Римское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 16:23, контрольная работа

Описание работы

В римском частном праве лицом считался всякий правоспособный, всякий, кому закон разрешал обладать собственностью, вступать в договорные отношения с другими лицами, с тем, чтобы приобретать права и за то обязываться к известным действиям. Таким образом, слагается понятие субъекта права.
Существенное значение имело деление римских граждан на свободнорожденных и вольноотпущенников (libertini); последние не только находились в зависимости от своих патронов (т. е. отпустивших их на свободу), но нередко и эксплуатировались ими.

Содержание работы

. ЛИЦА В РИМСКОМ ПРАВЕ -3
1. Понятие лица и правоспособности -3
2. Правовое положение римских граждан -5
3. Правовое положение латинов и перегринов. -6
4. Правовое положение рабов. -7
4.1. Личное положение рабов. -8
4.2. Имущественное положение рабов. -8
5. Правовое положение вольноотпущенников. -9
6. Правовое положение колонов -10
7. Юридические лица. -11
Литература. -12

Файлы: 1 файл

РИМСКОЕ ПРАВО ЛИЦА В РИМСКОМ ПРАВЕ.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)


Содержание.

I. ЛИЦА В РИМСКОМ ПРАВЕ                                                                              -3

1. Понятие лица и правоспособности                                                                    -3

2. Правовое положение римских  граждан                                                           -5

3. Правовое положение латинов  и перегринов.                                                   -6

4. Правовое положение рабов.                                                                             -7

4.1. Личное положение рабов.                                                                                 -8

4.2. Имущественное положение рабов.                                                                  -8  

5. Правовое положение вольноотпущенников.                                                     -9

6. Правовое положение колонов                                                                           -10

7. Юридические лица.                                                                                          -11

Литература.                                                                                                               -12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. ЛИЦА В РИМСКОМ ПРАВЕ

 

Глава 1. Понятие лица и правоспособности

 

      Физическое лицо (в узком смысле) - всякий индивид,  которому право разрешает осуществление   предоставленных ему публичных  и частноправовых интересов, как  равно неуклонное исполнение  возложенных на него публичных  и частноправовых обязательств.

      Физическое лицо (в широком смысле) – всякий, кому закон гарантирует право на жизнь, телесную неприкосновенность, честь достоинство.

      В римском частном  праве лицом считался всякий  правоспособный, всякий, кому закон  разрешал обладать собственностью, вступать в договорные отношения с другими лицами, с тем, чтобы приобретать права и за то обязываться к известным действиям. Таким образом, слагается понятие субъекта права. (1)

      Субъекты права  выступают в правовом общении  как абстрактные лица (persona). Совокупность правовых качеств выражаемых включенность субъекта в ту или иную сферу социальной жизни, регулируемых нормами права, определяющих статус лица (status). Чем выше статус, тем полнее правоспособность - возможность быть субъектом прав и обязанностей. Право лиц включает в себя критерии классификации лиц, устанавливающих соответствие между статусом и правоспособностью, а также определяющих действительную способность лица совершать юридические акты - дееспособность.

      Эти вопросы имеют  фундаментальное значение для существования и функционирования правовых систем. Право лиц принадлежит в исключительной сфере ius civile (это единственная

 

 0 З.М. Черниловский «Римское Частное Право» - М., 2000г., с. 212

 

 

ситуация, когда претор вмешивается  в право лиц, отпущенных на волю без

соблюдения надлежащей формы, до принятия lex Iunia Norbana - была крайне не продолжительна по времени). Это ограничение указывает на гражданскую общину квиритов, как на точку отсчёта при определении статуса лица. Если по естественному праву (ius naturale) все люди формально равны, то в плане исторически определённых правовых систем (ius gentium) наблюдения ограничения: по отношению к рабам и чужеземцам права отдельной гражданской общины (ius civile) выступают привилегией. С этой точки зрения полноправными являются только члены civitas - civis. (2)

       Полнота качества  субъекта гражданского права  заключалась в  наличности  у лица двух категорий: правоспособности  и дееспособности. Социальная неоднородность  римского общества нашла отражение в институте правоспособности.

      Правоспособность  – это способность иметь права,  быть субъектом права, а, следовательно,  получать законную защиту со  стороны всех институтов государства.  Для того чтобы выступать полноправным  субъектом в сфере частного права с  подразумеваемой правоспособностью (caput), человек должен был отвечать двойной совокупности условий. Во-первых, он должен быть человеком с позиций естественного права (иметь разумную душу и человеческое тело с отчетливыми признаками пола). Во-вторых, он должен представлять лицо (persona) с позиций гражданского права.

Полная правоспособность в области  частноправовых отношений, в свою очередь  складывалось из двух элементов:

       Ius conubi, т. е. право вступления в законный римский брак, при котором дети получали право на римское гражданство, а отцу принадлежала власть над детьми.

Ius comercii, т. е. означало право совершать имущественные сделки и обладать имущественными правами, признававшимися в тогдашнем римском праве, например, право приобретать квиритскую собственность, (заключать

 

      2 Д.В. Дождев «Римское частное Право» - М., 1999г., с. 256

обязательственные договоры и употреблять  для этого формы, признанные римским  правом, например, mancipatio, in jure, nexurn, stipulatio и т.д.). Jus commercii влечет за собой неизбежно и другое право - actio, т.е. право обращаться в римский суд для защиты своих субъективных прав. Обыкновенно (хотя и не всегда) с jus commercii соединяется и testamentifactio, т. е. способность делать в форме завещания (testamentum) распоряжения на случай смерти.

Некоторые  ученые еще включали такие элементы как:

Jus suffragii, т.е. активную политическую  правоспособность, т. е. право  голоса в народном собрании. Jus honorum, т. е. пассивную политическую правоспособность, т. е. право выступать кандидатом на магистратские должности. (3)

Правоспособность возникает:

1. Естественным путём (по рождению).

2. Искусственным путём. «Лицо,  удовлетворяющее трём условиям: оно старше тридцати лет, было  собственностью господина по  квиритскому праву и получило свободу вследствие законного отпущения на волю… ».

Но и зачатый ребёнок ещё  не родившийся, признавался для особых случаев (когда становился наследником  отцовского или материнского имущества).

Правоспособность  прекращалась со смертью лица, либо с максимальной утратой. Правоспособность определялась трояким состоянием:

Состояние свободы - Status Libertatis - для противопоставления свободных и рабов.

Состояние гражданства - Status Civitas - для противопоставления римлян неримлянам.

Семейное положение - Status Familiae - для противопоставления самостоятельных глав семейства подвластным членам. 

В соответствии с этим «главное разделение в праве  лиц, состоит в том, что все 

люди - или  свободные, или рабы… из свободных  людей одни - свободные, другие – вольноотпущенники»

3Л.Л. Кофанов. «Основы римского частного права» - М.,2000г., с. 193-194

2. Правовое положение римских  граждан

     Римское гражданство  приобреталось прежде всего путем  рождения (в законном браке) от  римских граждан, затем - путем отпущения на свободу из рабства, а также посредством дарования римского гражданства иностранцу.

Прекращалось  римское гражданство или смертью, или в результате capitis deminutio maxima. Эта  последняя (после различных исторических изменений) в эпоху Юстиниана наступала в случае присуждения к наиболее тяжелым уголовным наказаниям, в случаях захвата римского гражданина во власть врагов или, по крайней мере, недружественного народа (впрочем, в случае последующего возвращения на римскую территорию такое лицо восстанавливалось во всех правах; это называлось ius postliminii).

      Правоспособность римского гражданства  в области частного права слагалась  из двух основных элементов: ius conubii, т. е. права вступать в  законный брак, при котором дети  получали права римского гражданства, а отцу принадлежала власть над детьми, и ius commercii - по определению Ульпиана - emendi vendendique invicem ius, т. е. право торговать, совершать сделки, а следовательно, приобретать и отчуждать имущество.

      Существенное значение имело деление римских граждан на свободнорожденных и вольноотпущенников (libertini); последние не только находились в зависимости от своих патронов (т. е. отпустивших их на свободу), но нередко и эксплуатировались ими. 

     На дееспособность физического лица влияли также всякого рода душевные болезни. Душевнобольные и слабоумные признавались недееспособными и находились под попечительством.

Ограничивались  в дееспособности также расточители, т. е. лица слабовольные, не способные  соблюдать необходимую меру в расходовании имущества и потому так расточающие его, что создавалась угроза полного разорения.

     В течение ряда веков существовали  серьезные ограничения правоспособности  и дееспособности для женщин.

      В качестве обстоятельства, отражавшегося на правовом положении римского гражданина, следует упомянуть еще умаление чести.

 3. Правовое положение латинов и перегринов.

       Гражданская эксклюзивность  ius civile, которая была доступна исключительно римским гражданам, предопределяла особый гражданско-правовой статус неграждан (hostes, peregrini), допустимость правильных сделок с которыми – commercium – специально устанавливалась законом.

Наибольшей  близостью к римским гражданам  отличались latini prisci (древние латины) – граждане городов в Лации.

      В эпоху Республики римляне  создавали на завоеванных землях  колонии, наделяя колонистов статусом  латинских граждан – colonii civium Latinorum. После 338г. до н.э. граждане этих колоний стали рассматриваться как особая категория – Latini colonarii. Располагая ius commercii и ius migrandi, они обычно были лишены ius conubii (если оно им не было специально предоставлено – Gai., 1,56-57). В эту эпоху латины, достигшие высших должностей в своих общинах,  получали римское гражданство (Gai., 1,96) и могли продолжить политическую карьеру в Риме: так называемое ius honorum. Если добавить к этому ius suffragii – право голосовать в народном собрании в Риме (в случае присутствия), которым располагали граждане латинских городов и колоний, - станет понятно, насколько несущественным было различие между римским и латинским гражданством, почему одно беспрепятственно переходило в другое.

Предоставление  прав римского гражданства в результате Союзнической войны 91-89гг. до н.э. всем латинам, а затем всем италикам повлекло распространение латинского гражданства за пределы Апеннинского полуострова.

      Заметной спецификой  отличалось положение Latini luniani – вольноотпущенников, получивших статус свободных по lex lunia Norbana. Эту категорию составляли лица, не принадлежавшие к какой-либо латинской общине, - их латинский статус, таким образом, просто выражал дефектность их положения в системе гражданских связей (Gai., 3,56). Latini luniani не располагали ius conubii и не имели ни активной, ни пассивной testamenti factio (права завещать или получать по завещанию) в отношении римских граждан. В остальном они были вполне правоспособными.

      Основное население  провинций (и Италии до Союзнической  войны) не имело прав римского  или латинского гражданства. На практике здесь продолжали применяться нормы местного права -  iura peregrinorum. Любой перегрин мог прибегнуть к суду римского провинциального магистрата, и его дело рассматривалось по нормам ius gentium или ius honorarium, принятым в данной провинции.

      Положение кардинально  меняется с изданием эдикта  Каракаллы (constitutio Antoniniana) 212г., предоставившего римское гражданство всему населению Империи. (4)

4. Правовое положение рабов.

      Оставаясь на всех  стадиях своего развития правом рабовладельческого общества,  римское право признавало правоспособными только свободных людей. Рабы были не субъектами, а объектами прав. Их правовое положение, в принципе, не отличалось от  положения вещей - servi res sunt . В то же время рабы всегда занимали особое положение в ряду объектов прав:  неуклонное проведение принципа «рабы суть вещи» оказывалось иногда, особенно с развитием гражданского оборота,  не согласным с интересами рабовладельцев

4.1. Личное положение рабов.

      Рабы, по выражению Paraphrasis Теофила, «безличны» - roswpoi. Право господина на раба является обыкновенным правом собственности - dominium или proprietas. При этом качество раба, как вещи, не есть лишь результат того, что некто имеет на него право; оно есть как бы его естественное, прирожденное свойство. Раб остается, поэтому, рабом даже тогда, когда он почему-либо в данный момент не имеет господина, например, господин бросает раба, отказывается от него (servus derelictus).

  

 

4 Д.В. Дождев «Римское частное  Право» - М., 1999г., с. 266-269

  властям в тех случаях,  когда жестокое обращение заставило  раба искать убежища в храме  или у статуи императора, расследовать  дело и принудить господина  продать раба в другие руки. Насколько все эти предписания  практически достигали своей цели - это другой вопрос, но юридически власть господина над личностью раба уже не безгранична.

4.2. Имущественное положение рабов.

     Раб, как вещь, не  может иметь какого-либо своего  имущества, не может иметь каких-либо  своих прав. Из того же принципа логически вытекало бы, что воля и действия раба не могут иметь никакого значения в юридической жизни. Однако последовательное проведение этого принципа было бы сплошь и рядом не в интересах самих господ. Раба можно эксплуатировать в качестве делового агента, но для осуществления этого необходимо признание, по крайней мере, в известных пределах, юридической силы за действиями рабов. И право, действительно, не взирая на логическое противоречие, дает такое признание.

Уже издревле рабу приписывается способность приобретать - конечно, в пользу своего господина. Он ipso jure приобретает своему господину не только все то, что он добывает своим личным трудом, но и то, что он получает при посредстве юридических сделок (покупки, дарения и т. д.). За ним признается, таким образом, способность совершать юридические акты, т. е. юридическая дееспособность. Развитие экономической жизни и усложнение приемов промышленной и торговой деятельности открывало для господ новые способы выгодной эксплуатации рабов, но эти способы могли вести к цели лишь под условием признания известной ответственности господина за юридические действия рабов. Это признание и дает преторский эдикт, допуская в известных случаях иски против господ. Все эти иски носят общее название actiones adjecticiae qualitatis на том основании, что здесь к указанной выше натуральной обязанности самого раба (obligatio naturalis) прибавляется adjicitur - исковая

Информация о работе Римское право