Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 17:08, курсовая работа
Современное, тревожное время, заслонив общемировую тенденцию признания права высшей социальной ценностью, породило представление о необходимости неких решительных и кардинальных мер, которые привычно оказались связанными с представлениями о целесообразности и даже неотвратимости расширением и усиление государства в жизни общества.
Введение 3
Глава 1. Понятие социального государства 6
Глава 2. Основные направления социальной политики в РФ 15
Глава 3. Проблемы становления и развития социального государства
в России 25
Заключение 31
Библиографический список 33
Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:
Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства:
Конституция Российской Федерации в ст. 7 закрепляет принцип социальности государства: «1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
Однако пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положение Конституции — расценивать как программную установку.
Новая российская Конституция не только отдает дань «классике», но и отражает современные подходы к концепции правового статуса человека и гражданина.
В связи с этим обращает на себя внимание статья 7 Конституции, устанавливающая, что Российская Федерация — социальное государство. Подобные записи можно найти в ряде конституций, принятых начиная с середины XX столетия и отражающих представления о том, что государство призвано взять на себя осуществление ряда социальных функций. Так, Основной закон ФРГ 1949 года называет германское государство социальным (статья 20). Российская Конституция также исходит из того, что политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь
И свободное развитие человека, а эго предполагает обязанность государства регулировать социальную сферу, не только провозглашать, но и обеспечивать широкий круг экономических, социальных и культурных прав.
Что же означает конституционная формула о социальном государстве? Ведь Конституция не дает конкретную социальную программу. Следует, однако, иметь. в виду две главные задачи государственной политики. Первая из них заключается в том, чтобы создать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Это — охрана труда и здоровья людей, установление минимального размера заработной платы. Вторая главная задача государства — поддержка слабо защищенных в социальном плане слоев населения, семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. Предусматривается развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
В сфере образования Конституция 1993 года гарантирует общедоступное и бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование. Каждый вправе на конкурсной основе получить бесплатное высшее образование. Однако не исключается платное образование как в государственных, так и в негосударственных, частных учебных заведениях.
В сфере здравоохранения медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Стоит особо сказать о том, что медицинское страхование может быть обязательным, субъектами которого являются органы государственного управления, предприятия, учреждения, организация, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, и лица свободных профессий, и добровольным.
В сфере социального обеспечения Конституция предусматривает государственные пенсии и социальные пособия, равно как поощряет добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Приведенные примеры отражают новый подход Конституции Российской Федерации к социальным правам. Во-первых, этот подход состоит в том, чтобы создать в обществе необходимые условия, как материальные, так и иные, в том числе правовые, а уже эти условия должны работать на обеспечение достойного образа жизни с участием самого общества, его членов.
Во-вторых, государство применяет дифференцированный подход: для большинства общества оно создает предпосылки развития их инициативы, предприимчивости, энергии, справедливо ожидая от них собственной активности, а берет на себя непосредственно заботу о поддержке слоев населения, менее других защищенных в социальном плане. о тех. кто самостоятельно не выживет или не достигнет разумного жизненного стандарта.
В-третьих, социальные права гарантируются не только за счет средств государства, но и путем привлечения средств частного бизнеса, благотворительных фондов и, конечно, самих людей, которые способны вкладывать часть своих средств в пенсионное и медицинское обеспечение, образованием иные социальные сферы13.
В основе такого подхода лежит новая экономическая ситуация и особенно преодоление отчуждения человека от собственности. Как устанавливает Конституция 1993 года, право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35). Тем самым получило содержательное значение положение Конституции: каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Конституция 1993 года отличается от своих советских предшественниц тем, что основы экономической системы определяются как непосредственно, так и через права человека и гражданина.
Таким образом, по итогам данной главы можно сделать вывод о том, что в любом демократическом государстве между конституционным требованием защиты личной свободы и требованием идеи социального государства существует известное противоречие. Поэтому в такой ситуаций любое решение государства в пользу личной свободы возможно лишь в той мере, в какой оно не противоречит сущности социального государства.
Ряд важных вопросов, связанных с содержанием и осуществлением социальной политики России, решается Конституцией РФ, которая создала правовую основу для проведения этой политики.
Главной задачей социальной политики Российской Федерации являются достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Эта задача социальной политики Российского государства должна решаться в тесном единстве с его экономической политикой.
Глава 3. Проблемы становления и развития социального государства в России
Становление социального государства — это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения.
Если Конституция 1978 года содержала отдельную главу «Экономическая система», являвшуюся к тому же второй в ее структуре, а в данной главе, по существу, закреплялись устои огосударствления экономики и даже инструменты хозяйственного управления, то в действующей российской Конституции такая глава вообще отсутствует. В «Основах конституционного строя» закреплен фундаментальный принцип о признании и равной защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Этот принцип распространен на землю и другие природные ресурсы.
Утверждение права частной собственности в качестве конституционного принципа Российского государства — самое кардинальное преобразование в сфере экономики. Его значение предопределяет чрезвычайную важность большой законодательной работы, связанной с полной и последовательной реализацией этого принципа.
Конституционный статус личности в России — одно из важнейших достижений на пути преобразования общества. Это убедительное доказательство того, что наша страна идет по пути демократии и гуманизма, строит правовое государство.
Многое сделано в сфере политических прав и свобод, особенно в создании предпосылок для развития многопартийности, гласности, информации, деятельности общественных организаций. Есть определенные успехи в обеспечении экономических свобод, в частности в сфере предпринимательства. Однако в целом конституционный статус личности реализуется далеко не полно и непоследовательно. Положение в этой сфере жизни нельзя назвать благополучным.14
Можно назвать некоторые проблемы создания социального государства в России:
И тем не менее, несмотря на перечисленные трудности, развитие социальной государственности — единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия.
Конституция 1993 года отличается от своих советских предшественниц тем, что основы экономической системы определяются как непосредственно, так и через права человека и гражданина.
В России становление современного социального государства началось после принятия новой Конституции страны 12 декабря 1993 года. Оно с самого начала приобрело многовекторный характер. После легитимации ценностей социального государства в Основном Законе страны началось постепенное формирование компонентов его содержания в единстве с обеспечением постепенной социальной ориентации хозяйственного прогресса, развитием политической демократии, становлением элементов правовой государственности, гражданского общества и другими преобразованиями. Особенности названного процесса состоят в том, что он протекает в кризисно-реформируемом социуме, в условиях переходного периода при отсутствии превентивного опыта формирования нового общественного строя и современного социального государства, без гарантированной программы осуществления данного масштабного проекта. Все это отразилось прежде всего на становлении управляющей системы социального государства. Но, несмотря на все трудности, здесь за прошедшие годы наметились некоторые сдвиги.
Следует отметить политическую динамику формирования нормативно-правовых компонентов управляющей системы. Ее основу составляют «социальные» статьи Конституции страны (17, 25, 37, 40, 43), ратифицированные парламентом Пакты об экономических, социальных и культурных правах, о гражданских и политических правах, Гражданский и Семейный кодексы, новый Трудовой кодекс и многие другие документы.
Также известную динамику приобрел процесс формирования процессуальных компонентов управленческого цикла социальной политики. С выходом в свет «Программы социальных реформ в Российской Федерации 1996 - 2000 годов», социальная политика государства получила первый целевой документ, другие необходимые процессуальные элементы. Все эти меры позволяют обеспечить перелом в самом характере социальной политики. Она из «реактивной», реагировавшей лишь на самые острые социальные проблемы посредством таких средств, как, например, карточная система распределения продовольственных и промышленных товаров, стала трансформироваться в активную и адресную.
Существенным признаком адресной социальной политики является осуществление за счет средств госбюджета и местных средств многочисленных федеральных и региональных целевых программ социального развития, направленных на точечное решение актуальных социальных проблем, связанных с повышением уровня жизни граждан, обеспечением занятости населения, социальной защиты и др.