Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2015 в 18:52, реферат
Многие считают республику современной формой правления. Но это мнение ошибочно, так как основано на том, что исторически в мире было больше государств с монархической формой правления. А на самом же деле республика зародилась еще во времена Древней Греции и Древнего Рима как антипод монархии.
Следует вспомнить, что при монархии народ никак не участвует в осуществлении государственной власти, этим занимается один человек – монарх, которому люди этого государства обязаны подчиняться
Введение
1.Разновидности республиканской формы правления
2.Президентская республика
3. Парламентская республика
4. Смешанная республика
5. Форма правления в России
Заключение
Литература
С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право один раз распустить парламент и назначить внеочередные выборы (вновь избранный парламент не может быть распущен в течение конституционно определенного срока). Если в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен, и так далее.
Теоретиками смешанных форм правления движет идея укрепления государственности путем устранения правительственных кризисов, частой смены правительств по соображениям политической конъюнктуры, оптимизации способов организации и взаимоотношений высших органов государственной власти, центральных и местных властей. Эти проблемы могут стоять особенно остро во вновь образованных государствах, появившихся в результате интеграционных и дезинтеграционных процессов.
Таким образом , республика – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателем. Республика является наиболее распространенной в мире формой правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту. Основные виды республик: президентская, парламентская, смешанная. Главное различие между ними состоит в юридической ответственности правительства, порядке его формирования и порядке выборов главы государства.
5. Форма правления в России
Характеристика
республиканской формы
Конституцией Российской Федерации 1993 г. установлена парламентско-президентская республика. Согласно статье 1 Конституции Российской федерации «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», согласно статье 80 главой государства является Президент Российской Федерации. Президент РФ самостоятельно формирует Правительство РФ, и только он решает вопрос об отставке Правительства. Причем Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства, иначе она будет распущена, а Президент назначит Председателя Правительства без согласия Думы (ст.111 Конституции). Государственная Дума вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии, но в этом случае Президент вправе распустить Думу и назначить новые выборы. Конституция Российской Федерации 1993 не обязывает Правительство к парламентской ответственности.
Вновь избранная Дума в течение года после ее избрания не может быть распущена по основаниям ст.117, но может быть распущена по основаниям ст.111 Конституции, кроме того, Дума не может быть распущена ни по каким основаниям в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента (ст.109 Конституции). Если вновь избранная Дума пойдет на конфликт с Президентом и добьется отставки Правительства, то Президент вправе тут же предложить Думе кандидатуру формально отставленного Председателя Правительства, и если Дума ее отклонит, она будет распущена по основаниям ст.111 Конституции, а Правительство будет восстановлено. Так может произойти несколько раз, и лишь в свои последние шесть месяцев Президент не сможет распустить Думу по основаниям ст.111 Конституции; если и в этом случае Дума отклонит предлагаемую ей кандидатуру Председателя Правительства, Президент вправе просто назначить угодного ему Председателя Правительства, не распуская Думу. Следовательно, Российская Федерация - смешанная республика.
При подготовке новой Конституции России отчетливо выделились многие проблемы теории и практики государственного строительства, в том числе о форме правления. Суть дискуссий сводилась к альтернативе: президентская или парламентарная республика должна быть утверждена в нашей стране. Однако сторонники жесткой альтернативы не учитывали, что в современных условиях градации, сложившиеся в XIX в., изменяются, происходит взаимопроникновение элементов различных форм правления. Возникают смешанные, «гибридные» формы. Данные процессы отражают новые тенденции современного политического развития, чаще всего вызванные необходимостью повысить уровень управляемости государства, придать большую самостоятельность и стабильность органам исполнительной власти.
Форма правления, то есть порядок организации и взаимоотношения высших органов государства, зависит от многих факторов: соотношения социально-политических сил, уровня правовой и политической культуры и т.д.
Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная напряженность обусловили тот факт, что в РФ в качестве формы правления установлена президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными президентскими республиками рядом особенностей.
Во-первых, наряду с признаками президентской республики (это, в частности, контроль Президента за деятельностью Правительства) данная форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентарной республики, состоящие в том, что парламент может выразить недоверие Правительству, но это не влечет правовых последствий: решение об отставке правительства принимает Президент. Он вправе не согласиться с парламентом. В России нижняя палата парламента неоднократно оценивала работу Правительства как неудовлетворительную, и никаких последствий это не влекло. Если же в России парламент попытается настаивать и в течение трех месяцев вторично выразит недоверие Правительству , то тем самым поставит под удар: президент вправе выбрать и уволить правительство в отставку или распустить нижнюю палату парламента.
Во-вторых, налицо дисбаланс между законодательной и президентской властью существенный перевес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое равновесие и устойчивость государственной власти в целом. В Конституцию РФ заложена идея об арбитражной власти президента: он арбитр в отношениях всех других публичных институтов. Президент стремится усилить свои полномочия и за счет парламента (регулирование указами Президента таких вопросов, для которых нужен закон), и за счет правительства (регулярные вызовы раз в неделю премьер-министра для отчета, прямые указания ему и министрам, непосредственное руководство Президента так называемыми силовыми и некоторыми другими министрами). В этих целях президент имеет и укрепляет собственный аппарат – Администрацию президента, которая, по существу, поставлена над правительством. Огромная роль этого органа в России несопоставима с ролью подобных органов – «дома президента» во Франции, администрации Белого дома в США и тем более скромной Канцелярии президента в Германии. Положение парламента принижено (в том числе путем использования финансовых и других материальных рычагов парламента и парламентариев), роль Правительства в основном ограничена хозяйственными вопросами, оно не является центром политического руководства страной и средоточием исполнительной сласти: ее главой на деле является президент, хотя это не предусмотрено Конституцией. Однако такая большая власть концентрируется главным образом в центре. Субъекты Федерации, их многие губернаторы часто выступают с независимых позиций, иногда посылая нечто вроде ультиматумов Президенту.
Наконец, в-третьих, уникальность России как федерации не может быть отраженной в механизме государственной власти, особенно с учетом того, что в ряде ее республик также существует институт президентства.
Прошло два срока правления первого российского президента, легитимно его сменил другой. Этот период был сложным, президентская форма правления (смешанная форма правления с доминированием президента) выдержало серьезные испытания. В ее развитии можно выявить «маятниковые» колебания от «точки» всевластия Советов до «точки» слияния движений «Единство» и «отечество – вся Россия». Президентская форма правления стабилизировалась, прошла нереволюционная передача власти. Президент получил возможность воздействия на решения парламента через лояльное большинство во фракциях Государственной Думы, главы субъектов Федерации больше не образуют мощное объединение в Совете Федерации. По существу система президентской власти в России - это уже сформировавшаяся структура, конечно, развивающаяся, со своими противоречиями, но уже относительно устоявшаяся.
Таким образом, в
основу организации государственной власти
Российской Федерации положена модель
президентской республики с достаточно
широкой компетенцией Президента, который
избирается непосредственно гражданами
России. Как глава государства Президент
наделяется необходимыми полномочиями
по обеспечению суверенитета и государственной
целостности Российской Федерации, согласованного
функционирования государственных органов.
Формально не являясь главой исполнительной
власти, Президент России обладает значительными
полномочиями по определению основных
направлений государственной политики,
формированию состава Правительства и
федеральных органов исполнительной власти.
Президент находится как бы над законодательной,
исполнительной и судебной ветвями власти,
обеспечивая координацию и согласованность
их действий.
В переводе с латинского языка слово «республика»
означает «дело народа». И это не случайно.
Давая такое название форме государства,
Цицерон имел ввиду, что этим государством будет править не один человек,
а группа людей, которую выбирают его жители.В
дальнейшем многие философы рассматривали
тему республиканской формы
На сегодняшний день большинство людей
живут именно в республиках, и у этих республик есть4формы:
Ну а в целом республика дает людям свободу: свободу выбора, свободу слова, свободу печати и так далее. Она дает людям права: право на жизнь, право на жилье и другие права. Но в то же время она обязывает своих жителей защищать родину, жить в соответствии с ее законами и так далее.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что республиканская форма правления наиболее удобна для народа, так как она в большей степени, чем монархия, соответствует характеру демократического государства. Именно поэтому ее по праву можно считать демократической формой правления.
Что касается Российской Федерации, то до сих пор точно не определено, какой именно вид республики ей присущ: президентская или смешанная. У каждого ученого своя точка зрения (сколько людей, столько и мнений). Но с Конституцией Российской Федерации не поспоришь, ведь именно согласно ее статьям можно сделать вывод, что Российская Федерация по форме правления является президентской республикой. Особое внимание необходимо обратить на статьи 3, 11, 80, 81, 83, 84, 86, 87, 90, 94, 96, 102, 103, 105, 107 – 117 и другие, из содержания которых ясно вытекает, что Российская Федерация – президентская республика.
Но некоторые все-таки считают, что Российская Федерация – смешанная республика. Например В.Е. Чичкин считает ее таковой, потому что «фактически складывающиеся отношения между высшими органами государства имеют нередко более важные значения, чем правовые нормы. Определяющие форму правления юридически», «ответственность Правительства перед Государственной Думой крайне ограничена и затруднена», в форме правления Российской Федерации есть не только некоторые черты парламентской республики, но и «существенные черты президенциализма, в том числе с точки зрения содержания правовых норм, а не только фактически», «очень сложно Думе добиться и увольнения Правительства в целом», не говоря уже об увольнении отдельных министров, на то, право Президента «безусловно», в Российской Федерации «на практике элементы парламентаризма сведены к минимуму», «на практике именно Президент возглавляет всю систему исполнительной власти» и так далее.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в Российской Федерации у Президента сосредоточено больше власти в руках (ведь неслучайно именно он возглавляет исполнительную ветвь власти), но при этом нельзя забывать о существовании Парламента в лице Федерального Собрания, у которого все же есть большие полномочия, так как оно является законодательным органом.
Таким образом четко определить,
какого именно вида республиканской формы
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации 1993г.
2. Лазарев В.В. Общая теория государства и права: Учебник, М. «Юристъ», 2001
3 Луковская Д.И., Хохлов Е.Б. Обществознание: Учебный курс для поступающих в вузы, СПб. Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета СПбГУ, 2006
4. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник, М. «Кнорус», 2007
5. Мартышина О.В. История политических и правовых учений: Учебник для вузов, М. «Норма», 2004
6. Якушев А.В. Конституционное право России: Конспект лекций в схемах, М. «Издательство ПРИОР», 2000
7. Якушев А.В. Теория государства и права: Пособие для подготовки к экзаменам, М. «Приор-издат», 2003
8. В.В. Гребенников, Ю.А. Дмитриев «Развитие республиканской формы правления на постсоциалистическом пространстве»// Государство и право: Журнал №7, 2006
Информация о работе Республика, как форма политического правления