Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 17:08, курсовая работа
Современное, тревожное время, заслонив общемировую тенденцию признания права высшей социальной ценностью, породило представление о необходимости неких решительных и кардинальных мер, которые привычно оказались связанными с представлениями о целесообразности и даже неотвратимости расширением и усиление государства в жизни общества.
Введение 3
Глава 1. Понятие социального государства 6
Глава 2. Основные направления социальной политики в РФ 15
Глава 3. Проблемы становления и развития социального государства
в России 25
Заключение 31
Библиографический список 33
Проблема социального государства начала свой старт в советском социалистическом обществе. Социальное государство коммунистических стран не было демократическим. Оно принимало тоталитарные, авторитарные или патерналистские формы в зависимости от остроты внутренней и внешней ситуации. Поскольку в России шла модернизация «сверху», государство выступало как главный фактор мобилизации масс для осуществления целей развития. Его жесткость была пропорциональна степени ускорения развития и сопротивления масс ее осуществлению из-за жертв и страданий, которые при этом приходилось переносить. Несмотря на это, в социальном государстве такого типа был заложен принцип солидарности, который сегодня всецело приписывается демократическому социальному государству, возникшему на Западе в период позднего индустриализма. Солидарность предполагала справедливое (уравнительное) распределение, сходные для всех условия жизни, стремление к их улучшению, социальные услуги государства и его значимость в поддержании таких общественных секторов, как образование, здравоохранение, жилищное строительство, развитие средств коммуникации и связи. Государство включало в свою политику заботу о нравственном и культурном развитии граждан, полагая справедливой унифицированную систему среднего школьного образования, единые стандарты квалификации, равное представительство различных социальных групп и слоев населения в общественных и властных органах. В России, стране непройденного Просвещения, государство было патерналистским не только в политическом смысле (не доверявшим политической воле граждан), но и в культурном, обеспечивая представления о цивилизационном стандарте как для общества в целом, так и для каждого из его граждан15.
Наряду с принципом солидарности здесь применялся и принцип субсидиарности - защиты наиболее уязвимых слоев населения, прежде всего от непосильного бремени оплаты большинства предлагаемых услуг: образование, здравоохранение были бесплатными потому, что государство брало на себя основную часть расходов в этих сферах; жилье было дешевым потому, что государство доплачивало за него из бюджетных средств. Такая форма государства стала возможной на почве культуры, в которой идея справедливости и равенства имела первостепенное значение.
Сегодня нельзя забывать, что западные социальные программы возникали в условиях противостояния двух систем и в существенной мере представляли собой выученные в условиях политической свободы уроки социализма. В период «перестройки» была предпринята попытка демократизации Советского социального государства, но ее не удалось завершить по причине все большей радикализации масс и умелого использования этих настроений радикальными либералами. В течение минувшего десятилетия были отброшены достижения индустриализации (без перехода к постиндустриальному обществу) путем натурализации хозяйства и демодернизации. Это очень существенный пункт, объясняющий, почему либералами было отвергнуто социальное государство: эпоха индустриализма закончилась и исчезло присущее ей государство.
Распад целостности советского социума и социалистической политической системы усилили стихийный и неуправляемый характер общественной динамики. Прежние институты власти уже утратили свою силу, а новые еще только формировались. Все эти обстоятельства наложили отпечаток на переходные процессы, связанные с формированием нового общественного строя и его подсистем.
Приход В. Путина к власти прошел под знаком усиления государства, автоматически воспринимавшимся населением как фактор наведения порядка. Закончилась революционно-романтическая и революционно-прагматическая фаза антикоммунистической революции, и, как это бывает после всякой революции, начался восстановительный период, при котором возвращается положительное старое и удерживается приемлемое новое. У народа осталась вера в консолидирующую общество функцию государства, в патерналистскую его роль и в стремление к справедливости. Термин «сильное государство», ставший частью официальной риторики, воспринимался как обозначающий социальное государство, направившее свои усилия на искоренение имеющихся недостатков и на борьбу с приватизацией власти олигархами и губернаторами. Были предприняты меры по укреплению властной вертикали, деприватизации власти, приведению законов автономных республик в соответствие с федеральными законами, проведена партийная реформа, позволившая осуществить большую консолидацию общества вокруг власти.
Стратегическая цель новой социальной политики в России сегодня определяется как переход к устойчивому социальному развитию через взаимную ответственность государства и человека.
Заключение
Подводя итог проделанной работе можно сделать вывод о том, что в западных странах (и на это обычно ссылаются сторонники идеи социального государства, в том числе и наши, отечественные) - действительно, произошло усиление государственных начал в жизни общества.
Государство в социальной сфере во все больших масштабах выступает не как институт власти, а как общенациональная авторитетная (но и авторитарная!) корпорация, однопорядковая в данном отношении по своему статусу с соответствующими инициативно-частными организациями. Корень вопроса равенства людей в современном обществе - в фактическом равенстве людей, в необходимости его обеспечения, в том числе путем соответствующей деятельности государства («социального государства»).
Становление социального государства — это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения.
Конституция Российской Федерации в ст. 7 закрепляет принцип социальности государства. Однако пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положение Конституции — расценивать как программную установку.
Новая российская Конституция не только отдает дань «классике», но и отражает современные подходы к концепции правового статуса человека и гражданина.
И свободное развитие человека, а эго предполагает обязанность государства регулировать социальную сферу, не только провозглашать, но и обеспечивать широкий круг экономических, социальных и культурных прав.
Государство с социально ориентированной экономикой, создающее фактические и юридические условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, осуществляющее комплекс мер по поддержанию социально неимущих групп населения. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 7) социальное государство есть принцип, или социальная основа конституционного строя России, означающая, что государство возлагает на себя обязательства гарантировать закрепленные в Конституции РФ социально-экономические и культурные права граждан и в этой связи осуществлять активную социальную политику: обеспечивать охрану труда и здоровья, устанавливать гарантированный минимум оплаты труда, оказывать государственную поддержку семьи, материнству, отцовству и детству, развивать систему социальных служб, осуществлять иные меры в социальной сфере.
Выполнению этих обязательств подчинена Программа социальных реформ в Российской Федерации, и в соответствии с ее положениями обозначены стратегические цели социальной политики: материальное положение населения РФ и условий жизни; занятость населения, рынок труда, гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения; образование, охрана здоровья, возрождение культуры, жилищные программы; как приоритет социальной политики - семья, обеспечение прав и материальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи; демографическая ситуация.
Библиографический список
1 См.: Теория государства и права: Хрестоматия: В 2-х томах. Т. 1 / Лазарев В.В., Липень В.В. - М.; Юрист, 2009. – С. 116-117.
2 Там же. – С. 130.
3 См.:Гончаров П.К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - №2. – С. 5-6.
4 См.:Волгин Н.А., Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И. Социальное государство. – М.: Приор, 2008. - С. 77-79.
5 См.: Новгородцев П.И. Об общественном идеале. – М., 2001. - С. 113-115.
6 Теория права и государства. Проблемы теории государства и права: Вопросы и ответы / Протасов В.Н. - М.; Новый Юрист, 2008. – с. 171.
7 Теория государства и права: Хрестоматия: В 2-х томах. Т. 1 / Лазарев В.В., Липень В.В.. - М.; Юрист, 2009. – С. 47.
8 Теория государства и права: Хрестоматия: В 2-х томах. Т. 1 / Лазарев В.В., Липень В.В.. - М.; Юрист, 2009. - С. 48.
9 См.: Гончаров П.К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - №2. – С. 3-4.
10 См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Юристь, 2004. – С. 99-100.
11 См.: Баталов Э.Я. Доживет ли Россия до социального государства // Российская Федерация. - 2009. - № 8. – С. 24-25.
12 См.: Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: Проспект, 2008. – С. 209-210.
13 См.: Гончаров П.К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2008. - № 2. – С. 23-24.
14 См.: Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2004. – С. 22.
15 См.: Гриценко Н.Н. Социальное государство: перспективы его становления и развития в России //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2004. - № 15. – С. 29-30.