешанная республика (также называется полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой ) — форма правления, которую нельзя считать разновидностью ни президентской, ни парламентарной республики.

Характерной чертой смешанных (полупризедентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства – и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

Информация о работе Республика, как форма политического правления